«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Статья 1 Всеобщей декларации прав человека.

Понятие равенства крайне важное для понимания общественных процессов, но сложное, противоречивое, неоднозначное. История свидетельствует, что к равенству нередко относились с пренебрежением. Ценность его почти во все времена у многих мыслителей вызывала большое сомнение. И только в последние два столетия это понятие обретает достойное место в ряду важнейших идей и ценностей человечества. Интересна эволюция человеческих представлений, связанных с идеей равенства.

Первые осторожные суждения, связанные с попыткой определения понятия равенства, высказывались мыслителями Древней Греции. Перикл в 431 году до нашей эры пришел к пониманию значения равенства в политической жизни общества и выразил к нему достаточно ясное и четкое отношение. Древнегреческий политик дал положительную оценку принципов равенства для общественного развития в общем и для афинской демократии в частности. Сформулировал основные подходы к нему. Перикл утверждал, что «равенство всех граждан перед законом является основой политического общественного устройства». Он также считал, что выборы государственных служащих должны производиться на основе принципов равенства. Он настаивал на том, чтобы в процессе формирования государственного аппарата внимание обращали не только на принадлежность кандидата к определенному классу или статусу. Он полагал, что на государственные посты стоит избирать людей в соответствии с их добродетелями, деловыми качествами и имущественным положением, которое они приобрели в процессе трудовой деятельности. Бедность, по мнению афинского политического деятеля, не должна быть препятствием для выдвижения на государственную должность.

Почти полстолетия позже Платон подверг жесткой критике идею равенства, сравнивая сторонников демократии с демагогами, отмечая их непоследовательность и лицемерие. Платон отмечал недостижимость ее идеала, противоречивость и неясность идеи равенства, которая в итоге приводит к еще большему неравенству. Философ полагал, что демократия является идеей «приятной для сторонников беззакония и общественного хаоса, которые стремятся ко всем относиться одинаково, несмотря на то что в природе равенство не существует и не может существовать в принципе». В идеальном государстве Платона места равенству не нашлось, так как у каждого природные способности и заслуги перед обществом разные.

В свою очередь Аристотель считал, что равенство, безусловно, должно быть частью гражданских отношений, однако он отказывал женщинам, рабам и чужеземцам, которые не были гражданами полиса, в равенстве с полноправными гражданами-мужчинами.

Победители-революционеры в итоге обогащались и плодили очередных недовольных, которые со своей стороны были готовы восстать во имя равенства, что в конце концов приводило к тирании.

Равенство на протяжении многих последующих веков оставалось сомнительной идеей. С появлением и распространением христианства идея равенства постепенно принимается верующими. Священнослужители утвердили и укрепили идею духовного равенства всех людей перед Богом.

В V веке в период разложения Римской империи Святой Августин в своем труде «Град Божий» предположил, что в основе человеческой природы лежит зло, которое является результатом первородного греха. Поэтому, делал далее выводы мыслитель, человек не может, не в состоянии достичь божественных вершин и вести добродетельный образ жизни, что в конечном итоге отражается и на мировом политическом порядке. И только спасение, которое ниспосылается по воле Бога в потустороннем мире, делает людей равными. Более того, с точки зрения средневекового философа, «избраны» будут только единицы. Это те люди, которые вели праведный образ жизни, творили богоугодные дела и достойны вечной жизни после смерти, в то время как все остальные, подавляющее большинство, грешники. Они будут наказаны за свои грехи и проступки. И только в этом все люди были равны перед Богом по представлениям, бытовавшим в эпоху средневековья.

Фома Аквинский, религиозный мыслитель средневековья, вслед за Аристотелем полагал, что деятельность государства должна быть нацелена на общее благо. Опираясь на волю Творца, правитель осуществляет свои замыслы, и церковь способствует ему в этом, являясь верным и надежным помощником. Однако Данте придерживался другой точки зрения. Он идеализировал светскую модель государства, которая была создана еще в Древнем Риме в эпоху императоров, чье право на власть исходило непосредственно от Бога, а церковь при этом играла подчинительную второстепенную роль.

