Неудивительно, что в современном обществе ключевые позиции отводят учителям, причем учителям новой формации. В школы должны приходить специалисты, не только хорошо знающие свой предмет, но и способные научить детей учиться, воспитать социально активную, гуманную личность. Это значит, что высокие требования необходимо предъявлять прежде всего к начинающим педагогам, недавним выпускникам вузов и колледжей. В условиях модернизации столичной системы образования начинающие специалисты вынуждены проходить строгий отбор при приеме на работу и еще более серьезную проверку профессиональных и личностных качеств в первые годы трудовой деятельности.
Молодым учителям важно почувствовать себя значимой частью педагогического сообщества. Однако порой этого непросто добиться. Бывший ученик сам становится преподавателем. Он должен уметь соотнести ожидаемое с реальным и своими возможностями, научиться управлять не только детьми, но и самим собой, решать спорные вопросы и владеть ситуацией. Нередко, только приступив к работе, молодой педагог понимает, что при всей разносторонней подготовке в вузе или колледже, при знании теоретического материала и обязательном прохождении практики ему все еще не хватает опыта и мастерства.
Огромную роль в адаптации и становлении начинающего педагога играют в первую очередь сами образовательные учреждения. Молодому специалисту необходимо знать, что он найдет понимание и поддержку у администрации, представителей методических объединений и коллег с большим опытом работы. Именно они помогают молодому педагогу развить творческую индивидуальность и приспособиться к меняющейся педагогической среде.
С одной стороны, начинающие специалисты - это совершенно особая категория, требующая повышенного внимания всего педагогического коллектива. С другой стороны, в условиях возросшей в образовательной среде конкуренции сегодня на первый план выходит понятие «качество». Возрастные же особенности постепенно нивелируются. От педагога ждут результата, независимо от опыта и стажа работы.
Что способствует достижению высоких результатов при соблюдении всех здоровьесберегающих, психологических, правовых норм? Очевидно, что без создания комфортной обучающей среды путь к достижению планки, заданной стандартами образования, и ее преодоление окажутся слишком долгими. Именно поэтому так важно создать условия, отвечающие потребностям и учеников, и родителей, и педагогов. Речь идет не только об оснащении образовательных учреждений компьютерной техникой, новой мебелью, интерактивным, лабораторно-исследовательским или спортивным оборудованием, хотя, конечно, без этого трудно себе представить современную школу.
Как правило, молодые педагоги не испытывают затруднений при овладении навыками пользования поставленной техникой. Никого уже не удивляет и наличие у начинающих специалистов собственного информационного пространства. Это воспринимается как данность и обязательное условие эффективного обучения. Сайты-проекты и комплексные информационные пространства, электронные справочники и тренажеры, разработанные учителями, - лишь часть той ежедневной работы, которая ложится на плечи педагогов. Плюсы информатизации очевидны. Развивается безбарьерная среда обучения, с успехом реализуются дифференцированные подходы в образовании, обеспечивается непрерывная связь с учащимися и их родителями, повышается информационная компетентность и культура всех участников дистанционного взаимодействия. Наконец, индивидуальные сайты педагогов или иные формы образовательных пространств можно воспринимать как электронные портфолио, методические копилки и площадки для обмена профессиональным опытом, что особенно ценится начинающими специалистами системы образования.
Модернизация обучающего пространства не упирается исключительно во внедрение инновационных технологий. Необходимый фактор развития личности ребенка - создание комфортной социокультурной среды: не только материальных, но и общественных, духовных, коммуникативных, психолого-педагогических условий.
Внедрение новых стандартов образования позволило сделать большой шаг на пути к этой модели воспитания и обучения. Молодые педагоги активно используют методы проектов и проблемного подхода к преподнесению материала, реализуют педагогику сотрудничества и внедряют принципы опережающего обучения, вводят в практику групповые и парные задания, ставшие логичным дополнением к традиционной фронтальной работе, используют сценарные планы и технологические карты уроков вместо жестких конспектов с целью сделать занятие наиболее эффективным прежде всего для ребенка.
Кроме того, нельзя не принимать во внимание факт, что само пространство столичного мегаполиса предполагает использование многочисленных ресурсов, способствующих развитию как учащихся, так и педагогов. Театры и музеи, научно-исследовательские площадки и экологические тропы, парки и исторические улицы города открывают широкие возможности для самоактуализации детей. Используя потенциал Москвы, каждый может найти здесь свое место и быть успешным.
Педагогам, особенно молодым, столица также помогает вырасти в профессиональном плане. Осознавая необходимость собственного активного участия в выстраивании траектории личностного и карьерного роста, начинающие специалисты стараются использовать возможности, позволяющие встать на следующую ступень развития. Для этого существуют самые разные пути: семинары и конференции, тренинги и мастер-классы, курсы повышения квалификации и конкурсы педагогического мастерства, деятельностные игры и круглые столы.
Молодой педагог стремится проявить себя и поэтому способен на многое: создавать и развивать детско-взрослые общности, участвовать в формировании профессионального сообщества, обладающего едиными положительными ценностными ориентирами, разрабатывать актуальные и перспективные проекты, причем не только педагогической, но и социальной (в широком смысле) направленности. Все это позволяет приобрести уникальные лидерские и коммуникативные навыки.
Стоит отметить, что эффективность труда педагогов проявляется не только в возможности личностной самореализации, удовлетворенности общением в коллективе, комфортности условий и содержании работы, но также в оплате труда. Последнее особенно актуально в свете введения НСОТ, когда уровень заработной платы напрямую зависит не от стажа и возраста педагога, а от уровня его достижений и качества работы.
Начинающие специалисты системы образования входят в состав управляющих советов, участвуют во внедрении новых федеральных государственных образовательных стандартов, готовят учащихся к олимпиадам и конкурсам, используя современные образовательные технологии, занимаются внеурочной деятельностью и ведут воспитательную работу. Все вышеперечисленное дает основания для получения стимулирующих надбавок к базовой части заработной платы. Это значит, что в наших школах создана ситуация развития конкурентной среды, активизации деятельности педагогов, а как следствие - повышения качества образования.