Стандарт образования - один из основных элементов модернизации российского образования. Новый образовательный стандарт - это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения. Реализация новых образовательных стандартов вызвала качественные изменения во многих аспектах образовательного процесса, в том числе и в новых подходах к оцениванию учебной деятельности школьников.

Среди множества задач, которые ставит перед нами новый ФГОС НОО, одной из интереснейших, на наш взгляд, стала задача развития самосознания, позитивной самооценки, критичности к своим знаниям и поступкам. Относясь к регулятивным универсальным учебным действиям, оценка требует выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Самооценка - ядро самосознания личности, система оценок и представлений о себе, о своих качествах и возможностях, о своем месте в мире и отношениях с другими людьми. Опираясь на собственный педагогический опыт, можем сказать, что у младших школьников адекватная самооценка встречается довольно редко. Чаще приходится сталкиваться с заниженной или, наоборот, завышенной самооценкой.
Заниженная самооценка проявляется в тревожности, неуверенности ребенка в своих силах и возможностях, в отказе выполнять трудные задания. В таком случае адекватную оценку деятельности ребенка даем мы, учителя, акцентируя внимание учащегося на его достижениях, даже если он не дает правильного итогового результата. Обязательно даем адекватное описание того, что уже достигнуто и что еще нужно сделать для достижения цели.
Завышенная самооценка характеризуется такими особенностями поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. В этом случае, мы считаем, необходимы спокойное и доброжелательное отношение учителя, адекватная оценка, не затрагивающая личности самого ученика, продуманная система требований, поддержка и оказание помощи в том, что составляет трудности для ученика.
Самооценка у учащихся начальных классов формируется в основном под влиянием учителя. Очень большое значение дети придают тому, как их оценивают взрослые и одноклассники. В своей работе учителя первых классов используют «Дневники самооценки учащихся». Это специальная тетрадочка, в которой ребенок, используя цветовую палитру «красный - зеленый - синий», оценивает свою работу на уроке или, если стоит такая задача, на определенном этапе урока. При этом цвет не несет «больную» нагрузку, а только «знаковую». Красный цвет означает «Я молодец. Активно работал на уроке. Правильно отвечал на все вопросы и выполнял задания»; зеленый цвет - «Я старался. Хорошо работал на уроке. Почти всегда правильно отвечал и выполнял задания», синий цвет - «Не получилось. Мало старался. В следующий раз буду работать лучше».
В конце урока мы отводим время для того, чтобы каждый ребенок мог задуматься, осмыслить и проанализировать свою работу. Не будем скрывать, что на начальном этапе формирования самооценки мы часто сталкивались с тем, что кто-то завышал или, наоборот, занижал свою оценку. Возрастные особенности младших школьников таковы, что им бывает сложно оценить себя. В этом учащимся должны помочь мы, учителя: в спокойной и доброжелательной форме подбодрить ребенка или дать возможность посмотреть на себя со стороны. Очень важно заниматься этим не от раза к разу, а методично на каждом уроке уделять время и свое внимание этой работе. Только в таком случае можно добиться результатов.
Наблюдения за формированием адекватной самооценки у младших школьников дают возможность сделать выводы: дети становятся внимательнее, более ответственно относятся к выполнению заданий.
Опыт работы наших учителей показывает, что адекватная самооценка формируется благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании своей деятельности, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. Для того чтобы ребенок развивался как субъект в учебной деятельности, мы, учителя, должны помочь ему почувствовать те изменения, которые произошли в его сознании в процессе обучения. Умение младших школьников фиксировать свои изменения и понимать их поможет ему управлять своей деятельностью.

Галина СОКУРЕНКО, Ольга КОНОВАЛОВА,
учителя первых классов школы №138