Форма: моделирование разнообразных форм влияния граждан России на политическую власть в государстве, анкетирование.

Оборудование: плакаты с лозунгами американского кандидата в конгрессмены Роберта Кеннеди (1986): «Вовлекайтесь! Участвуйте!», «Если ты не часть решения проблемы, ты - часть проблемы!», «В демократическом обществе важно не согласие, а участие!», «Наша система работает, если ты работаешь в ней!».

Анкета № 1

Хотел бы ты работать:

в мэрии;

депутатом Государственной Думы;

министром;

президентом;

в милиции;

в прокуратуре.

Нужное подчеркнуть. Следует указать только один ответ.

Анкета № 2

Хотел ли ты быть членом партии:

«Аграрная партия России»;

«Родина»;

«Единая партия России»;

КПРФ;

ЛДПР.

Да. Нет. Не знаю.

Нужное подчеркнуть. Следует указать только один ответ.

Анкета № 3

Принял бы ты участие в выборах в Государственную Думу?

Да. Нет. Не знаю.

Нужное подчеркнуть. Следует указать только один ответ.

За кого бы ты проголосовал?

Иванов И.И. (КПРФ);

Петров П.П. (ЛДПР);

Сидоров С.С. («Аграрная партия России»);

Коновалов К.К. («Единая партия России»);

Михайлов М.М. (независимый депутат);

против всех.

Нужное подчеркнуть. Следует указать только один ответ.

Анкета № 4

Хотел бы ты участвовать в митингах?

Хочу;

не знаю;

не хочу.

Нужное подчеркнуть. Следует указать только один ответ.

При каких обстоятельствах ты бы попал на митинг?

Анкета № 5

Референдум

Считаете ли вы, что в России необходимо отменить смертную казнь?

Да;

нет;

не знаю.

Нужное подчеркнуть. Следует указать только один ответ.

Тест «Я - избиратель»

1. Если ваш лучший друг будет уговаривать вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:

а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.

2. Если вам предложат приличные деньги за ваш избирательный бюллетень, то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.

3. Если в день выбора президента у вас появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.

4. Если вы узнаете, что ваши родители собрались на дачу (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:

а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.

5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.

6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «иногородцев, из-за которых все неприятности», то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100-процентной гарантией успеха, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

Если в ваших ответах преобладает вариант «а», то печальной может быть судьба вашего Отечества. А это означает, что и ваша судьба незавидна. Вы недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от вашего голоса многое зависит. Например, будете ли вы вообще сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).

Во-первых, вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата, эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способность своих лидеров, а на интриги и силовые методы.

Во-вторых, продавая свой голос за обещанные блага, вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как вы, у нового президента денег обязательно хватит.

Если в ответах преобладает вариант «б», то вы немногим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что вас политика никогда не коснется - я, мол, человек маленький (мухи не обижу!).

Если в ответах преобладает вариант «в», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и вы.

Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало таких, кто в разговоре о России используют слова: «В этой стране!..» Смысл таков: разве может быть «в этой стране» что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия. Ведь, произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы... Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала.

На протяжении истории России большинство людей, проживавших «в этой стране» и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями, но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - гражданин.

Тема урока «Гражданин России, твое слово!..»

Еще Томас Джефферсон подчеркивал, что если нация предполагает, что на какой-то стадии цивилизации можно быть невежественным и свободным, то она хочет того, чего никогда не было и быть не может.

Вы будущее России, и от вас зависит, какой будет наша страна. Каким вы видите будущее России?

Идет обмен мнениями учащихся.

Учитель: При какой форме правления в стране можно этого добиться?

Учащиеся: Демократии.

Учитель: Что такое демократия?

Учащиеся: Демократия - это греческое слово, означает оно народовластие или правление народа.

Демократия - это форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти и наделении граждан широким кругом реальных прав и свобод.

Учитель: Хорошо известна формулировка американского президента Авраама Линкольна: «Демократия - это правление, исходящее от народа, осуществляемое народом и для народа».

Другой американский президент, Рональд Рейган считал, что демократия - это не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию, которое дают человеку семья и школа.

Что нас привлекает в демократии? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте подумаем: неужели все мы хотим управлять и властвовать?

Обмен мнениями.

Для каждого важно не само участие, а право принимать участие в жизни страны, коллектива, семьи и т.д., самим решать, что для нас лучше. Важно уважение к человеческой личности, признание ее свободы. Демократия предполагает равенство всех граждан, независимо от цвета кожи, пола, языка, религии, социального происхождения, имущественного положения, убеждений и пр. Равенство следует понимать как равенство возможностей и равенство перед законом. Однако это вовсе не означает, что все должны жить одинаково, читать одни и те же книги, иметь равные доходы.

