Стратегия проекта заключается в разработке прогностических педагогических ситуаций и модели образовательного процесса на основе категорий «жизненного пути» и «жизненных стратегий» человека. Обладать большим профессиональным опытом сегодня недостаточно для того, чтобы выполнить поставленные задачи перед педагогами в рамках этого проекта, образ современного учителя - обладателя образовательной культуры, знатока классиков педагогической мысли прошлого, основателей современной системы преподавания предметов в школе и стандартов XXI века, модератора педагогических технологий - может быть дополнен еще многими качествами. Но успешность такого учителя и его учеников напрямую зависит от «жизненной стратегии» и умения прогнозировать педагогические ситуации.
Поэтому участие в проекте было одобрено большинством педагогического коллектива школы №2025 и способствовало модернизации методической работы: методические объединения учителей-предметников заменены на проектно-исследовательские группы, целью которых стало инициирование педагогического творчества коллег и их заинтересованности в успешности деятельности всей школы. Наиболее интересными стали проектно-исследовательские группы «Образовательный проект - эксперимент «Comenius-420», «Моделирование урока с позиции метода педагогического прогнозирования», «Воспитательная работа школы в рамках проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО». Двадцать восемь учителей школы поступили на курсы повышения квалификации МИОО «Учитель как автодидакт. Научные основы разработки и продвижения авторского проекта педагога (теория и практика)», была создана система открытого информационного пространства учителя в школе через локальную сеть, разработана технология проведения открытых уроков и воспитательных мероприятий в школе.
В процессе обучения на курсах и деятельности в проектах стало ясно, что для учителя очень важно широкое общение с коллегами, которые исследуют подобные проблемы в стране и за рубежом. Это вызвало необходимость и потребность коллектива учителей в том, чтобы принимать участие в педагогических конференциях, форумах и проектах московского региона, российского и международного уровня, например, только в ноябре 2012 года педагоги школы участвовали в работе таких педагогических фестивалей, конференций, форумов, как:
    Минский молодежный фестиваль педагогических идей и решений: группа начинающих педагогов школы представила свой опыт в рамках мастер-классов;
    VIII Международная научно-практическая конференция - Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения» (город Саранск): интегрированный урок математики и русского языка дали в Саранской гимназии опытные педагоги Н.Голубева и Т.Яковлева;
    Пражская Международная научно-практическая конференция: делегация учителей участвовала в дискуссии «Особенности образовательной системы единой Европы» в Карловом университете и ознакомилась с опытом чешских коллег в средней общеобразовательной школе Праги.
Огромную роль в организации и проведении выездного педагогического форума в Праге сыграла директор Института профессионального развития работников образования Карлова университета Яна Конова, именно она составила нашу программу, насыщенную и полезную для участников.
Нашей делегации за короткий период пребывания в Праге удалось посетить Zakladni skola Kunratice в районе Прага-4. В этой школе детей обучают с 1-го по 9-й класс, затем они поступают в старшую школу, где учатся еще 4 года. В школе 600 учащихся и 23 класса, что сопоставимо со среднестатистической школой Москвы. Директор школы Vit Beran, проводя нам ознакомительную экскурсию по школе, часто переходил на русский язык. Видимо, наша заинтересованность многими образовательными вопросами, попытки выяснить способы решения наших интернациональных педагогических проблем подкупала пана директора. А когда речь зашла о прогнозировании успешности учеников, он предложил нам интересную теорию, как работать с разноуровневым коллективом учеников. Наши учителя посетили уроки своих коллег, администрация предусмотрела организацию посещения уроков по предметным кафедрам, поэтому нам удалось составить представление об уроках развития речи, математики, биологии, истории, чешского и английского языков. Все московские учителя отметили, что ребята много работают самостоятельно: учитель лишь координирует их действия. Много творческих работ представлено в школьных коридорах и классных помещениях.
Я побывала на уроке истории, который проводил Mgr. Bc. Vichal Stritezsky. Учебное оборудование исторического кабинета позволяло поддерживать высокий темп урока, сочетать различные методики преподавания и проведения опроса, объяснения нового материала. Для меня было интересным то обстоятельство, что чешские коллеги работают в той же системе внеурочного общения, в личном интернет-пространстве (система MOODLE). Например, домашнее задание необходимо было выполнить и разместить на странице педагога. Безусловное преимущество - наличие личных ноутбуков у каждого ученика, где размещены электронный вариант учебника, рабочей тетради, тетради-контролера. Директор школы пояснил нам, что приобретение ноутбуков - часть государственной политики по изменению учебного пространства. Родители приобретали компьютеры за свой счет, но по приемлемым ценам. Наблюдая за напряженной работой учителя и учеников, я наслаждалась темпом речи чешского языка, мягкими согласными и удивительно красивым ударением (например, «иллюстрации» по-чешски «образки»). Тема урока близка каждому учителю истории: «Просвещенный абсолютизм в Австрии. Реформы Марии-Терезии». Казалось, замени имя императрицы - и можно легко перейти к теме российского просвещенного абсолютизма. Любопытно было использование метода мини-проекта на этапе рефлексии на уроке: учитель предложил классу назвать не менее трех понятий по определенным вопросам урока. Среди заданных тем была и тема «Россия XVII века». Чешские школьники назвали такие понятия, как «Смута», «династия Романовых» и «Сибирь». Затем ученики менялись подобранными понятиями по темам и создавали устный рассказ. По моим представлениям, каждый ученик мог быть аттестован на уроке не менее 4 раз, причем в разных видах ученической деятельности: работа с электронными пособиями, работа со структурированным материалом - таблицей, тестирование и мини-проект. Я поняла, что наши насущные воспитательные задачи и методы работы требуют обновления содержания, практического приложения теории, умения находить партнеров по деятельности.
