БАМ не имеет себе равных по сложности климатических, инженерно-геологических и гидрологических условий. Трасса в 3145 км пересекает 7 горных хребтов. Через 6 из них пробиты тоннели общей протяженностью 25,3 км. Самый большой - Северо-Муйский - более 15 км. БАМ пересекает 16 крупных рек, а всего более 3 тысяч водных преград. И через каждую возведены железнодорожные и автомобильные мосты.

Эта современная высоко технически оснащенная железная дорога, сооруженная с соблюдением всех социально-бытовых и культурных требований, экологических мер, открыла новые возможности экономического и социального развития ряда регионов России и дальних, в том числе и трансконтинентальных перевозок грузов.

Идея сооружения железной дороги мимо северной оконечности Байкала рассматривалась не раз, начиная с 80-х годов второй половины XIX и в начале XX века. Само название - Байкало-Амурская магистраль - появилось в 1930 г., а в 1932 г. Совнарком СССР принял решение о строительстве ее первой очереди. В строительстве БАМа и других железнодорожных линий переплелись подвижнический труд инженеров-изыскателей, проектировщиков, строителей и рабский труд сотен тысяч заключенных ГУЛАГа, одним из крупнейших подразделений которого стал БАМлаг. Для многих из них железнодорожный путь стал общей могилой и общим памятником.

До Великой Отечественной на БАМе было уложено более 600 км железнодорожного полотна. С началом войны дорогу законсервировали. На некоторых участках даже сняли шпалы и рельсы, которые понадобились в 1942 г. на строительстве в прифронтовой полосе. А в 1943 г. о самом восточном участке БАМа вспомнили в связи с угрозой нападения Японии. Там развернулись работы, и 19 июля 1945 г. от пристани Пивань на Амуре на восток к Тихому океану пошел первый поезд, открылось движение от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани, в 1951 г. - от Тайшета до станции Лена, а полностью линия была введена в постоянную эксплуатацию в 1958 г.

С 1967 г. вновь начались проектно-изыскательские работы по трассе БАМа. 5 апреля 1972 г. отсыпаны первые кубометры грунта в насыпь железнодорожного полотна, а 14 сентября уложено первое звено новой линии. 8 июля 1974 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

Железнодорожным войскам поручили строительство части магистрали от Тынды до Комсомольска-на-Амуре - около полутора тысяч километров, которые затем стали именовать Восточным участком БАМа.

Зимой 1974-1975 гг. в сорокаградусные морозы воины-железнодорожники высаживались на таежные плацдармы и приступали к разбивке будущих военных городков. Бездорожье, снежные заносы, скалы... Через них надо было провести в глубь тайги экскаваторы, бульдозеры, автомашины. Это была небывалая по масштабам, срокам и сложности операция. Основными принципами строительства были максимальная индустриализация и механизация, применение передовой технологии работ.

На Восточном БАМе был почти полный комплекс неблагоприятных физико-геологических явлений. Почти две трети трассы проложено в вечной мерзлоте. Не раз бывало - «выдыхалась» самая мощная техника, ломались сверхпрочные буры, скалы не желали отступать даже перед сверхмощным взрывом. Но характеры бойцов стальных магистралей оказались крепче скал. Они одолевали все преграды и шли вперед.

В истории строительства БАМа немало знаковых событий. Вот лишь некоторые из них.

13 июня 1974 г. рядовые Алексей Кравцов, Василий Ковбаса и Георгий Евдокимов отсыпали первые кубометры грунта в притрассовую автодорогу. Самоотверженным трудом воинов-железнодорожников автодорога Февральск - Урагл - Березовка протяженностью 596 км была сооружена к 1977 г., а участок от Февральска до Тынды - в 1981 г.

5 февраля 1975 г. рядовой Леонид Смирнов забил первый костыль в рельсовое звено пути, а 9 мая 1975 г. была введена в эксплуатацию 180-километровая линия БАМ - Тында.

В истории БАМа - и эпопея строительства и спасения временного моста через реку Бурея, и трудовой подвиг воинов стальных магистралей по возрождению Дуссе-Алиньского тоннеля. Военные инженеры Ж. Исаакян, А. Ковальчук и Г. Грошев предложили оригинальный способ: растопить лед в тоннеле теплым воздухом. Он был очищен ото льда в четыре раза быстрее. И путейцы офицера В. Нестеренко за 2 дня проложили через тоннель рельсы.

Еще одна памятная дата - 30 июня 1979 г., когда было замкнуто дальневосточное кольцо. По 500-километровому участку, построенному солдатскими руками, из Ургала в Комсомольск-на-Амуре отправился первый поезд.

Главное событие в истории строительства БАМа - стыковка Восточного участка. Во второй половине 1983 г. идея досрочной укладки рельсов «заразила» всех. Офицеры и солдаты, гражданские специалисты работали почти круглосуточно. И 17 апреля 1984 г. открылось сквозное железнодорожное движение поездов по Восточному БАМу.

На разъезде имени В.П. Мирошниченко встретились шедшие навстречу друг другу путеукладчики капитана И. Савченко и старшего лейтенанта В. Лагушкина, два путевых батальона: с востока - февральской бригады под командованием полковника Г. Когатько и с запада - зейской бригады В. Почтаря. Соединились два корпуса - генерал-майоров Ю. Юдина и А. Зимина. К этому событию воины-железнодорожники шли почти 10 лет.

28 апреля в торжественной обстановке уложили «золотое» звено и состоялась стыковка Восточного участка. В тот день Маршал Советского Союза С.К. Куркоткин вручил вымпелы министра обороны «За мужество и воинскую доблесть»

39-й бригаде Г.И. Когатько и 4-й бригаде А.Б. Малаховича. А 1 октября 1984 г. на станции Куанда уложили «золотое» звено строители «Главбамстроя», а 27 октября открылось движение по всей Байкало-Амурской магистрали.

Понадобилось еще 5 лет напряженного труда воинов-железнодорожников, чтобы сдать магистраль в постоянную эксплуатацию. 29 сентября 1989 г. весь Восточный участок БАМа вступил в строй действующих линий Министерства путей сообщения.

Размах и объемы работ поражают воображение. С 1974 по 1984 г. Железнодорожные войска уложили более 1 449 км главного пути и 330 км станционных путей, выполнили более 220 тысяч кубометров земляных работ, построили 1217 искусственных сооружений, в том числе 45 больших и 296 средних мостов.

Тысячи воинов-железнодорожников награждены медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», свыше двухсот удостоены государственных наград, а генералам и офицерам Г.И. Когатько, В.В. Куприянову, М.К. Макарцеву, С.Н. Пальчуку, А. А. Шанцеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

БАМ - это невиданные темпы и рекордно высокие показатели строительно-монтажных работ, взлет инженерной мысли, организаторского таланта и уникальность воплощения замыслов проектировщиков. Это трудовой героизм участников стройки, бесценный опыт организации жизни и деятельности частей и соединений Железнодорожных войск в экстремальных условиях. Это школа мужества и профессионального мастерства целого поколения воинов-железнодорожников.