При демократическом режиме человек вправе принимать участие в управлении государством, он имеет возможность выразить свою позицию и быть услышанным.

Мы пришли к выводу, что демократия существует не там, где народ на словах признается источником политической власти, а там, где создана система, обеспечивающая гражданам реальное участие во власти и контроль над ней.

Скоро вам исполнится 18 лет, и вы сможете активно участвовать в жизни страны. При демократическом правлении активное участие в жизни страны ставит государство под контроль общества, нельзя ожидать милости от власти, необходимо активно пользоваться своими правами. Государство должно быть подконтрольным обществу. А это немыслимо без активной гражданской позиции россиянина. Хотим мы этого или нет, но человек, живущий в государстве (как в древнем, так и в современном), неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосознанно игнорировать власть).

Какие же формы влияния на власть нам доступны?

Как каждый гражданин может участвовать в политической жизни общества?

Вот об этом мы сейчас поговорим.

Для работы в счетной комиссии нам необходимо избрать трех человек. Какие будут предложения?

Идут выборы членов счетной комиссии.

Члены счетной комиссии занимают свои места

Учитель: Возьмите свои анкеты, которые лежат на партах. Вы тоже являетесь активными участниками.

Формы политического участия

1. Работа в государственных органах власти.

Учитель: Прочитайте анкету № 1, сделайте свой выбор, передайте на первую парту, члены счетной комиссии ее заберут и обработают.

Идет работа ребят с анкетой № 1.

Пока идет обработка анкеты, мы с вами обсудим предвыборные лозунги американского кандидата в конгрессмены Роберта Кеннеди (1986 г.). Они очень актуальны и для нашей страны. Лозунг «Вовлекайтесь! Участвуйте!».

Обсуждение учащимися лозунга.

Этот лозунг призывает каждого гражданина не быть безразличным к судьбе своей страны, воспользоваться правом гражданина, принять участие в политической жизни страны, а конкретно в выборах, предварительно познакомившись с программой кандидатов, определить, кто из кандидатов принесет больше пользы стране, и проголосовать за него. Тем самым принять активное участие в политической жизни страны.

Председатель счетной комиссии подводит итоги анкетирования.

Учитель: Аргументируйте свой выбор. Почему вы выбрали работу в том или ином государственном органе?

Выступления учащихся.

- В ст. 1 Конституции РФ записано: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Важнейший принцип правового государства - верховенство права, воплощенного в законе. По отношению к нему все граждане равны. Закон в равной мере обязателен и для граждан, и для государства. Никакой поступок для гражданина, никакое распоряжение чиновников не должны нарушать закон. А у прокуратуры главная функция - следить за соблюдением закона. Поэтому я хочу работать в прокуратуре, чтобы бедный и богатый, чиновник и рабочий чувствовали себя равными перед законом.

- Хочу быть министром просвещения и сделать все для того, чтобы закон об обязательном образовании в стране работал в полную силу, т.к. образование - важнейший вопрос, который во все времена интересовал прогрессивное человечество. Дантан сказал: «После хлеба самое важное для народа - школа».

- Образование образованию рознь. Я бы добился того, чтобы классы были по 8-10 человек, тогда качество учебы повысится, страна получит более образованную молодежь, которая сможет преломить экономическую ситуацию в стране.

- Хочу быть президентом, я бы повысил до уровня высших государственных чиновников зарплату учителям, это позволило бы им проводить 3-4 урока в день, тогда учитель сможет сделать каждый урок праздником, а это повысит интерес учащихся к учебе, следовательно, повысится качество знаний. Я понимаю, что главное здесь финансирование, но мы - будущее России, и экономить на нас нельзя.

2. Вторая форма политического участия - участие в работе политической партии.

Учитель: Работаем с анкетой № 2.

Обработка анкеты счетной комиссией.

Учитель: Обсуждаем второй лозунг Роберта Кеннеди «Если ты не часть решения проблемы, ты - часть проблемы».

Выступления учащихся.

Учитель: Перед каждым современным обществом стоят проблемы: безработица, проблемы здравоохранения, экологические и т.д., от которых страдают определенные группы людей. Можно знать прекрасно эти проблемы, переживать, страдать, возмущаться и ждать, что кто-то их решит и они исчезнут, но такого, к сожалению, в жизни не бывает. Если каждый человек знаком с проблемами общества (даже пусть они его не касаются) и пытается их решить своим активным участием в политической жизни страны, есть надежда, что проблемы будут решены. Гражданин может повлиять на государство, участвуя в митингах, выборах, референдумах, работой в политических партиях и т.д.

