К сожалению (а может быть, к счастью), нам по большей части не дано выбирать место, где расположена наша школа, мы не выбираем пейзаж, который открывается из окна  класса. Нет, «из нашего окна» совсем не «площадь Красная видна»... И не Крымский мост... И не Воробьевы горы... Самый что ни на есть скучнейший вид - застройки семидесятых годов прошлого века. Но рядом, буквально в двух шагах, чудо старообрядческой архитектуры, чудо купеческих особнячков, обретающих первозданный облик после умной и тактичной реставрации. Все это Рогожская застава, все это старинная пауза в движении современной Москвы.
А ведь были времена, когда Москва, современная и старинная Москва, пришла на уроки школ нашего города пусть и не слишком удачно названным предметом «Москвоведение».
Можно, конечно, сегодня проливать слезы по безвозвратно ушедшим временам юбилейного бума, когда к 850-летию столицы был введен и включен в учебные планы школ этот замечательный предмет, были  учебники, создавались программы и методические пособия. Где это все? Увы... Как всегда у нас часто бывает - окончились праздники, и все закончилось.  Любовь к родному великому городу оказалась лишь юбилейной кампанией. Никто не верил, что изучать Москву, сохранить предмет «Москвоведение» возможно, как нам велели тогда наши начальники, раздав его материал по курсам традиционных предметов. Все обещания в этом отношении оказались откровенным лицемерием.
Почему-то американские школьники могут называть (по-английски и по латыни!) травки в подмосковном лесу, а мы все продолжаем существовать в не известном нам, не познаваемом нами окружающем мире. Наши школьные программы и учебники устроены так, что мы тратим больше учебного времени на экзотических колибри, а не на родных московских воробьев.
В отношении к регионоведению, как бы оно ни называлось, проявляются те же болезни, которыми сегодня болеет наше образование, да и, пожалуй, все наше общество.
Я бы очень хотела, чтобы была  услышана  простая и актуальная мысль: образование должно стать образом жизни, образование только формально может разделяться на школьное и любое другое - сопутствующее, спонтанное. А школа обязана научить ребенка  прежде всего самостоятельно не просто решать задачи, но и ставить задачи. Вся наша беда заключается в том, что мы, не представляя себе, в какой стране будут жить наши выпускники, не можем сказать им, какими они должны стать, к каким жизненным целям и ценностям нужно стремиться.
Но отнять у нас наслаждение повседневно узнавать, а значит, и тем самым любить Отечество никаким начальникам не дано.
Проект «Рогожка», который в этом году начала разрабатывать наша школа, основывается на всестороннем изучении того, с чем ребенок сталкивается на каждом шагу. Например, откуда пришла к нам вот эта явно немосковская архитектурная деталь, чем знаменит писатель, именем которого названа улица, чем и с кем торговал купец, живший в этом доме два века назад. В отличие от многих отечественных и зарубежных учебных проектов, темы которых весьма далеки от  повседневных интересов и наблюдений школьников, наш проект нацелен на то, чтобы понять и ощутить всем своим существом родное в сравнении с чужим, найти в этом чужом что-то такое, что близко и понятно нам. Только тогда чужое перестает быть чуждым, только тогда родная культура становится частью мировой культуры.
Таким образом, сделать окружающий мир миром культурным, учебным миром - наша основная, первоочередная задача. Это помогает ребенку вжиться в родное, вернее, сделать глухонемое пространство говорящим, наладить с ним диалог. Мы рассматриваем эту работу как неотъемлемую часть совершенно необходимой нам серьезной, кропотливой, повседневной патриотической работы.
Наш проект - это проект комплексный. Участники проекта в его выполнении используют знания по целому ряду школьных предметов - русскому языку, литературе, истории, географии, иностранным языкам, изобразительному искусству, музыке, химии, биологии. Современное школьное образование остается набором разъединенных предметов. И все призывы интегрировать содержание и способы познания отдельных наук и областей знания, способы их постижения пока остаются благими намерениями. Мы пытаемся связать те или иные сведения и направления деятельности участников проекта как по проверенным, вытекающим из смысла исследования основаниям, так и по иногда неожиданным поводам взаимодействия учебного материала.
