Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:

Живя по принципу «Доверяй, но проверяй!», мы проверяли и будем еще больше проверять организацию и качество питания во всех наших учреждениях образования. Для этого мы в первую очередь привлекаем к совместной работе наших коллег из Роспотребнадзора, МосГИКа, Общества защиты прав потребителей и Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности. Но тем не менее, конечно, внутренней стержневой структурой, которая занимается контролем питания, по-прежнему будет Служба финансового контроля МДО. Служба финансового контроля сегодня, по сути дела, за деньги бюджета выполняет задачи организаторов питания, между тем в каждой такой организации-поставщике должна быть своя внутренняя служба контроля качества или ревизионная группа, которая сама будет отслеживать качество питания. Если мы вместе с коллегами будем обнаруживать нарушения, то станем начинать, как положено, с претензионной работы, с применения санкций до разрыва контракта с поставщиками. При этом хочу сказать: пусть поставщики услуг не пытаются найти союзников в лице директоров школ и заведующих детскими садами, они, как получатели услуг, несут перед нами административную ответственность за получение услуг соответствующего качества. К сожалению, организаторы питания уже «уволили» значительное количество директоров ОУ и заведующих детскими садами, потому что они, то ли идя на сговор, то ли просто проявляя беспринципность и непрофессионализм, допускают, чтобы сотрудники поставщиков занижали порции, давали продукты плохого качества, а в результате лишались своих должностей. Поэтому мы будем применять к исполнителям контрактов все штрафные санкции вплоть до разрыва контракта, а к руководителям образовательных учреждений - все административные меры. Так что дружить поставщикам услуг с получателями услуг не получится, а работать вместе получится точно. Нужно понимать общую меру ответственности. Это тема очень резонансная, особенно она для меня резонансна тогда, когда, скажем, читаю акты проверки СФК о том, что продукты, которые вроде бы закончились в прошлом учебном году, в нынешнем все еще продолжают лежать на полках.

Алена ШАХОВА, руководитель Службы финансового контроля при МДО:

По опыту предыдущих проверок у нас уже накопился список наиболее часто встречающихся нарушений.
Ревизоры отдела тематических проверок Службы финансового контроля Департамента образования проводят проверки фактического присутствия детей и организации питания в образовательных учреждениях системы МДО, в ходе которых они выявляют различные нарушения.
Есть наиболее часто встречающиеся нарушения, например, при поставке продуктов. Это поставка очищенных овощей в пакетах без вакуума, недопоставка (недовоз) продуктов питания - при поставке фруктов и овощей в накладных указывают их вес, однако после проведенного взвешивания оказывается, что их вес занижен. Часто поставляемые продукты питания не соответствуют сопроводительной накладной, например, вместо указанных в накладных куриных яиц фактически поставляется меланж.
Нередко допускают нарушения при документальном оформлении:
- в учреждение поступает одна накладная на рационы питания и продукты питания, при этом недопоставленные рационы питания или продукты питания поставляют в течение дня с разных складов и разными автомобилями, при этом фактически происходит так, что поставку рационов питания осуществляют с одного склада, а поставку продуктов питания - с другого склада;
- работники пищеблока не составляют акты о недопоставке (недовозе) и акты о списании продуктов питания;
- в ежедневном меню, поставляемом поставщиком, отсутствует информация об энергетической и пищевой ценности, а также информация о содержании витаминов и минеральных веществ в каждом блюде (нарушение требований СанПиН п. 6.10);
- встречаются случаи с указанием авансовой маркировки, то есть время доставки рационов питания не соответствуют сроку их изготовления, указанного на маркировочном ярлычке, а также случаи отсутствия маркировочного ярлычка, или на нем не указано время изготовления;
- на технологических картах, которыми руководствуются повар и заведующий производством, отсутствуют подписи и печати уполномоченных лиц, вследствие чего такая технологическая карта считается неутвержденной.
Очень четко ревизоры фиксируют нарушения при приемке продуктов, когда при приемке рационов питания и продуктов в накладных отсутствуют подписи поставщика или подписи поставщика проставлены за всю продукцию, а при этом поставка может не соответствовать по количественным показателям, указанным в накладной (недопоставка). Часто при приемке продукции не присутствуют представители поставщика, отсутствуют почтовые весы для взвешивания поставляемых продуктов питания, отсутствует маркировка на холодильном оборудовании (нарушение требований СанПиН п. 33.5).
При закладке продуктов питания нарушается закладка продуктов питания в блюда, то есть закладывают не все виды продуктов, предусмотренные ТТК, либо осуществляется их закладка в меньшем весе в нарушение ТТК, вода вливается в блюдо на усмотрение поваров, без соблюдения нормы закладки.
Много нарушений при приготовлении, соблюдении ТТК:
- на пищеблоках присутствуют жгучие специи, что запрещено по СанПиН при питании детей;
- не соблюдается выдача продуктов питания по меню, некоторые продукты питания, предусмотренные меню, не выдают детям;
- заведующие производством и повара делают заготовки очищенных овощей с замачиванием их в холодной воде для их последующего использования на следующий день - в соответствии с СанПиН (п. 8.15) не допускается предварительное замачивание очищенных овощей с длительным замачиванием в холодной воде более двух часов;
- не соблюдается срок хранения блюд на мармите и готовых рационов, уже приготовленных к выдаче;
- суточные пробы отбираются не в полном объеме;
- посуда, из которой питаются учащиеся, плохо вымыта, имеет сколы и трещины;
- сотрудники охранных предприятий для приема пищи используют рационы питания и продукты питания, выданные заведующими производством и поварами, которые предназначены для кормления детей.
Есть нарушения при буфетном обслуживании - на ценниках отсутствуют подписи и печати ответственных лиц поставщика, на буфетную продукцию отсутствует прейскурант, отсутствуют удостоверения качества на выпечку. Часто в буфетах реализуют мороженое (основа - растительные жиры) и пирожные (кремовые кондитерские изделия), между тем согласно Приложению 7 к СанПиН 2, 4, 5, 2409-08 не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров и кремовые кондитерские изделия. Буфетную продукцию выдают работники поставщика без специального оборудования, предназначенного для этих целей, например, щипцов, индивидуальной упаковки, тарелок и одноразовых перчаток.

