Один из главных признаков такой нескучной жизни - в лицее всегда гости, может, за исключением нескольких дней в году или, к примеру, каникул. Хотя тут тоже свои особенности: если на каникулах в лицей никто не приехал, это означает лишь то, что сами лицеисты во главе со своим директором и учителями куда-нибудь выехали. Например, как прошлым летом, поучаствовать в работе областной летней школы для одаренных детей. 200 ребят со всей Тамбовской области три недели жили на базе местного санатория-профилактория, в пятиэтажном корпусе, по три человека в комнате, пятиразовое питание, медицинские процедуры, отдых на свежем воздухе и... четыре урока в день. 14-й лицей в эту летнюю школу привез с собой целый вагон оборудования: два компьютерных класса, физическую лабораторию, экологическую лабораторию, роботов из лаборатории робототехники, да еще и байдарки купили! А какие знания без крепкого здоровья?! За 21 день такого отдыха каждый ребенок смог участвовать в 4-5 мероприятиях олимпиадного уровня по разным предметам. Вот такое было лето.
Но вернемся к гостям. Во время моей командировки получилось так, что я тоже не одна приехала в лицей. Только мы поговорили с директором, только прошлись экскурсией по школе, как Геннадий Рувимович пригласил всех в лекционную поточную аудиторию (такие в лицее есть, и весьма популярны). К этому моменту сюда же подошла целая делегация учителей, приехавших из Борисоглебского района Воронежской области.
Рассказывает Геннадий Любич:
- Наш лицей - стажировочная площадка по многим пунктам, приезжают гости, группы директоров и учителей из разных областей. Например, мы не являемся экспериментальной площадкой по апробации новых федеральных образовательных стандартов для пятых классов, но то, что делается в лицее, видимо, очень близко к ним. И наши образовательные модели серьезно перекликаются с такими требованиями, как компетентностный подход, рейтинговая оценка, открытость образовательного процесса, развитие межпредметных связей и так далее.  
По словам Геннадия Рувимовича, с момента своего основания лицейские программы базируются на трех главных китах развития: физико-математическое образование, информатизация учреждения и изучение английского языка. До сих пор это сохраняется, а открывался лицей в 1989 году. Сегодня в школе 35 классов-комплектов, тысяча учеников, обучение начинается с пятого класса. План набора в четыре пятых класса - 100-105 человек, на место получается конкурс 1,5, так как обычно подают заявление о приеме около 150 человек. В шестом классе дети учатся по единым программам, но от обычной школы отличия есть. Труды заменили информационными технологиями, в расписании больше математики, а еще каждый ребенок может получать в неделю от двух до шести часов занятий дополнительного образования. В лицее 108 групп допобразования, и все занятия стоят в расписании. С седьмого класса начинается выбор профильных направлений - физико-математический класс, компьютерный, химико-биологический, социально-экономический, гуманитарный. Но как быть, говорит директор, если одному ученику нужно больше часов по математике, а физику он предпочитает в гораздо меньшем объеме, одновременно хочет изучать столько часов иностранного языка, сколько их в гуманитарном классе, и еще ему нужна химия в объеме химико-биологического профиля, а биология требуется по минимуму. Как соответствовать всем запросам? В поисках ответа должны помочь индивидуальные образовательные траектории и уход от классно-урочной системы.
Я не случайно начала рассказ с того, что за работой некоторых инновационных школ наблюдают более чем пристально, потому что от их результатов зависит, например, будущее знаковых и очень мощных проектов. Таким для Тамбовской области стало создание образовательного комплекса «Школа Сколково-Тамбов». Работа над проектом ведется с 2011 года и включает не только создание новой, современной школьной инфраструктуры, отличной от большинства существующих, но и разработку образовательных программ, рассчитанных на опережающее развитие. Несколько школ области сегодня работают над этой задачей, среди них школа №13 города Тамбова, Татановская школа (региональный центр агробизнесобразования) и лицей №14. Именно лицей разрабатывает сегодня и апробирует все новшества информатизации образовательной деятельности, которые потом планируется использовать в школе Сколково-Тамбов. Обо всем рассказать в одном материале невозможно, но три очень ярких момента не оставят равнодушным ни одного из многочисленных гостей лицея. Первый - это лаборатория робототехники и замечательные ребята, которые в ней занимаются. О них, об их преподавателях и, конечно, о роботах мы расскажем на страницах нашей газеты позже.
Комнатой на три миллиона называют лицейскую нанолабораторию. Сначала подумалось, что это шутка, но выяснилось - совсем нет, действительно за стенами очень небольшого по размерам кабинета, который разрисовали и украсили сами старшеклассники, располагается дорогущее оборудование. Компьютеры «Макинтош», наноэдьюкаторы, цифровой микроскоп с увеличением до 2000 раз. Новое поколение учебно-научных комплексов для преподавания в школе основ нанотехнологий. Сейчас в лицее появилась выставка физического эксперимента: ребята настолько увлеклись новой техникой и результатами ее использования, что создали такую выставку и даже начали устраивать дни физической науки для младших классов. Начинается с простого: как проткнуть иглой воздушный шарик, чтобы он не лопнул, как перевернуть стакан с водой, накрытый салфеткой, чтобы ни вода не вылилась, ни салфетка не упала. А дальше - как обращаться с «неньютоновской» жидкостью или как вырастить качественные семена растений в концентрированных растворах нанотрубок углерода (это задание лицеисты выполняют в сотрудничестве с тамбовскими вузами).
Еще одна гордость директора - медиакабинет с 30 девайсами. Днем эти очень похожие на ноутбуки устройства используют ученики, а ночью девайсы ставят в шкаф на зарядку, «запитываться». В кабинет приходят пять учителей по трем предметам - биология, история, литература. В проекте занимаются пять классов, у каждого свой набор предметов, а уроки предоставляет издательство «Академкнига». Дети готовятся дома к уроку, утром заходят в кабинет, открывают девайсы, учитель дает маршрутные листы, а потом следит через свой компьютер, кто сколько материала изучил и не отвлекается ли на посторонние занятия. В конце урока все ученики должны ответить на тест и получить оценку. В середине урока разрядка: дети обмениваются мнениями и информацией, задают вопросы учителю, готовятся к тестированию. Вот такая современная система обучения.
Впечатление от лицейских компьютерных ноу-хау очень яркие, о чем я честно говорю директору. Первый огромный плюс - большое количество современной техники, а второй - все знают, что с ней делать, как она работает и зачем нужна. Геннадий Рувимович отвечает, что хотя лицей иногда упрекают за излишнее количество компьютеров (200 машин), приобретено еще далеко не все. Например, нужны 50 многофункциональных устройств, лазерные цветные принтеры, мини-типографии пока нет, документ-камеры тоже нужны. Есть физическая лаборатория и лаборатория робототехники, а химической нет. Есть собственная локальная сеть, свободный доступ в Интернет, значит, надо думать об «облачных» технологиях, изучать, что это такое и насколько приемлемо для школы. Кстати, в лицее впервые в области была создана своя программа лицейской базы данных. В ней сегодня информация обо всех учениках, выпускниках и учителях за все годы существования школы. Геннадий Любич до сих пор, несмотря на всю свою занятость, ведет уроки информатики в 7, 10 и 11-м компьютерных классах. Считает, что директору школы без уроков нельзя, он ведь по-прежнему остается учителем.

Тамбов