Шаг 1. Внимательно ознакомьтесь с критериями оценивания учебного занятия. Демонстрировать на занятии нужно то, что требуется в соответствии с Положением о конкурсе. Учитывая тенденции последних лет в области образования, обратите особое внимание на метапредметность в уроке, установление межпредметных связей, интеграцию своего предмета с другими предметами школьной программы. Ваш урок призван способствовать формированию общей картины мира в представлении ребенка. Основной целью метапредметного подхода является развитие способности ребенка мыслить. Пусть отдельно взятый конкурсный урок будет маленьким шагом на этом пути.

Шаг 2. Бесспорны два постулата: урок должен учить, он должен давать прирост в знаниях и опыте ребенка, и урок должен воспитывать прежде всего содержанием.
Приведу пример из конкурсной жизни. Однажды мы случайно услышали спор членов детского жюри, которые принимали важное решение - кто же из учителей-конкурсантов завоюет приз детских симпатий? Они бурно обсуждали достоинства и недостатки только что посещенных уроков со своей, детской, точки зрения. Было заметно, что они сомневаются в выборе. Но когда один из ребят задал вопрос: «А чему учитель научил детей на уроке?» - все мгновенно оценили ситуацию, и выбор стал очевиден - тот учитель, который научил, и стал победителем.

Шаг 3. Ученик должен «прожить» урок, решая заданную проблему. Для этого, с одной стороны, необходима продуманная логичная организация деятельности детей на уроке, с другой стороны, возникает не менее важная проблема для учителя - поддержание заинтересованности детей на протяжении всего занятия. Наличие обратной связи - шаг к успеху.

Шаг 4. В подобных условиях трудно переоценить роль мотивации и эмоционального стимулирования, особенно в начале урока. Начало должно быть ярким, интересным, содержащим интригу. И весь урок должен быть направлен на ее разрешение. Существует хорошее высказывание - в начале урока ребенка нужно поразить, а потом озадачить, и тогда в течение всего урока он будет работать. И еще есть три удивительных явления, которые всегда работают на урок и на школу вообще, - чудеса, романтика, юмор.
Замечательно, если тему урока учащиеся сформулируют самостоятельно (при помощи учителя, разумеется), а затем сами определят цели и задачи своей деятельности в рамках урока.

Шаг 5. В рамках урока должен присутствовать тот опыт работы, о котором пойдет речь на представлении опыта работы. На каком другом конкурсном мероприятии еще так ярко может быть раскрыта суть вашей педагогической деятельности?

Шаг 6. Подчеркнем идею о том, что конкурсный урок отличается от рабочего урока, хотя он и проводится, как правило, согласно календарно-тематическому планированию. Уместно сравнение - урок как спектакль, учитель как режиссер. Но во всем, конечно, нужна мера.

Шаг 7. Постарайтесь обеспечить достойную смену видов деятельности на занятии и общение в разных режимах: учитель - класс, учитель - ученик, ученик - ученик, группа - группа.

Шаг 8. Тщательно продумайте итог урока. Подберите нестандартные приемы рефлексии. Позвольте всем желающим ученикам выразить собственное мнение об уроке. Не забывайте, что детям и учителю, работающему с классом каждый день (обязательно поблагодарите его за таких замечательных учеников!), будет приятно, если вы оставите им на память сувенир, открытку, пожелание, послание от своих учеников, свой электронный адрес или адрес собственного сайта. В современном мире дистанционных технологий, возможно, ваше общение продолжится позднее на расстоянии.

Приведу список «НЕ», которых следует избегать на открытом конкурсном уроке:
- НЕ стремитесь вслепую демонстрировать современные «модные» тенденции: если вы чувствуете, что плохо владеете какой-либо технологией или методом, лучше не использовать их на уроке, нежели показывать неловкое владение ими;
- НЕ планируйте слишком продолжительную самостоятельную работу детей на уроке: жюри в первую очередь оценивает вас, а не деятельность учащихся;
- НЕ перегружайте урок большим количеством разнообразных заданий: старайтесь выдерживать оптимальное чередование форм и видов деятельности;
- НЕ торопитесь, но и не занижайте темп урока: планируйте урок, учитывая тот факт, что конкурсный урок длится 30, а не привычные 45 минут, и, возможно, по ходу урока придется корректировать запланированное;
- НЕ стройте диалоги с учащимися в формате «ДА - НЕТ», НЕ бойтесь задавать сложные вопросы;
- НЕ используйте сильные эмоционально окрашенные средства (например, видеоэпизоды о глобальных катастрофах и смерти, шокирующие факты и т. д.): НЕ забывайте о правилах здоровьесбережения ребенка.

После завершения урока происходит самоанализ. Он не является отдельным конкурсным заданием, по сути, это часть занятия, но важно помнить, что также существуют шаги к успеху в этом мероприятии.
Продолжим!

Шаг 9. Помните о следующем определении самоанализа - это анализ учителем того, что произошло здесь и сейчас. Поэтому самоанализ может спасти плохой урок и провалить хороший. Он дает возможность учителю оправдаться: что было задумано и почему не реализовано.

Шаг 10. Самоанализ должен представлять собой повествование связное, последовательное. Заранее продумайте логику повествования, но не подменяйте самоанализ технологической картой урока. Это ошибка!

Шаг 11. Можно рассказать членам жюри, каким образом, на основе каких критериев происходил отбор содержания для урока.

Шаг 12. Нет необходимости называть методы и приемы, которые использовались на уроке, но нужно пояснить, почему вы остановили свой выбор именно на них, а также где и как пригодятся детям знания с урока.

Шаг 13. Попытайтесь ответить на вопрос: «Как бы я провел урок, если бы учил своих детей?»
Подчеркну еще раз идею о том, что как в уроке, так и в самоанализе важна импровизация.
И наконец, самое главное - несмотря ни на что и вопреки всему, постарайтесь получить удовольствие от урока, от самого пути, движения к своему успеху! Ведь вы пришли на конкурс выиграть именно это конкурсное испытание. Сделайте это легко и красиво!

​Вера БУШКОВА, учитель английского языка лицея №9 города Слободского, победитель конкурса «Учитель года Кировской области-2008»