Испанский язык - один из самых распространенных языков в мире. На нем говорят более 500 миллионов человек, то есть около 10% населения планеты и 25% населения США, где испанский - второй государственный язык в некоторых штатах. Испанский признан государственным языком в 21 стране мира, это официальный язык Организации Объединенных Наций, Европейского Союза и Организации американских государств.
Сегодня по программе испанского бакалавриата в России можно учиться в 5 школах Москвы и Санкт-Петербурга. На протяжении 8 лет, с 4-го по 11-й класс, идет обучение по специально разработанной программе. Уроки ведут носители языка, прошедшие специальный отборочный конкурс у себя на родине, и российские преподаватели высшей категории.
Программа испанского бакалавриата соответствует духу и букве положений международного бакалавриата и в первую очередь рассчитана на то, чтобы дать учащимся знания, умения, необходимые в жизни каждому, независимо от профессии, а также навыки социальной адаптации. В рамках программы главный акцент делается на академические достижения, умение критически мыслить, навыки самостоятельной работы. Благодаря такому подходу у учеников повышаются мотивация и интерес к знаниям и, следовательно, успеваемость.
Учебный план испанского бакалавриата разработан таким образом, чтобы максимально продуктивно взаимодействовать с основной образовательной программой, тем самым международная программа дополняет и обогащает российскую систему образования, способствуя сохранению и приумножению достижений отечественной школы. (См. таблицу.)
В 2012-2013 учебном году в методическое объединение испанского бакалавриата школы входят 11 российских преподавателей испанского языка, 6 преподавателей из Испании, Кубы, Перу, Мексики. Преподаватели бакалавриата регулярно проходят курсы повышения квалификации на базе МИОО, АПКиПРО, Института Сервантеса в Москве, РГГУ им. Шолохова, Релод «Оксфордское качество», в университетах Мадрида, Сантьяго, Гранады, Алькала де Энарес (Испания), МПГУ, «1 сентября», МЕЛТА, Лонгман, Макмиллан, НИИСРО.
Среди реализуемых новых педагогических технологий стоит упомянуть принцип «Открытая аудитория», разработанный мадридским Университетом имени К.Х.Селы, систему «Учись учиться», апробированную в Испании на основании Болонской конвенции, принципы мыследеятельностной педагогики (наша школа - участник городской инновационной площадки), проектную и научно-исследовательскую деятельность учащихся. На занятиях мы используем электронные ресурсы виртуальной библиотеки Института Сервантеса (www.cervantesvirtual.com), дидактические ресурсы по истории и географии Испании, рекомендованные Министерством образования Испании (www.educacion.gob.es/exterior/ru/es/enlaces/enlacesgh.shtml), дидактические материалы по практике речи (www.auladeletras.net/Aula_de_ Letras/Inicio/Inicio.html). Учащиеся бакалавриата пользуются ресурсами школьного музея испаноязычной культуры «Палома»: более 5000 книг испанских и латиноамериканских издательств, 200 выставочных экспонатов.
Особый упор делается на осуществление междисциплинарных проектов, социальное взаимодействие, активное участие детей в общественной деятельности: участие в проектах и акциях ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия, сотрудничество с фондом Достоевского (Таррагона, Испания) и Русским домом (Мадрид), шефство над Ново-Петровским детским домом, работу в школе четырех музеев (музей боевой славы «Во имя Родины», уголок русского быта, музей истории и культуры Испании и Латинской Америки «Палома», археологический музей «Юный археолог»), международные конкурсы детского рисунка (Мексика), международный конкурс интернет-блогов (Испания), международный театральный фестиваль школьных театров на испанском языке (Болгария, Польша, Испания, Словакия, Россия), международный конкурс тематического фотомонтажа, городской школьный конкурс трейдеров «Звездный управляющий Star Money», городской конкурс социально-экономической направленности «Если бы я был главой управы» и многие другие. Ученики бакалавриата - лауреаты международных конкурсов, посвященных творчеству Мигеля де Сервантеса, Мигеля Эрнандеса (Испания), конкурса «Языки без границ» (Мексика). По инициативе школы в САО ежегодно проходит окружной Фестиваль автономных областей Испании, который стал традиционным и проходит при поддержке Испанского культурного центра в Москве.
Мы гордимся победой на международном конкурсе школьников за продвижение глобального предпринимательства «Studentsforthe Advancementof Global Entrepreneurship» в составе сборной команды САО: 2011 год (Баффало, США) - 1 золотая медаль, 2012 год (Сан-Франциско, США) - 3 золотые медали. Ежегодно школа принимает участие в городском школьном конкурсе трейдеров «Звездный управляющий Star Money», сотрудничает с Финансовым университетом при Правительстве РФ, участвует в конкурсах, дебатах, конференциях, семинарах (9-11-е классы), проводит мониторинг финансовой грамотности школьников 10-11-х классов (МФПУ). Учащиеся 10-11-х классов учатся писать эссе и рецензии на литературные произведения, ученики 5-11-х классов реализуют исследовательские междисциплинарные проекты на испанском и английском языках в рамках научно-практической конференции «LINGVA».
Реализация программы испанского бакалавриата осуществляется с привлечением разных источников финансирования - как бюджетных, так и внебюджетных. Министерство образования Испании частично финансирует проект: выплачивает бонусы испанским преподавателям, ежегодно предоставляет учебные материалы испанских издательств ANAYA, EDELSA, EDITEX, SGEL, UNED, SOGEPAQ (1500-2500 евро в год), организует бесплатные образовательные и культурные программы с проживанием в Испании для лучших учащихся, организует ежегодный Международный театральный фестиваль школьных театров на испанском языке.
Для того чтобы получить диплом об окончании испанского бакалавриата, выпускник школы должен окончить программу, выполнив все требования: успешно сдать два письменных и два устных экзамена, защитить проект, выбрав одну из предложенных кросс-культурных тем. Тематика проектных работ, выносимых на защиту в 11-м классе, - это «Сопротивление испанских и русских народов Наполеону. Наполеоновские войны в Испании и Отечественная война 1812 г. в России», «Отмена крепостного права в России и Испании», «Испанцы на службе российского царского дома», «Терроризм в современном мире», «Инструмент сепаратистов в Испании», «Испания во Второй мировой войне», «Русская эмиграция в Латинской Америке. Духовная связь с родиной».
В экзаменационную комиссию входят представитель Министерства образования Испании, атташе по вопросам образования Посольства Испании в РФ, директора и учителя школ, работающих в системе испанского бакалавриата. Ежегодно школа выпускает 15-25 учащихся со степенью испанского бакалавра (от 30 до 50% от общего числа выпускников). Высокий уровень владения испанским языком позволяет выпускникам бакалавриата сдавать ЕГЭ по испанскому языку с результатом 90-100 баллов, благодаря чему наши выпускники могут реализовывать свои самые смелые мечты о продолжении образования в лучших университетах Москвы (МГУ, МГИМО, Финансовый университет при Правительстве РФ, ВШЭ). Предмет особой гордости то, что большинство выпускников остаются получать образование в России и лишь небольшая часть (10-15%) поступают в зарубежные вузы.
Говоря о рисках и сложностях, с которыми мы столкнулись в процессе организации работы по реализации международной программы, во-первых, стоит сказать об адаптации российских и испанских учебных программ и планов, во-вторых, о том, что учебная нагрузка учащихся школы значительно возрастает. Это требует составления сбалансированного расписания занятий и скоординированного графика промежуточной и итоговой аттестации, регулярного контроля дозирования домашних заданий, проведения консультаций и разъяснительной работы с родителями учащихся. Отдельно стоит упомянуть о трудностях адаптации иностранных преподавателей к российским реалиям, о методике, нормах и требованиях системы среднего образования РФ, системе оценивания, мониторинге результативности. Администрации школы приходится решать вопросы, связанные с оформлением иностранных преподавателей в соответствии с российским трудовым и миграционным законодательством (регистрация в УФМС, получение квоты на привлечение иностранной рабочей силы, заключение трудового договора) и с обеспечением жизнедеятельности иностранных специалистов (оформление медицинской страховки, визовая поддержка, аренда квартиры).