Информация к сведению

Столичный Департамент по конкурентной политике подвел итоги совместных торгов на право заключения госконтракта на оказание услуг по организации питания обучающихся, воспитанников и студентов государственных образовательных учреждений в 2013-2015 годах.
Госзаказ на оказание услуг по организации питания включал в себя 15 процедур совместных торгов для 11 округов города. Общая стоимость заказа составила 37,8 млрд рублей. Контракты заключали сроком на один и три года в зависимости от округа.
Экономия бюджетных средств на торгах составила более 191 млн рублей. Также были подведены итоги пяти конкурсов на поставку пищевых продуктов для организации питания обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений в 2013 году.

Мнения по поводу

Людмила МЯСНИКОВА, председатель Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности:

- Организация и качество питания детей в образовательных учреждениях давно поставлены под контроль родительской общественности. Члены нашего совета участвуют в проверках, составляют акты, добиваются ликвидации обнаруженных нарушений и недостатков. Мы делаем ставку на тех родителей-профессионалов, которые будут работать и контролировать на местах - в образовательных учреждениях. Родители настроены очень серьезно, многие из них обращаются с просьбами, чтобы им помогли обучиться, чтобы они поняли, что нужно смотреть, как смотреть, как подходить к проверкам более профессионально. Но помимо этого в каждом учебном заведении всегда найдется родитель, который в этом деле разбирается профессионально. Поэтому я призываю поставщиков услуг по-деловому сотрудничать с родительской общественностью.

Олеся ТКАЧЕВА, заместитель руководителя МосГИКа:

- Мы обещали, что питание детей в образовательных учреждениях станет более качественным, поэтому надеемся, что те организации, которые выиграли конкурс, не подведут ни Департамент образования, ни МосГИК, ни школы и детские сады, которые надеются на изменения к лучшему. Одним из механизмов проверки будет, конечно, государственный контроль, но надо понимать, что выставить контролера у каждого работника сферы питания просто невозможно. Поэтому особое значение приобретают претензионная работа и составление актов при обнаружении недостатков в работе по организации питания детей. Мы готовы отвечать на возникающие вопросы.

Виктор ПАНИН, председатель комитета по образовательным услугам Общества защиты прав потребителей:

- Исполнение условий контрактов по организации питания детей - это вопрос качественного исполнение обязанностей, безопасности наших образовательных учреждений. Все знают направление деятельности Общества защиты прав потребителей, то внимание, которое оно уделяет вопросам качественного и безопасного питания детей, для нас имеет принципиальное значение. Наша позиция: мы никому не позволим создавать угрозу жизни и здоровья детей. К сожалению, опасность существует, этому есть примеры, которые приводит в своих актах и отчетах Служба финансового контроля, которые есть у Общества защиты прав потребителей. Наша работа совместно с Департаментом образования будет продолжена, более того, мы будем ее наращивать, тем более что наша практика показала эффективность этих мероприятий.