В позднее Средневековье идеи равенства начинают овладевать массами. В ХIV веке едва ли не в каждом европейском государстве происходили народные волнения, восстания крестьян против строгой средневековой политической системы, в том числе и против неравенства.

С нарастанием протестных настроений и требований реформ в отдельных уголках Европы раздаются голоса и в пользу равенства, которое постепенно становится частью некоторых влиятельных идеологических доктрин. В Англии Джон Уиклиф и Лолларды полагали, что каждый индивид является прямым подданным «вассалом» Бога и служить люди должны непосредственно Богу, как об этом написано в Библии. Близких взглядов придерживался в Чехии Ян Гус, который считал, что все люди - братья и на равном основании должны делить земные блага. В ХVI веке в эпоху Реформации Мартин Лютер и Джон Кальвин поднялись на борьбу против господства Римской католической церкви и одержали ряд военных и политических побед. В основе идей, которые они распространяли в массах, ценности равенства играли не последнюю роль. В Англии в эпоху Кромвеля разнообразные религиозные секты развивали идеи равенства. Уравнители, или левеллеры, были сторонниками всеобщего равенства и стремились к уничтожению монархии и сословий. Джордж Фокс, лидер квакеров, был убежденным сторонником равенства мужчин и женщин и отмены рабства.

В ХVII веке в Америке религиозное инакомыслие подготовило почву для распространения идей политического равенства. Пилигримы привезли в колонию веру в избранность и стремление к поиску справедливости. В эпоху Великого пробуждения большинство американских колонистов принадлежали к разнообразным религиозным течениям - баптизму, методизму, конгрегационализму, англиканству, в основе учений которых большое место занимали идеи равенства. Каждый американец постепенно приходил к мнению, что имеет равное право участвовать как в духовном спасении, так и в политической деятельности.

В 1651 году Томас Гоббс, автор «Левиафана», утверждал, что отрицание естественного неравенства среди людей стало основанием для современного понимания демократического устройства. Гоббс настаивал на том, что вопрос, кто из людей является лучшим, может быть разрешен только в рамках общественной политики. Эта идея потрясла общепринятые представления в эпоху, когда общество с уверенностью определяло лучшего по тому, какое место он занимает в общественной иерархии, каково его происхождение, и опиралось на другие сомнительные с современной точки зрения человеческие характеристики.

Жан Жак Руссо в 1762 году в своей работе «Общественный договор» заметил, что «человек рождается свободным, но везде он в оковах». Радикальный эгалитаризм Руссо стал источником вдохновения для продолжателей как демократических традиций, так и сторонников тоталитаризма, которые присваивали себе право на власть, навязывая свою волю народу от имени народа. Но именно народ, по мнению Руссо, является единственным источником справедливой власти, суверенитета и легитимности.

В ХVIII-ХIХ веках идеи равенства подпитывались из двух источников - европейской Реформации и эпохи Просвещения. Атаку на аристократические сословные привилегии вели как религиозные, так и светские мыслители, проложившие дорогу к Великой французской, американской и российской революциям. Сторонники равенства были убеждены, что общественное поприще должно быть открыто для всех людей на равном основании и должно являться естественным правом каждого.

Основатели США с гордостью написали в Декларации независимости - «Все люди рождены равными». Однако в ХVIII веке полноправными гражданами являлись только белые свободные мужчины с определенным имущественным достатком. Женщины, наемные слуги, рабы были людьми второго сорта.

В основе либеральной идеологии, распространенной в США и других развитых странах, большое место занимает универсализм, непосредственно ведущий к признанию равенства людей. Сама идея равенства является сложнейшим элементом либеральной идеологии. И сегодня продолжаются споры о сущности равенства, кого можно включать в число равных, а кого нельзя. Следует отметить, что в американском понимании равенство никогда не означало равного распределения экономических благ. Как отмечал Алексис де Токвиль, американская концепция равенства подразумевает, во-первых, равенство возможностей, а во-вторых, право каждого на равное уважение.