Так, в первом из указанных мною путей можно назвать экологические наблюдения, в которых необходимы знания и  умения по химии и биологии. Причем результаты исследований могут представлять собой вполне конкретный неожиданный интерес. Какая собака во время прогулок больше страдает от выхлопных газов - такса или дог? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно взять пробы воздуха на уровне десяти сантиметров (нос таксы) и сорока сантиметров (нос дога). Сравнив результаты исследований, мы узнаем, кому на Рогожке живется и дышится легче - таксе или догу. И, разумеется, обнародуем результаты опытов для тех, кто собирается завести собаку.
Я так подробно остановилась на этом, в общем-то, частном моменте, потому что для нас каждый раздел проекта должен иметь конкретный, в том числе и практический, вывод и не должен дублировать уже известные сведения. Для школьников -  участников проекта в той или иной форме публично представить результаты своей работы имеет очень большое значение. Участие в проектной работе открывает участникам проекта возможность по-настоящему добиться успеха в реализации своего учебного и творческого потенциала, быть замеченным ровесниками в школе и  шире - на конференциях, выставках, в Интернете. В отдельных случаях участие в проекте может обеспечить успешную послешкольную перспективу выпускника.
Другой же путь нашей содержательной работы - создание принципиально новых областей и путей изучения материала. В качестве примера приведу повод для интеграции истории и литературы. Внешне он может показаться натянутым, но тот результат, который мы ожидаем, мне кажется, значением своим искупит случайность сопоставления. Я имею в виду часть проекта «Александр Солженицын и протопоп Аввакум».
Наши ученики каждый день ходят по улице Солженицына, каждый день они проходят по местам, хранящим память о протопопе Аввакуме. Думаю, что такие говорящие случайности дают возможность увидеть, насколько при всей разности эпох и людей этих эпох верность своим убеждениям и постоянная готовность отстаивать их, чем бы это ни грозило, отличают тех, на ком стояла и стоит наша земля, от всех нас, грешных. Эта работа имеет большой нравственный смысл: уж если не дано нам дорасти до них, то поклоняться им, жить в их присутствии просто необходимо. Просто для того, чтобы оставаться людьми...
Проектная работа убеждает, что сама бесконечность культуры, взаимосвязь кажущихся совершенно суверенными компонентов открывает бесконечную перспективу развития проекта. Решая эту окончательно не решаемую задачу, мы, с одной стороны, в плане проекта выделяем конкретные разделы и сроки их выполнения, с другой - хотим подключить к тем или иным направлениям наших ровесников, наших единомышленников на Рогожке, в Центральном округе, в Москве, в России, в ближнем и дальнем зарубежье.
Думаю, что работа в подобных проектах представляет серьезный интерес и в социальном, и в психологическом отношении, она неоценима для профессиональной ориентации наших учеников. Умение не просто пребывать в коллективе, как это проверяется в лагере, в походе или еще где-то, а работать в коллективе, найти себя в нем, найти себе доставляющее удовольствие дело, определяет настроение каждого школьника - участника проекта, определяет дух всей школы в целом.
А вот как раз хорошее настроение - это то, чего так не хватает нам сегодня. Это то, что мы должны создавать себе сами, чего нам не даст и не обязана давать никакая власть. Наверное, только так и обретается национальная идея - понять назначение своей земли, ощутить ее по-настоящему своей, повседневно обживать ее и совершенствовать.
Мне кажется, что наш проект - часть огромной работы, смысл которой в превращении места проживания, места учебы, места службы в Отечество, в свое Отечество, которое ни на что на свете не променяешь.

​Татьяна ПЫЛАЕВА, учитель русского языка и литературы  открытой (сменной)  общеобразовательной школы №88, Москва