Но если человек проявляет пассивность, живя по принципу: не знаю и знать не хочу, то он сам становится частью проблемы, и эта проблема называется «политическая пассивность граждан» (пусть кто-то, но не я).

Слово предоставляется председателю счетной комиссии.

Председатель счетной комиссии подводит итоги анкетирования.

Учитель: Почему вы отдаете предпочтение той или иной партии, может быть, вы сторонник партии, которая не указана в анкете №2?

3. Следующая форма политического участия - участие в выборах.

Учитель: Работаем с анкетой № 3.

Обработка анкет счетной комиссией.

Учитель: Обсуждаем лозунг Роберта Кеннеди «В демократическом обществе важно не согласие, а участие».

Идет обсуждение лозунга Роберта Кеннеди.

Учитель: В демократическом обществе гражданин участвует в управлении государством через выборы, референдумы и т.д. Он влияет на правительство, участвуя в митингах, пикетах. Человек может знакомиться с программами кандидатов в президенты, депутаты, одобрять или не одобрять решения правительства, представительных органов, но не принимать участия в политической жизни страны, и тогда его мнение будет услышано, значит, он повлияет на жизнь в стране.

Слово председателю счетной комиссии.

Председатель знакомит с итогами анкеты № 3.

Учитель: По результатам анкеты видна высокая политическая активность класса. А теперь каждый из вас может узнать, каким он будет избирателем. У вас на партах лежит тест «Я - избиратель». Вам на него надо ответить, и вы получите ответ на очень важный вопрос. Результаты оглашать не надо.

Идет работа с тестом «Я - избиратель».

4. Следующая форма политического участия - участие в митингах.

Учитель: Важное значение в политической жизни имеет участие в митингах. Анкета № 4 так и называется: «Хотел бы ты участвовать в митингах?». Работаем с анкетой.

Идет обработка анкеты № 4 счетной комиссией.

Учитель: Как вы понимаете лозунг Кеннеди «Наша система работает, если ты работаешь в ней»?

Демократическая система общества подразумевает работу каждого гражданина страны в политических и общественных организациях. Делая это, человек влияет на общественную, политическую жизнь страны. Если большинство граждан, воспользовавшись своими правами, принимают активное участие в выборах, митингах и т.д., не остаются безразличными, значит, общество действительно демократическое.

Председатель счетной комиссии подводит итоги анкеты № 4.

Учитель: При каких обстоятельствах вы бы пошли на митинг?

Ответы ребят.

- Я пошел бы на митинг, посвященный экологическим проблемам. Потому что ухудшающаяся экология - это медленная смерть населения всей планеты. Каждый день фауна земного шара становится меньше на один вид животных, каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений, 5 миллионов тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли. На грани превращения в пустыню 20 млрд. квадратных километров - территория, в два раза превышающая площадь Канады. К сожалению, мы не понимаем, что экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым человеком планеты Земля. Мы не задумываемся всерьез, а хватит ли нам, будущим поколениям, чистой воды и чистого воздуха. Почему не все люди знают, что отравлены реки, гибнут птицы и животные? Об этом надо не говорить в узком кругу специалистов, а необходимо ежедневно «кричать» со страниц газет и журналов, показывать репортажи по всем каналам телевидения. Люди должны знать и понимать, что беда на планете накапливается исподволь, как бы подкрадывается незаметно.

- Я бы пошла на митинг, посвященный борьбе с наркоманией. Каждый день от наркотиков гибнут тысячи людей во всех уголках земного шара. Средняя продолжительность жизни наркомана 30 лет. Наркотики не только сжигают физические силы человека, но и уничтожают его как личность. Жизнь наркомана - недолгий кайф от наркотиков, потом одна мысль: уколоться, снять ломку, снять эту нескончаемую боль. Если нет наркотика, то вопрос, где достать. Вся жизнь наркомана кружится вокруг этого. Наркоману все равно, что происходит вокруг него, какая жизнь в стране, - вот его жизненная позиция.

- Я бы тоже пошел на митинг, посвященный борьбе с наркоманией, после того, как прочитал бы о наркотике «Буратино». Привыкание к этому наркотику происходит в течение 1-3 месяцев. Последствия: острая передозировка вызывает угнетение дыхания и кому, поэтому может привести к смерти. Постоянное употребление наркотика приводит к специфическому повреждению головного мозга (энцефалопатия), которое клинически сходно с эпилепсией, к поражению сердечно-сосудистой системы. У наркоманов возможен даже инфаркт миокарда в юном возрасте. Есть данные, что количество самоубийств по «Буратино» превышает среднестатистическое в 60-80 раз.

