В том, что система образования активно занялась вопросами охраны здоровья школьников, сыграла свою роль не только обеспокоенность критическим ростом детской заболеваемости и инвалидности, но и элементарная логика. Как правильно отметили в своей программе по оздоровлению школьников специалисты Красноярского центра медицинской профилактики, «в своей деятельности школа должна исходить из двух взаимосвязанных базовых положений - образования и оздоровления, основные цели которых не являются независимыми, так как полноценное образование возможно только при наличии здоровья, действительное же оздоровление недостижимо без надлежащего образования».

За прошедшие 15-20 лет российская школа все заметнее становилась одной из основных причин развития хронических заболеваний у детей и подростков. Многочисленные споры по поводу того, является ли школа причиной ухудшения состояния здоровья детей и можно ли отнести все выявляемые отклонения в их здоровье к патологии, нельзя считать основополагающими и акцентировать все внимание на этих межотраслевых дискуссиях, когда делаются выводы в угоду того или иного ведомства. При наличии любого отклонения от нормальных физиологических показателей ребенок должен быть отнесен к группе риска. Естественно, таким детям необходимы углубленная диагностика, коррекция или лечение, в противном случае эти отклонения неминуемо приведут к нездоровью если не в подростковом возрасте, то в ближайшем будущем, чаще всего в виде гипертонической болезни, ишемической болезни сердца или различных неврозов.

Важным решением стало введение ежегодной диспансеризации детей и подростков. Однако многие проблемы, связанные с образованием, не могут быть выявлены и анализированы той формой диспансеризации, которая была использована в прошлом году. Школе необходим прежде всего школьный врач, а не участковый педиатр. Ибо многочисленные задачи, встающие перед врачом школы на современном этапе, требуют специальной подготовки, учитывающей многие недостатки во взаимоотношениях всех заинтересованных и вовлеченных в процесс образования лиц.

Эти доводы послужили основанием для создания специальной программы, которую взялся реализовать фонд «Клиника ХХI века», являющийся координирующим центром в Российской Федерации по международной программе ВОЗ «Больницы, содействующие здоровью» (Health Promoting Hospitals). Пилотная программа ведется на базе ряда школ Москвы, Красноярска и Кемерова.

Полноценная диспансеризация и тщательный анализ полученных данных позволят на первом этапе определить схему мониторинга охраны здоровья школьников введением скрининг-тестов, валеологических и здоровьесберегающих технологий, полноценной системы профилактики, рационального питания и обучающих программ для педагогов и родителей. Аналогичная схема дистанционного мониторинга здоровья школьников и распространения виртуальных программ обучения принципам здорового образа жизни станет действенным инструментом в реализации актуальнейшей задачи сохранения и укрепления здоровья школьников.

В конце 70-х годов ХХ столетия в СССР в целях снижения смертности от болезней системы кровообращения и злокачественных новообразований по инициативе академиков Н.Н.Блохина и Е.И.Чазова были сформированы централизованные специализированные структуры - Онкологическая и Кардиологическая службы страны. Благодаря созданию и функционированию единой вертикали - от головных учреждений до онкологических и кардиологических диспансеров и даже до кабинетов кардиолога и онколога в участковой поликлинике - началось заметное снижение показателей смертности, особенно в кардиологии.

Есть все основания полагать, что сегодня крайне актуальной является такая реструктуризация в педиатрической помощи - формирование отдельной специализированной службы охраны здоровья школьников (в пределах соответствующих штатных единиц, имеющихся в детских поликлиниках и в региональных департаментах здравоохранения) - в виде структуры федерального подчинения непосредственно Департаменту охраны здоровья детей и подростков Минздрава РФ. Это в свою очередь потребует создания специализированных программ обучения «Врач школы» и «Медицинская сестра школы», разработки системы возрастной профилактики для школьников и программы обучения учителей основам лечебной педагогики.