Меняется жизнь - меняется человек

Представим, что в данном традиционном обществе родился ребенок, мальчик. Возьмем для примера воинственное племя. Новорожденный мальчик сразу же воспринимался всеми его сородичами как будущий воин. Его воспитывали как сильного, не боящегося трудностей человека. Главным в его воспитании было приучение к опасности, к владению оружием.

А как такое воспитание выглядело для мальчика? Он его просто не замечал! Такое воспитание, такие требования были привычны как воздух. Все это было совершенно естественным, а потому он никогда не задумывался над этим.

Мальчик подрос, стал вместе со старшими мужчинами участвовать в военных действиях. Война была жестокой, в ней гибли его близкие и товарищи. Но и это воспринималось как естественный ход вещей. Пища добывалась войной, а потому наш герой и не думал, что можно работать на поле или пасти скот.

Когда война прекратилась - изменилось все! Только наступивший мир дал возможность понять, осознать, что раньше была война. Изменение условий жизни заставило впервые «увидеть» свою жизнь, осознать ее.

Так происходит всегда, даже в самых простых, бытовых ситуациях. Человек входит в дом и, не глядя, сам того не замечая, нажимает на клавишу выключателя, включая свет. Так может продолжаться долго, особенно если выключатель не переносили с места на место несколько лет. Но если во время ремонта возникнет необходимость заново найти место выключателю, человеку придется задуматься. А действительно, удобно ли он был расположен, оставить ли его на прежнем месте или найти новое? И если выключатель поставят на новое место, потом долго придется привыкать, а рука еще долго по привычке будет тянуться к старому месту.

Мы пришли к необыкновенно важному выводу: только изменение условий жизни заставляет человека задуматься, осознать свое положение, даже учиться принимать решения.

Этот вывод имеет прямое отношение к нашей теме. Изменение условий жизни общества требует введения новых способов регулирования. Это понятно. Но изменение меняет и самих людей - членов данного общества. Новые условия заставляют искать способы упорядочить и организовать жизнь уже сознательно, а не просто по привычке. Новые условия ставят человека перед необходимостью осознать происходящее, а значит, не только осложняют его жизнь, но и развивают самого человека.

Как появляются нормы

Создать (сотворить) норму жизни - что это значит, что для этого требуется? Надо, во-первых, понять, почему мы хотим отказаться от старых, привычных форм жизни. Для этого и эти старые формы надо понять. Наш герой, юный воин, и не думал, что воюет, война была для него самой жизнью. Когда он задумался о новой жизни, он впервые понял, что раньше воевал, а не просто жил. Теперь он должен проанализировать все, что его окружает, и отделить устаревшие формы от самой жизни. Жизнь ведь должна продолжаться.

Во-вторых, надо понять, что должно остаться неизменным, а что - возникнуть заново или измениться. Чтобы жить, люди должны питаться, укрываться от холода; эти требования жизни различны в разных обществах. Значит, организация жизни должна быть создана заново (в соответствии с уровнем развития общества).

В-третьих, необходимо осознать новые требования и сформулировать, зафиксировать их в виде нового, обязательного для всех правила. А ведь это не так просто. Любое новое правило всегда в результате влияет на жизнь людей в целом, подчас приводит к непредвиденным результатам. Значит, вводя правило, надо быть готовым и к неожиданным последствиям. Да и сами условия жизни редко остаются совершенно стабильными. Поэтому в развитых странах вводятся новые нормы (законы) и усовершенствуются старые - нормотворчество осуществляется постоянно. Ведь сама жизнь меняется постоянно.

Нормы: за и против

Но сколь бы хороша ни была новая норма, она обязательно в чем-то ограничивает людей. Традиция тоже ограничивала, но для людей она была естественной, они не замечали этих ограничений. Норма появляется, и приходится к ней приспосабливаться. Представьте, что дорогу, по которой вы каждый день ходили в школу, вдруг перегородили. И хотя все понимают, для чего это сделано, тем не менее вам лично это доставляет только неудобства.

Организовать жизнь многих людей означает согласовать их интересы. Сделать так, чтобы удовлетворение интересов одного не мешало другим людям.