- Я бы требовал от президента и правительства ежедневно заниматься этой проблемой, так как наркомания все молодеет и молодеет и мы теряем граждан России, которые могли бы внести свой вклад в превращение страны в процветающую державу. Статистика страшная! По последним данным, количество наркоманов в школах Подмосковья за 2 года увеличилось в 6 раз.

Учитель: Одна из заслуг демократического строя - это проведение референдумов по важнейшим вопросам для жизни страны.

5. Референдум также является формой политического влияния на власть.

Учитель: Мы с вами сейчас проведем референдум в масштабе класса по вопросу, который очень важен для развития демократического общества. Вопрос нашего референдума: «Считаете ли вы, что в России необходимо отменить смертную казнь?».

Выступления учащихся

- Считаю, что смертную казнь в России надо отменить, так как зло порождает зло. Уверен, что необходимо на высоком профессиональном уровне проводить предупреждения правонарушений и начинать с детей. Предлагаю привлекать к административной ответственности родителей, у которых дети безнадзорные, наладить досуг молодежи, он должен быть в основном бесплатным, создать молодежные и детские общественные организации по месту жительства и в школах, но они не должны быть политизированы, наладить трудоустройство несовершеннолетних.

- Социальная защита семей, где есть дети, должна быть на уровне. Во всех магазинах и киосках по продаже спиртных напитков строго соблюдать правила торговли - только с 21 года и т.д. Можно перечислять долго. Когда будет выполнена программа по предупреждению правонарушений среди подростков, то и число преступлений уменьшится. Надо предупреждать, а не казнить. Из 10 тысяч взрослых преступления совершают 86 человек, а из 10 тысяч подростков - 128 человек.

- Я за смертную казнь. По данным социологического опроса, в Москве 71% населения не чувствует себя защищенным от возможного физического насилия.

- Я против смертной казни, так как считаю, что пожизненное заключение страшнее. До самой смерти жить в изоляции и видеть небо в клетку - ужасная судьба.

- Я за смертную казнь, так как считаю, что рецидивисты не похожи на остальных людей. Их не останавливает страх ареста и наказания, поэтому их надо казнить, но необходимо усовершенствовать правоохранительную и судебную системы, чтобы избежать ошибок. Это недопустимо.

Учитель: Вспомните известную сказку Пантелеева: две лягушки попали в кувшин с молоком, казалось, их ждет неминуемая смерть. Одна лягушка сразу с этим смирилась и захлебнулась. Вторая стала барахтаться изо всех сил, у нее устали лапки, казалось, что ее постигнет участь первой, но вдруг она почувствовала под лапками что-то твердое и смогла встать - ее борьба за жизнь превратила молоко в масло, и она оказалась на воле. Сказка - ложь, да в ней намек, так и люди должны быть деятельными, а не пассивными. Они не должны ждать, что кто-то придет и устроит для них достойную жизнь. Они сами в ответе за свою судьбу и судьбу страны.

Политическая активность класса довольно велика. Вы готовы заниматься теми или иными формами политической деятельности. И вы должны понять, что только от вас, от вашей энергии и трудолюбия и ни от кого другого зависит жизнь в нашей стране.

В России - дореволюционной, советской и в значительной степени сегодняшней - наши граждане во многом бесправны. Это положение сложилось еще во времена монархии и крепостничества.

Иван Грозный расправлялся с прославленными княжескими семьями без всякого правосудия и с не меньшей жестокостью, чем помещики расправлялись с крепостными крестьянами. Бесправие распространялось и на членов семьи самого монарха.

Бесправие и произвол были умножены во времена сталинского господства. Расстрел по решению «троек» - вне суда, нередко без следствия, запрет крестьянам покидать свои деревни, переселения целых народов, многомиллионный ГУЛАГ - все это только внешние приметы тоталитарного бесправия.

На самом деле не было ни одного человека, ни одной семьи, которая чувствовала бы себя в безопасности во времена сталинизма. За период с 1956 года до сегодняшнего дня многое, очень многое изменилось. И все же люди не обрели ни безопасности, ни защищенности законом и государством, ни чувства достоинства. Произвол власти все еще торжествует над законом. Конституцию нарушают и власти, и простые люди. Преодоление тотального бесправия - длительный процесс. Он требует воспитания новой генерации чиновников, реформы правоохранительных учреждений и коренных сдвигов в психологии и менталитете населения. На место неизбежно запуганного, много терпящего, склонного к нарушению законного порядка должен прийти исполненный собственного достоинства гражданин - законопослушный, свободный, понимающий свою ответственность за судьбы государства и общества.

Галина АФАНАСОВА, учитель истории и обществознания, Москва