- Особое внимание мы уделяем патриотическому воспитанию наших ребят, - говорит Лариса Витальевна.- Это и участие наших ребят в различных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, посещение музеев, в том числе музея Российской армии. Мальчики и девочки должны знать свою историю, ведь без знания прошлого нет будущего. А недавно наши ребята участвовали в конкурсе военной песни.

В мае десятиклассники прошли пятидневные сборы, за время которых будущие призывники получили навыки огневой и строевой подготовки, познакомились с уставами Вооруженных Сил России и основным оружием солдата автоматом Калашникова, попробовали настоящей солдатской каши. А завершились сборы выполнением учебных упражнений стрельб из автомата.

- Ребятам очень понравилось,- рассказывает преподаватель по ОБЖ майор в отставке Валерьян Смирнов,- многие уже сейчас задумываются о службе в армии.

В систему воспитательных мероприятий органично вплетен спорт. Преподаватель физкультуры Татьяна Хромова может гордиться своими воспитанниками. В каких соревнованиях ни участвуют ученики школы, обязательно занимают призовые места. Это и мини-футбол, и «Веселые старты», и баскетбол, тхэквондо, флорбол. А свои физическую закалку и готовность к военной службе школьники проверяют во время ежегодной спартакиады «Допризывник», которая проходит в районе. И небезуспешно. В этом году школа заняла второе место, а ее питомец Антон Харчевников был представлен в команду округа на городские соревнования будущих защитников Отечества и стал призером соревнований.

Показательно, что педагоги не ставят знак равенства между собственно военно-патриотическим воспитанием и более широким понятием - воспитанием полноценного гражданина, любящего свою Родину и готового проявлять патриотизм и на военном, и на гражданском поприще. Для формирования качеств гражданина и патриота активно используются возможности эстетического воспитания. В школе работают музыкальная студия и студия танца. Они доступны для всех желающих. Во внеурочное время школьники также занимаются в различных кружках, хоре.

- Теперь ребята больше времени проводят в школе, заняты делом. И родители за своих детей спокойны, - рассказывает заместитель директора по учебной работе Галина Сидоркина.

Для того чтобы из стен школы вышел полноценный гражданин, важно сформировать у него и такие качества, как уважение к законам нашей страны, готовность и умение им следовать. Поэтому в школе сложилась система работы по правовому воспитанию и предупреждению правонарушений. Ежемесячно педагоги проводят встречи школьников с представителями органов внутренних дел. Профессионалы правопорядка касаются широкого круга проблем. Например, в школе заметно снизился травматизм учеников на московских дорогах. Это результат совместной работы педагогов с окружным управлением ГИБДД. Профессионалы безопасности дорожного движения - частые гости в школе. Они проводят викторины в форме увлекательных для детей игр. Мониторинг знания школьниками правил дорожного движения дал положительные результаты.

Уже три года под эгидой движения «Дети улиц» работает кабинет социального волонтера. В него при необходимости могут обратиться ребята. Там им оказывают помощь, занимаются профилактикой наркотической зависимости. С детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации к школе, нуждающимися в помощи специалистов для преодоления негативных особенностей эмоционально-личностного свойства в школе работают педагоги-психологи и логопед.

Активно используется и такая форма организации досуга, как экскурсии. Среди них поездки по городам Золотого кольца России, посещение Санкт-Петербурга. Впервые в этом году школьники выезжают в спортивно-оздоровительный лагерь «Дельфиненок» в Крым. Не забывают педагоги и об использовании огромнейшего воспитательного потенциала московских театров. У школьников есть возможность осваивать часть школьной программы по литературе не по книжкам, а в театральных залах. А к самым маленьким школьникам приезжает кукольный театр.

Школа активно контактирует с Царицынским военным комиссариатом. Ежегодно несколько воспитанников школы избирают офицерскую судьбу, поступают в вузы различных силовых структур. Например, старший лейтенант милиции Александр Ковалев учился в 534-й школе, затем поступил в колледж милиции. Сейчас он участковый уполномоченный милиции в родном округе.

Формированию в школьном коллективе здоровой моральной атмосферы способствует и то, что к каждому празднику в школе учителя и ученики готовят праздничные концерты. Почетными гостями на них становятся ветераны Великой Отечественной войны, они - верные друзья школы. Большую помощь ей оказывает Совет ветеранов района «Зябликово» во главе с Ангелиной Зотовой. Живое общение детей с теми, кто завоевал Великую Победу, незаменимо для воспитания юных граждан нашей страны, считает заместитель директора школы по воспитательной работе Дина Шестакова.

Наряду с ветеранами Великой Отечественной в гости к ребятам приходят и ветераны войн в Афганистане, Чечне. Руководство школы рассчитывает на помощь участников локальных конфликтов, «горячих точек», проживающих в Южном административном округе Москвы, в проведении уроков мужества и других воспитательных мероприятий.

- Думаю, ветеранам недавних войн есть что рассказать ребятам,- говорит директор школы.

Ну а как обстоят дела с учебой? Год назад в школе открыты лицейские классы, по профилю, востребованному в наши дни: физико-математическое направление и информационные технологии. Ребят набирают в них на конкурсной основе. Более шести лет школа сотрудничает с ведущими вузами Москвы. Поэтому не удивительно, что студентами становятся 83% выпускников.

Достижения школы и ее питомцев стали возможны благодаря тому, что в педагогическом коллективе много по-настоящему увлеченных, преданных делу, опытных профессионалов педагогики. Это заслуженный учитель РФ Светлана Карева, отличники просвещения Светлана Тонконогова, Вера Еремина, Галина Атанова, Тамара Кондратьева, Евгения Киселева и многие другие.

По итогам учебного года 534-я стала лауреатом окружной премии «Синергия». Школа оправдывает свой девиз: «Мы рядом, и нам по пути!»