Информация к сведению


Внедрение и апробация международной образовательной программы способствовали объединению коллектива вокруг инновационной идеи. Школа обладает высоким кадровым потенциалом. Из 80 учителей 13 - выпускники нашей школы, шесть - заслуженные учителя РФ, 13 учителей награждены знаком «Отличник просвещения России», восьми учителям присвоено звание «Почетный работник образования РФ», среди учителей школы 10 кандидатов наук, 11 победителей ПНП «Образование», 5 учителей - авторы утвержденных Экспертным советом Министерства образования и науки РФ и изданных в издательстве «Просвещение» общероссийских комплектов по испанскому языку для школ с углубленным изучением испанского языка в соответствии с ФГОС нового поколения. Заместитель директора по иностранным языкам, заслуженный учитель РФ М.Полисар удостоена ордена Дружбы, трех государственных наград Королевства Испания - Дамский бант за гражданские заслуги, орден Изабеллы католической и орден Альфонсо Х Мудрого за вклад в укрепление дружбы между Россией и Испанией. По итогам 2011-2012 учебного года наша школа стала лауреатом гранта мэра Москвы в сфере образования за достижение высоких результатов в образовательной деятельности.
Школа имеет традиции, в том числе связанные с культурой Испании и Латинской Америки. Мероприятия регулярно собирают большое число гостей, среди них - Чрезвычайный и Полномочный посол Королевства Испания в России, послы Мексики и Боливии в РФ, министр образования Испании, депутаты Государственной Думы РФ, директор Института Сервантеса в Москве, известные испанисты, деятели культуры, искусств и образования, политики, представители российских и испанских СМИ.


Ирина АНУРОВА, директор школы, выпускница МПГУ и Университета Комплутенсе (Мадрид), кандидат педагогических наук, дважды лауреат премии «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования», лауреат Премии Президента РФ «Лучшие учителя России» в рамках ПНП «Образование»