Особенно интересен нам был опыт работы школы с родителями, управой, правительственными и общественными организациями. Родители, отдавая своего ученика в школу, осознают, что ребенок находится в школе целый день, поэтому принимают участие в создании комфортной ученической среды. Помимо их материального участия, работы в управляющем совете школы в школе действует проект «Образование для родителей», родительское кафе, где обсуждают те вопросы, которые тревожат самих родителей, например, «Чтение для маленьких детей», «Как пережить лето с подростками». Школа организует обязательные выезды на горные курорты зимой и летом за счет средств родителей (катание на горных лыжах, отдых). Общественная организация «Пражские матери» предложила школе помощь в реализации электронных карт на обед. Кстати, никому нельзя, переступая порог классного кабинета, брать в руки мобильный телефон (все телефоны на учебный период с 8.00 до 14.00 выключены). Дети общаются с учителями уважительно, в классе может быть при выполнении группового задания или проекта рабочий шум, но в нужный момент ученики быстро концентрируют свое внимание на учителе. В школе прекрасный спортивный зал, много спортивных секций (они работают на платной основе), есть помещения для отдыха и работы с ноутбуками. Школа пользуется спросом у населения своего района, так как в ней хорошо построен образовательный процесс, большой спектр платных дополнительных услуг.
Второй частью нашей педагогической программы было посещение одного из самых старейших университетов Европы - Пражского университета. В 1348 году его основал чешский король и римский император Карл IV. Прошло столько времени, но архитекторам удалось соединить современные залы университета с подлинными аудиториями, где выступали самые светлые умы Европы: Никола Тесла, Франц Кафка, Эрнст Мах, Милан Кундера и, конечно же, Ян Гус. Мы прошли по самым значимым залам университета, а затем все вместе отправились на встречу с профессорско-преподавательским составом и студентами педагогического факультета Карлова университета. Приветствовали учителей нашей школы профессор педагогических наук, доктор философских наук, заместитель декана факультета Михаил Неделка, доктор философских наук, доктор педагогических наук, директор Института профессионального развития учителей Яна Конова. От нашей школы выступали кандидат педагогических наук, директор школы Ирина Малахова и я - учитель истории и обществознания. Самое удивительное, что нам не потребовались переводчики: мы смогли дискутировать на русском языке - и преподаватели, и студенты понимают русский язык, с удовольствием говорят на русском языке. Хотелось бы отметить заинтересованность преподавателей и методистов университета в возможной педагогической практике в московских школах для студентов педагогического факультета. Вопросов, которые нам задавали на дискуссии, накопилось много, основная их часть была связана с проблемами преподавания предметов в массовой школе, с особенностями образовательной политики России на современном этапе. Неожиданно большой интерес вызвал презентационный видео- и фотоматериал о нашей школе, внеклассной и внеурочной деятельности. Нам пришлось комментировать обыденные события школьной жизни, что говорит о том, насколько мало информации о нашей стране, системе образования представлено в европейском сообществе. Думаю, мы можем считать, что нам удалось достичь своей цели - стать ближе к такой понятной и далекой Европе.
Отмечу, что подобные педагогические мероприятия - кратковременные педагогические погружения в каждодневную действительность наших коллег - способствуют совершенствованию нашей работы. По итогам поездки в школе №2025 прошел педагогический совет, на котором участники поездки поделились своими наблюдениями, высказали советы по организации уроков, выбору методических приемов и технологий. Многие выступавшие отмечали, что, перечитывая работы Коменского, каждый современный учитель найдет в словах Яна Амоса ответы на актуальные вопросы организации наших уроков, что поможет выработке педагогической стратегии для успешности в жизни наших учеников.
В 2013 году международный проект «COMENIUS-420» трансформировался в проект «COMENIUS-425», посвященный 425-летию Коменского в 2017 году. Найденные формы профессионального взаимодействия будут сохранены и станут опорой для поиска новых партнеров и способов совместного педагогического исследования.

Нина БАУЛИНА, заслуженный учитель РФ, учитель истории школы №2025