Противоречия между разными интересами можно разрешить, вводя определенные правила. Но любое правило связано с каким-то ограничением, а значит, оно всегда имеет и какие-то недостатки. Это можно обнаружить даже на простом примере перекрестка. Чтобы урегулировать движение на перекрестке, ставят светофор, тогда водители должны ждать, пока им предоставят зеленый свет; если строится эстакада, городские власти должны тратить деньги (на такое строительство деньги, как правило, идут из налогов, которые платят автовладельцы). Если вводится круговое движение, скорость при переезде перекрестка падает, и водители теряют время. Что бы ни придумывали для решения возникшей проблемы, решение всегда влияет на чьи-то интересы, ограничивает чьи-то права.

Как человек мирится с таким ограничением? Только понимая, что это необходимо, только анализируя эту ситуацию целиком.

Таким образом, следование нормам учит людей думать, анализировать, видеть последствия собственных действий, принимать ответственные решения.

Вернемся к нашему герою. Он вместе со своими соплеменниками организовал жизнь заново в новых условиях. Возникла новая организация жизни. Станет ли она традицией?

Традиция возникает постепенно, должно пройти много поколений, живущих в неизменных условиях. В современной жизни традиция оттесняется в сферу быта, бытовых отношений между людьми. Традиция поддерживает и сохраняет национальную культуру. Традиция остается важным фактором организации жизни, но в целом регулирование происходит уже другими способами, основным из которых является норма.

Жизнь в изменяющихся условиях не только приводит к новым формам регулирования, но и меняет сознание человека. Он становится способным осознавать свое место среди других людей, так развивается его сознание - важнейшая человеческая способность.

Нормотворчество - весьма сложный и противоречивый процесс. Введение нормы требует анализа ситуации, регулируемой нормой, анализа всех возможных последствий введения нормы, точности в формулировании нормы.

В общественной жизни постоянно приходится устанавливать правила и нормы, которые регулируют отношения людей. Эти правила учитывают интересы людей, их потребности и желания, пытаясь каким-то образом согласовать эти интересы. Но любое правило, любая норма всегда содержит в себе ограничение (уменьшение чьих-то прав, отсрочку их выполнения и т.д.). Поэтому установление норм и правил - сложная задача.

Вопросы и задания

1. Что такое нормотворчество? В чем сложность этого процесса?

2. Почему любое правило, любая норма содержит в себе ограничение? Приведите примеры.

3. Как меняется сам человек, когда традиции меняются?

4. Как происходит «рождение» новой нормы?

5. Устанавливались ли у вас, в вашем классе, правила? Как это происходило? Сравните этот процесс с тем, что описано в параграфе.

«Со своим уставом в чужой монастырь не суйся»

Разные страны живут по разным законам, разные люди разговаривают на разных языках, в мире существуют разные религии. Каждый порядок имеет пространство своего действия.

Можно жить на своей ограниченной территории и не знать, что она имеет границы, полагать, что данный порядок и есть единственный. Наверное, в древние времена так и было. Но сегодня, когда люди знают о существовании друг друга, о существовании других народов, других порядков, каждый понимает, что всякие правила имеют сферу своего применения. Поэтому особую роль приобретает необходимость устанавливать взаимоприемлемые порядки, учиться ограничивать свой порядок, полагать его границу, видеть его пределы.

Фактически только теперь люди начинают понимать глубинный смысл старой-престарой поговорки: «Со своим уставом в чужой монастырь не суйся».

«Мир» - что означает это слово?

В русском языке есть два исходно разных слова «мир»; раньше они писались по-разному: «миръ» и «мiръ».

«Миръ» - отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, доброжелательство, тишина, покой, спокойствие. Мирными бывают нрав, семья, пора, договор.

«Мiръ» - вселенная, одна из земель вселенной, наша земля, земной шар, все люди, род человеческий; сельская община. Пойти по миру - разориться. У слова «мiръ» другое прилагательное: не «мирный», а «мирской» или «мировой». (Например, есть такая поговорка: «В миру жить, мирское и творить»).

Теперь, когда в русском языке нет буквы i, эти слова неразличимы при письме. А теперь задумаемся: мир как сообщество и мир как отсутствие войны. Разные слова, но смысл-то близкий.

Что такое мир - мой, твой, наш, их? Это пространство (реальное или условное), в котором есть отношения, связи между людьми. В этом пространстве должно быть мирно. Не должно быть ссор и войн. Иначе это уже не мой мир, а неизвестно что. Значит, слова «мир» и «мiр» - близкие, выражающие что-то общее.

Раньше говорили: «Каков мiр, таков и порядок». Слова «порядок» и «обряд», оказывается, одного корня - -ряд-.