Джон Рэндолф из Роанока (США) однажды воскликнул: «Я люблю свободу и ненавижу равенство!» С одной стороны, демократия - это свободное или конституционное правление, действующая система которого обеспечивает гарантии выражения воли народа. Второй аспект демократической идеи - это эгалитаризм. С этой стороны главное - правление большинства. Полновластный народ стремится построить государство на принципе социального равенства.

Опыт человечества показывает, что ни один из двух вышеперечисленных аспектов демократии нежизнеспособен сам по себе, будь то свобода или равенство, конституционное правление или народовластие. Более того, они взаимно дополняют друг друга. Один аспект демократии - неотъемлемая часть другого, и оба существуют лишь в политическом пространстве друг друга. Конституционное правление при антинародном правительстве оканчивается очередями за хлебом, экономическим кризисом или даже государственным переворотом. А массовая демократия или «народная демократия» без гарантированных прав и свобод ведет к истребительным концентрационным лагерям.

Сосуществует множество определений равенства, которые отражают их разнородное понимание. Например, одно из наиболее распространенных современных представлений о равенстве состоит в том, что каждый человек должен обладать примерно одинаковыми стартовыми возможностями для развития своих природных данных.

Другая точка зрения на равенство исходит из предположения, что оно может существовать в обществе только тогда, когда человек находится в одинаковых экономических условиях, которые являются необходимым средством для его достижения.

Осознанию идеи равенства способствует современное образование. Представления о том, что одни имеют исключительное право управлять, а другие - подчиняться, уходят в прошлое. Становится все более очевидным, что привнести равенство в общественные отношения извне крайне сложно и это чревато большими человеческими и материальными потерями для страны. Все попытки навязать равенство, используя политическую волю и военную силу, в конце концов проваливаются или вырождаются в новое, еще более жесткое неравенство.

Путь к равенству тернист и труден, и начинается он с самоусовершенствования, огромного труда над самим собой и немалых личных усилий. Идеи равенства - мощное оружие реформ, которое позволяет заметно оздоровить общество, мобилизовать и направить его энергию на общее благо. Общество должно быть разнообразно, но разнообразие не должно разделять людей и усиливать неравенство среди них, а как раз наоборот, равенство должно быть основой для принятия и понимания разнообразия.

Поиски путей достижения равенства, воплощение его в жизнь заботят все больше мировое сообщество как на уровне усилий отдельных государств, так и на международной арене. Идеи и принципы равенства стали частью многих правовых международных и национальных актов, например, Декларации независимости США, Декларации прав человека и гражданина, Франция, Всеобщей декларации прав человека ООН, Заключительного Акта Хельсинского соглашения 1975 года, Парижской хартии 1990 года. В этих документах разрабатывается и оформляется идеал равенства и равноправия для всего человечества.

Авраам Линкольн, президент США однажды сказал: «Я не желал бы быть ни рабом, ни господином. Это есть сущность идеи демократии. Все, что от этого отличается, демократией не является».

Любое усилие в сторону распространения неравенства разрушает демократию. Добродетельные граждане постоянно находятся в поисках воплощения идей равенства в жизнь, однако это крайне нелегкое предприятие. Вопрос места и роли государства в политике реализации идей равенства в обществе очень непрост. До сих по нет окончательного решения, каким образом ценности равенства должны быть внедрены в область образования, трудоустройства и другие сферы общества, которые затрагивают широкие слои населения так, чтобы это не нарушало другой группы фундаментальных прав человека. Вопрос, как достичь равенства и чтобы при этом не пострадала свобода, до сих пор является открытым. Однако большинству граждан ясно, что этот вопрос должен быть решен. Конфликт между свободой выбора, с одной стороны, и обязательством государства использовать законные средства по воплощению ценностей равенства, с другой стороны, - один из самых острых в современной политике.

Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского университета