Конкурсы учителей каждый год проходят почти во всех субъектах РФ. Помешать педагогическому празднику теперь могут только самые исключительные обстоятельства. Осенью победители региональных конкурсов съезжаются в Москву на конкурс Всероссийский. Лучшие из лучших, они чувствуют себя довольно уверенно и в победе не сомневаются. Но победа дается далеко не всем, и приходится непобедившим возвращаться к себе домой с обидным осадком на душе, объясняться с управленцами от образования, институтами повышения квалификации, ловить не всегда доброжелательные взгляды коллег по учебному заведению. Как говорится, победа - одна на всех, поражение - личное дело каждого проигравшего. Но самая большая беда и досада в том, что, как правило, в регионе не анализируют, почему же такой замечательный, лучший учитель региона не стал победителем на российском уровне. А это надо делать обязательно, хотя бы потому, что надо разобраться: были ли поражение или победа отражением состояния дел в региональном образовании, каково это состояние, если признанное в регионе образцом на российском уровне никого не потрясло, и т.д. Вопросов много, ответить на них непросто, и, наверное, первым шагом к этому может быть некий анализ московского конкурса, который завершился громким красочным праздником в Киноконцертном зале «Россия». Скажу сразу, что к празднику у меня претензий нет, в нем участвовали хорошие артисты, в зале за «пятерку», вышедшую в финал (Наталья Тютчева и Ирина Кузнецова - учительницы начальных классов, Мария Крайко - учитель математики, Леонид Логинов - учитель физики и Татьяна Федорова - учитель русского языка и литературы), болели коллеги, их громко поддерживали из зала многочисленные ученики, им вручали подарки, сказали много добрых слов первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Ивановна Швецова и руководитель Департамента образования столицы Любовь Петровна Кезина. Словом, все было празднично, душа ликовала и воспаряла.

Что было совсем, что называется, «не в дугу», так это конкурсные задания, которые предлагали «пятерке», чтобы определить победителя, и то, что в высококлассном шоу (автор сценария Сергей Казарновский, режиссер Сергей Петров) учителя-конкурсанты порой выглядели потерянными. Подчас не концертные номера, а конкурсные испытания казались вкраплениями в праздник. Но все это на самом деле не такая уж большая беда. Беда в том, что многие сидящие в зале «Россия» могли принять этот праздник за все определяющую процедуру выявления лучшего учителя. Немногие понимают, что шоу - верхушка айсберга, для многих, да почти для всех, обычно скрыто то, что происходит в течение долгого времени в совсем непростые для конкурсантов дни. А происходит много интересного, потому что в образовании самое главное - уроки и те, кто эти уроки дает, - учителя. Вот об учителях, уроках и конкурсе стоит поговорить подробней.

Москва априори должна быть победительницей в любом педагогическом конкурсе, потому что сложно себе представить еще один регион, где коллектив учителей был бы столь сильным и творческим, где образованию было бы уделено такое внимание, где, в конце концов, работникам образования обеспечивали такую материальную поддержку. Так должно быть, потому что Москва - лучшая из лучших, это признано, с этим трудно спорить. Но если все так на самом деле, то что ответить на сакраментальный вопрос: почему на Всероссийском конкурсе победитель-москвич на тринадцать лет только один - Александр Евгеньевич Глозман?