Что такое порядок в реальной жизни? Какие виды порядка вы знаете?

Порядок во времени

Порядок жизни во времени - это годовой цикл, разбитый на времена года, на месяцы, недели, дни, часы, минуты. Год - естественное, природное явление. Продолжительность года определяется периодом обращения Земли вокруг Солнца. А вот времена года, месяцы - условная единица. И не случайно февраль продолжается лишь 28 или 29 дней, а июль и август - по 31. Продолжительность месяцев менялась. Лишний день был прибавлен к продолжительности августа в честь римского императора. А поскольку продолжительность года фиксированная, пришлось «укоротить» февраль, который тогда был последним месяцем года.

Условна и длительность недели. Семидневная неделя - напоминание о библейской истории сотворения мира. В Библии говорится, что Бог создавал наш мир шесть дней, а седьмой день - отдыхал. Но, например, в советской России в двадцатые годы месяц делился на декады (десятидневки), седмица (неделя) была отменена. А вот сутки - естественная мера времени - период обращения Земли вокруг своей оси.

Порядок в пространстве

Есть два вида порядка в пространстве - естественный и исторический. Взгляните на карту США. Границы многих штатов словно по линейке проведены. И ведь правда - по линейке. В свое время границы между штатами были проведены на основании договоренности: эти границы проводили по карте, а уж потом переносили на местность. А границы между странами Европы, как правило, извилистые и повторяют естественный ландшафт. Так произошло, потому что эти границы устанавливались на основании долгой истории жизни народов Европы. А в древности границы устанавливались по естественным преградам - по рекам, горам, труднопроходимым местам. Лишь много позже, уже в XX веке, эти границы были закреплены международными соглашениями.

Таким образом, порядки бывают естественные (природные). К ним необходимо отнести и законы природы, которые изучаются разными науками - физикой, химией, биологией. (Эти науки так и называются - естественные). А есть порядки условные, они имеют культурные, общественные корни, созданы самим человеком.

Порядок и его границы

Когда говорят о порядке, сразу приходится задуматься, а везде ли, всегда ли он действует. Надо начать говорить о его границе.

Представим, что необходимо навести порядок в комнате. Сначала там все вещи лежат в беспорядке, т.е. вперемешку. Что значит навести порядок? Это значит разложить все по своим местам, следовательно, одежда будет в одном месте, игрушки - в другом, книги - в третьем. Значит, порядок в вещах - это проведенные между ними границы. В повседневной жизни такие «границы» определяются местом, где расположены предметы: одежда - в платяном шкафу, книги - на книжных полках, игрушки - на полках или в ящиках и коробках, кто как привык.

Внутри пространства тоже есть определенный порядок: книги стоят в своем порядке, например, художественная литература в одном ряду, а специальная - в другом, произведения одного автора - вместе; одежда разложена в своем порядке - отдельно белье, отдельно рубашки, отдельно брюки. Так что же это значит - навести порядок? Порядок, стало быть, - это определенное правило, по которому организуются предметы, и границы действия этого правила.

Верно, если мы заглянем в толковый словарь, то обнаружим, что порядок - состояние благоустройства и налаженности, систематичность, правильность в расположении чего-либо, в ходе дел; последовательность.

Каждый «мiръ» имеет свой порядок, то есть свои правила и установления. Если мы свои порядки попробуем устанавливать на чужой территории, то, скорее всего, порядок, который был там установлен, нарушится. Поэтому мы стараемся охранять границы своего мира, не пускаем туда чужих.

Порядок - это систематичность, правильность расположения чего-либо в пространстве или во времени. Порядки бывают естественные (отражающие природные явления) и условные (имеющие культурные корни), т.е. созданные самим человеком.

Порядок определяется правилом, которое действует в данном пространстве. Поэтому важным элементом порядка является граница. Она определяет границы действия данного порядка, т.е. границы действия определенного правила, системы.

Вопросы и задания

1. Что такое порядок? Объясните это слово и приведите свои примеры.

2. Напишите слова: «Миру мир» - с использованием старой буквы «i».

3. Обоснуйте связь понятий «порядок» и «граница».

4. Почему человек постоянно стремится к упорядочению своей жизни, пространства вокруг себя, своих отношений с людьми?

5. Слова «порядок» и «порядочность» - родственные. А как связаны эти понятия в жизни? Приведите примеры.

Катерина ПОЛИВАНОВА, Борис ХАСАН