В основном изменения вносятся в части упорядочивания используемой терминологии, синхронизации с нормами, содержащимися в отраслевом законодательстве, а также регулирования и систематизации льгот при приеме в вузы. Безусловно, принятие этого закона и Закона «Об образовании в Российской Федерации» требует серьезного пересмотра нормативно-правовой базы подзаконного уровня. Сейчас мы уже разработали план по принятию порядка 70 таких документов, он прошел необходимые согласования с отраслевыми министерствами. С этим планом, с проектами документов педагоги и управленцы, родители могут ознакомиться на сайте Министерства образования и науки.
Новый закон позволяет привести систему образования в соответствие с требованиями Конституции РФ. У нас предусмотрена доступность и бесплатность дошкольного, начального и основного среднего полного общего образования, среднего профессионального образования и на конкурсной основе высшего образования. Исходя из этой цепочки мы предложили такие уровни образования: общее образование рассматривается как четырехступенчатая модель, в которую будут входить дошкольное образование и три привычные нам ступени (уровни) общего образования. Привычный для нас уровень начального профессионального образования войдет в систему среднего профессионального образования. В соответствии с законом уровень среднего профессионального образования будет включать в себя два уровня образовательных программ: программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих - программа начального профессионального образования, а также программы подготовки специалистов среднего звена - сейчас они программы среднего профессионального образования. Я считаю это совершенно оправданным шагом, потому что качество выпускников уровня начального профессионального образования уже не удовлетворяет потребности экономики. Кроме того, это позволит расширить образовательные возможности лиц, имеющих начальное профессиональное образование, как в рамках «уровневого» образования, так и в рамках системы дополнительного профессионального образования. Мы должны забыть о понятии начального профессионального образования как отрасли, которая готовит низкоквалифицированных рабочих. Зачастую требования к рабочим очень высоки, например, от них требуют знания основ информационных технологий, иностранных языков, если речь идет об области сервиса, знания современных технологий, поэтому требования к уровню начального профессионального образования невероятно повысились. В области подготовки кадров для экономики на уровне среднего профессионального образования мы существенно расширяем спектр программ профессионального обучения, ориентированных на короткий период времени подготовки и обеспечивающих подготовку лиц, уже имеющих ту или иную рабочую квалификацию, - это программа повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров. Одновременно вводится система учебных центров профессиональных квалификаций, которая позволяет любому гражданину независимо от формы и вида полученного им образования пройти профессиональное обучение, подтвердить уровень своей рабочей квалификации самостоятельно. Наконец, хочу сказать об уровне высшего образования. Часто приходится слышать критику, что из этого словосочетания ушло слово «профессиональное», но по смыслу Конституции РФ высшее образование, по сути, не может быть чем-то иным, кроме как профессиональным. При этом предусматривается третий уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка).
Типология, видология образовательных учреждений, используемая в действующем Законе РФ
№ 3266-1 «Об образовании» всегда была предметом острой критики, так как типология строилась на разных основах по уровню образования, например: учреждения общего образования, учреждения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования. Существовал такой тип учреждений, как вечерне-сменное общеобразовательное учреждение либо школы закрытого типа, учреждения для детей-сирот, учреждения для детей с проблемами в развитии. Типология была неудачная, дробление каждого типа на отдельные виды порождало дополнительные проблемы, препятствовало развитию образовательного учреждения и развитию гибкости образовательных услуг для населения. Приведу пример: общеобразовательные учреждения имели внутреннюю видологию, разделялись на школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи. На практике это приводило к тому, что зачастую лицей, гимназия или школа с углубленным изучением предметов не могли обеспечить потребности населения, проживающего вокруг школы, например, в специальных коррекционных образовательных программах, или лицей не мог удовлетворить потребности населения в углубленном изучении предметов не естественно-научного цикла, а гуманитарного блока, что сдерживало развитие системы. Грани, различающие виды учреждений, а также их категории, были весьма условными. По итогам длительного периода обсуждения законопроекта было принято абсолютно верное решение - отказаться от видов учреждений и унифицировать их типологию по уровням образования, используя единый подход. При этом в названиях учреждений может сохраниться то наименование, которое отражает сущность и вид их образовательной деятельности, это может быть слово и «школа», и «гимназия», и «лицей», и «училище», но в любом случае в контексте нового закона это название не будет содержать указание на уровень и качество реализуемых образовательных программ.
Одновременно с этим закон упорядочивает различные виды образовательных программ и расширяет их видовое разнообразие, обеспечивающие мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда в рамках образовательных организаций различных типов.