Александр Глозман стал первым и в Москве, и в России потому, что за ним стоял, во-первых, коллектив школы, во-вторых, коллектив преподавателей технологии и весь педагогический коллектив Северо-Восточного округа, а потом и всей Москвы. Очень хорошо помню его уроки, где проявилась личностная уникальность Александра Евгеньевича, но где был обобщен и весь московский опыт. Участие в конкурсе оказалось для Глозмана не личным поступком (хотя и этим во многом тоже), а делом коллективным, в хорошем смысле слова защитой школьного, окружного и городского педагогических мундиров. Так нынче бывает редко, потому редки победы Москвы на Всероссийском конкурсе. Руководители округов говорят, что они заботятся о конкурсантах, но статистика упрямо демонстрирует их истинное отношение к конкурсу. В прошлом году пять округов в городском конкурсе не участвовали, а это половина имеющихся, самые сильные - учреждения городского подчинения - представлял на городском же уровне один участник, а профтехобразование вообще никто не представлял. Правда, в этом году против прошлого года в городском конкурсе соревновались не 16, а 34 педагога. Мощные по численности команды выставили Центральный (6 человек), Северо-Восточный (6 человек), Южный (5 человек) округа, но по одному участнику имели в финале Северный, Северо-Западный и Юго-Западный. Правда, мне могут сказать, что конкурс хорош не числом участников, а победителем, и то, что победительница именно из Юго-Западного округа, в этом споре сильный аргумент. Но, как мне показалось, победа не столько заслуга округа, подготовившего Татьяну Викторовну, сколько личная победа человека, сумевшего найти в себе силы вести урок тогда, когда в семье случилось горе (умер очень дорогой и близкий родственник), причем вести его так, чтобы не получать победные очки как результат сочувствия к происшедшему.

Тут кто-то может сказать: а не противоречите ли вы сами себе, уважаемая, вы ведь все речь ведете о том, что победа в конкурсе для педагога должна быть не только личной, но и общей, коллективной, а здесь явно сбиваетесь на роль личности в истории. А роль личности в таком конкурсе отменить нельзя, без личности никакого конкурса и успеха в нем не будет вовсе. И хоть, может быть, не совсем корректно проводить параллели педагогического состязания и спортивного, но в спорте личностные данные (обязательные) способствуют победе в личном зачете только тогда, когда с этой личностью работает команда подготовки: тренер, врач, хореограф, композитор. Не случайно успех спортсмена связывают с именем тренера, и это закон для любого состязания. Думаю, для педагогического тоже. Тем более педагогического. Кстати, не случайно победительница в номинации «Дебют» Мария Коновская - студентка музыкального факультета МПГУ и одновременно учительница в школе №1732. В том округе - Северо-Восточном, где очень хорошо ведется работа с педагогическими кадрами. Так хорошо, что вакансий в учебных заведениях нет. Конкурс для Марии стал подтверждением отличной работы в школе и в округе, она вузом, школой и округом была к конкурсу подготовлена. Чего в этом смысле нельзя сказать о всех участниках.

Школа должна готовить своего кандидата к окружному конкурсу. Как, например, это делала школа №1927, давшая Москве победителей городского уровня Андрея Милехина и Ирину Хачатрян, а в этом году отправившая на московский конкурс Ирину Кузнецову. Учителя незаурядного, давшего блестящий урок в чужой школе, но представившего урок немыслимой сложности на городском конкурсе, не позволивший жюри принять его как образец для начальной школы. Почему так произошло? Да потому, что округ не готовил к уроку-импровизации Ирину Владимировну, не рассматривал ее выступление на конкурсе как демонстрацию собственной педагогической силы. Это было как бы дело самой Кузнецовой и ее школы. А так быть не должно. Московский уровень - серьезная подготовка к российскому конкурсу. Но конкурс педагогов - не конкурс красоты, должны быть иные критерии, иная подготовка (кстати, красавиц-то к их конкурсу тоже готовят по своим методикам!). Нам надо, кстати, на всех уровнях определиться, что конкурс учителей не выставление одного перед другим напоказ (учителя для этого слишком скромны и слишком серьезны), а формирование образа учителя, наиболее привлекательного для всех - для общества, для государства, для коллег, для родителей и учеников. Не только внешне, не только личностью, но и содержательным творчеством. Премия президента, которую получает российская «пятнашка», награда очень серьезная, свидетельствующая о своеобразном знаке педагогического качества. Этому качеству нужно соответствовать по многим показателям. И работать над этим качеством на всех уровнях.