Главная особенность современного столичного образования - формирование социально востребованной личности выпускника через повышение конкурентоспособности школы, профессиональной компетентности и социальной мобильности учителей.
Для нашей школы повышение качества образования - главная задача. Цель образования - получение нового образовательного результата (переход от «школы накопления знаний» к «школе универсального развития личности»). Получение новых образовательных результатов невозможно без изменения содержания образования, развития профессиональных компетенций педагогов, создания условий для развития образовательной среды и ресурсов. Новые ФГОС стали источником новизны в образовательном пространстве, это принципиально новый подход к организации образовательной среды и использованию таких новых образовательных технологий, как проектно-исследовательская деятельность, портфолио обучающихся, методы конструирования и моделирования, ставшие основой не только предметов научно-естественного цикла, но и предметов гуманитарной направленности: истории, литературы, обществознания и даже музыки. Наша школа вступила в реализацию федерального государственного образовательного стандарта с сентября 2009 года как одна из 17 пилотных школ Северного округа и сегодня работает как стажировочная площадка по внедрению ФГОС, цель которой - сопровождение школ района и округа на этапе внедрения нового образовательного стандарта. С сентября 2012 года школа начала работу по внедрению нового ФГОС основного общего образования в 5-х классах.
Не менее важная составляющая реализации нового образовательного стандарта - материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Все школы города оснащены необходимым оборудованием для ведения учебного процесса по ФГОС, есть автоматизированные рабочие места учителя, аудио- и видеотехника, множительные и копировальные аппараты, интерактивные доски, графические планшеты, передвижные мобильные компьютерные классы, все учебные кабинеты школы подключены к сети Интернет и имеют свободный доступ к сетевым образовательным ресурсам.
Новый стандарт образования ориентируется прежде всего на то, что наш маленький гражданин станет критически мыслящей личностью, способной к выбору, самостоятельному поиску разных способов решения не только учебных, но и жизненно важных проблем. Работа по внедрению ФГОС НОО позволяет использовать инновационные технологии, общаться с учениками на современном уровне, что требует изменения самого учителя, развития его профессиональной компетентности.
Изменения требований к учителю невозможно без изменения системы его мотивации. Проблему материального поощрения педагогов нам помогло решить участие в пилотном проекте по развитию общего образования в Москве, а именно его аспект, связанный с введением НСОТ. Переход с 1 апреля 2011 года на новые финансово-экономические условия позволил нам осуществлять стимулирующие выплаты педагогам за достигаемый их учениками результат: результативность, участие в олимпиадах, призовые места в интеллектуальных конкурсах и конкурсах проектных работ, наполнение и развитие информационного пространства.
Еще одной особенностью школы сегодня стали ее информационная открытость и информационная среда. Учителя освоили и успешно применяют в работе технологии, позволяющие организовать образовательную деятельность в рамках личного информационного пространства. Возможности таких пространств учителя используют для работы на уроке, в домашней работе, во внеурочной деятельности, для дистанционного обучения, взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. На информационном пространстве учителя зарегистрированы все обучающиеся класса, на своих страницах педагоги размещают календарно-тематическое планирование, творческие работы детей, конспекты уроков, фотографии лучших детских работ. Дети и родители могут общаться с учителем на форуме, обмениваться информацией о посещенных экскурсиях, прочитанных книгах, интересных событиях. В условиях реализации нового образовательного стандарта сайт каждого образовательного учреждения становится не только источником получения необходимой информации для всех участников образовательного процесса, но и возможностью получить дистанционную консультацию, иметь активную обратную связь с родителями и всеми заинтересованными участниками образования.
Наша школа активно использует различные информационные ресурсы для взаимодействия учителей с учениками и родителями. Хорошо зарекомендовали себя такие формы, как электронный журнал, электронный дневник. В настоящее время мы проводим прямые трансляции уроков (вебинары) в сети Интернет. Школа принимает участие в прямых видеотрансляциях в рамках всероссийского проекта «Образовательное кольцо России». По итогам трансляций записанные уроки используются в качестве учебного материала в медиатеках школы, Единой образовательной информационной системой Москвы. Прямые трансляции вебинаров, проводимые в нашей школе, позволяют использовать опыт учителей-инноваторов всеми участниками образовательного процесса, они стали формой дистанционного обучения школьников. Прямые трансляции уроков в Сети - новая форма инновационной работы, которая позволяет родителям виртуально присутствовать на уроке, форма педагогического обмена. Трансляции позволяют отсутствующим учащимся иметь равный доступ к качественным знаниям. Продолжением прямых трансляций уроков в Сети стал совместный с Центром педагогического мастерства уже стартовавший в 2012 году проект «Виртуальный университет», в рамках которого идут открытые сетевые уроки, которые дают ведущие учителя Москвы.
В этом учебном году учителями школы разработан авторский проект - интеллектуальная образовательная среда. Интеллектуальная образовательная среда стала программой дистанционного обучения, которая позволяет в режиме реального времени создавать многоуровневые задания, тесты, используя текстовый редактор. Интеллектуальная образовательная среда - информационное пространство с возможностью удаленного доступа взаимодействия учителей и учащихся. Основная задача интеллектуальной образовательной среды - повышение качества обучения.
В современной школе меняется роль не только учителя, но и родителей. Родители становятся активными участниками формирования образовательного пространства школы, и это не только их активное участие в родительских собраниях, но и участие в управлении самим ОУ. Такая форма, как управляющий совет, позволяет изменить общественный характер управления. Изменения общественно-государственного управления позволили нам перестроить работу с родительской общественностью так, чтобы именно родители из сторонних наблюдателей процесса обучения их детей стали единомышленниками и соучастниками всех направлений деятельности школы, в том числе принимали активное и заинтересованное участие в разработке программы развития, ООП и многих других документов локального характера, которые разрабатывает и реализует каждое образовательное учреждение.
Положительная динамика изменений в развитии образовательного учреждения - повышение качества образования, развитие информационного пространства школы, рост профессиональных достижений педагогов, развитие финансово-экономической самостоятельности - позволила нашей школе в последние годы решать успешно вопрос комплектования, в том числе первых классов. Так, на 2012-203 учебный год были зачислены 136 дошкольников (5 классов), есть общая положительная динамика увеличения контингента ОУ с 270 учащихся в 2008 году до 825 на 1 октября 2012 года.
Сложившаяся система взаимодействия между школой и детскими садами района, а также создание модели будущего первоклассника дает возможность сгладить кризисные моменты адаптации детей к школе. Сегодняшние изменения взаимодействия образовательных учреждений разного уровня - ДОУ и общеобразовательных учреждений, объединение их в единую систему работы создают общую комфортную среду для детей, родителей и педагогов.

Ольга ПОПОВА, директор школы №185