В новом законе введена новая организационно-правовая форма «образовательная организация», в этой части  закон приведен в соответствие с гражданским законодательством. Используемый действующим Законом РФ «Об образовании» термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует ГК РФ, согласно которому «учреждение» - одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. С учетом этого в законе применен термин «образовательная организация», «организация» в этом случае обобщенное понятие для различных организационно-правовых форм. Кроме того, расширение организационно-правовых форм образовательных организаций, то есть введение возможности оказания услуг населению и реализация государственной гарантии не только бюджетными и автономными учреждениями существенно расширяет возможности граждан на доступность образования, что может послужить стимулом для развития повышения его качества. Конституция РФ предусматривает гарантию общедоступности и бесплатности образования не только в государственных и муниципальных учреждениях, но и в государственных и муниципальных предприятиях. Полагаю, что введение негосударственного сектора в систему образования, вернее расширение форм участия негосударственного сектора в системе образования, повысит конкуренцию среди государственных и негосударственных образовательных учреждений. При этом расширятся возможности граждан в получении бесплатного образования в этих учреждениях через различные финансовые механизмы, формирование государственных заданий негосударственным организациям или предоставление субсидий при взятии на себя негосударственной организацией обязательств по обеспечению государственных гарантий на получение образования.
Меня поражает, откуда взялся миф о платности общего образования. По-видимому, это результат некачественной разъяснительной работы на местах. Напомню, что в 2012 году завершена работа по разработке стандартов общего образования - принят федеральный государственный обязательный стандарт третьей ступени общего образования. Если сравнить объем бесплатных часов прошлого (36 часов) и нового стандартов (37), то обнаружится, что в новом стандарте их на один час больше. В любом случае общее образование остается и будет бесплатным. В случае если образовательное учреждение по какой-либо причине заменит часы, которые должны осуществляться за счет средств бюджета, платными часами, это будет грубейшим нарушением. В соответствии с новым законом потраченные гражданами средства должны будут быть возвращены им, а в отношении руководителей, допустивших подобные нарушения, будут применены самые жесткие меры ответственности.
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» сохраняет все социальные гарантии, которые были предусмотрены предыдущим законом, сохраняет все очевидные преимущества. Новый закон урегулировал положительно зарекомендовавшие себя механизмы, которые уже фактически сложились в системе, но не получали должного законодательного обеспечения. Уже давно сложились схемы дистанционного обучения детей, закон наконец-то закрепляет эти схемы нормативно. Стала складываться система сетевого и межсетевого взаимодействия образовательных учреждений как между собой, так и учреждениями других ведомств, включая международное взаимодействие, закон впервые на законодательном уровне закрепляет механизм сетевого взаимодействия. Кроме того, учащийся наделяется более широким объемом прав, например, он может выбрать индивидуальную образовательную траекторию в рамках самого учебного учреждения и за его пределами с использованием механизма сетевого взаимодействия. Каждый учащийся может осуществлять обучение в различных формах: сочетание очного обучения, обучения в семье, если это несовершеннолетний ребенок, либо самообразование, если он достиг 18 лет, использование при обучении дистанционных технологий, когда он может обучаться дома в силу особенностей личности. Но при этом его обучение будут сопровождать специалисты, школьные педагоги, психологи. Закон в целом более внимательно подходит к правовому статусу участников образовательных отношений, как к детям, так и к родителям. Кстати, и родителям в законе уделено большое внимание, так как в действующем законе родители, к сожалению, были забыты. Новый закон более подробно регламентирует их права на участие в образовательном процессе: на получение информации о происходящем с его ребенком в школе, на дачу согласия на участие в каких-либо обследованиях, экспертизах, которые будут производить с участием ребенка, на участие в мерах, в оценке применения мер дисциплинарного воздействия на ребенка. В школе должен быть сформирован отдельный орган, так называемая конфликтная комиссия, которая призвана обеспечить урегулирование разных точек зрения, которые могут возникнуть у учащихся, родителей, учителей или администрации образовательного учреждения. Совершенно по-особому закон относится к правовому статусу педагогического работника в обществе, который теперь законодательно закреплен: закреплена обязанность государства по созданию системы гарантий, обеспечивающих его труд, в том числе право на достойное вознаграждение. Важно, что подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников. Закон много уделяет внимания и потребителям образовательных услуг в области профессионального образования, работодателям, предусматривает механизмы участия работодателей в формировании содержания образовательных программ, в оценке качества подготовки выпускников, в оценке эффективности деятельности образовательных учреждений, расширяет схемы частно-государственного партнерства. Думаю, что новый закон будет интересен разным представителям и разным слоям нашего общества.
Перед нами стоят задачи по повышению престижа педагогической деятельности. В последнее время государство предпринимает беспрецедентные меры по повышению уровня вознаграждения за учительский труд, но, безусловно, такие меры определяют и особые требования к самому педагогу, к качеству его труда, к введению в систему образования эффективного контракта, в частности, новый закон говорит о системе этических, моральных требований к личности педагога, о необходимости их формирования.