На первых этапах информационные технологии были предметом или дисциплиной, которые проходили в образовательном учреждении (например, уроки информатики). В настоящее время ИКТ в образовании стали основой и инструментом изменения педагогических технологий, содержания образования, управления учреждением образования и образовательными процессами.
Современная динамика общественного развития и государственного управления предъявляет жесткие требования к деятельности всех участников управления современным образованием, включая образовательные учреждения. Не далее как два года назад были сформулированы новые требования к деятельности органов государственной власти, например обеспечение обязательного доступа граждан к полной и прозрачной управленческой информации, оказание как можно большего количества государственных услуг в электронном виде, а также другие требования к управленческим процессам, реализуемым в масштабе страны и города.
Цели, задачи и тенденции внедрения ИКТ в Москве сформулированы в государственной программе города Москвы на среднесрочную перспективу (2012-2016 год) «Информационный город». Система образования стала и объектом, и полноценным участником реализации этой программы.
Каково же нынешнее состояние ИКТ-технологий в управлении московским образованием, каковы задачи по развитию на среднесрочную и ближайшую перспективу и ожидаемые результаты?
ИКТ-технологии - один из важнейших инструментов модернизации и повышения социальной и ресурсной эффективности образования. Состояние и перспективы развития ИКТ в образовании можно и нужно рассматривать только применительно к целям развития самого образования. В связи с этим надо сказать об основных целях, задачах и механизмах его развития.
Государственная программа развития образования города Москвы на среднесрочную перспективу (2012-2016 год) «Столичное образование» принята Правительством Москвы в сентябре 2011 года. Цель программы определена как содействие в формировании условий для личной успешности обучающихся в обществе, а достижение цели предусмотрено через решение таких ключевых задач, как:
- обеспечение доступности образования;
- обеспечение качества образования;
- формирование индивидуальных образовательных траекторий каждого обучающегося.
Москва как мегаполис мирового уровня, с одной стороны, обладает уникальной социокультурной средой, огромными образовательными возможностями, с другой - имеет ограничения, связанные со сложной транспортной ситуацией, относительной изолированностью микрорайонов, дифференцированными и постоянно растущими образовательными потребностями горожан. Эти особенности учитываются при разработке Московского стандарта качества образования (МСКО), который представляет собой комплексную систему, объединяющую три подсистемы: критериев и показателей образования, измерения и оценки уровня образования, добровольной сертификации образовательных учреждений. Характерная особенность МСКО - безусловное требование: все измерения и оценки могут проходить исключительно без вмешательства в текущие образовательные и управленческие процессы на основе имеющейся в системе информации. Это требование ставит новые задачи перед ИКТ в образовании.
За последние полтора года благодаря усилиям Правительства Москвы было преодолено технологическое отставание учреждений образования в области информационных технологий: большинство школ обновили компьютерные классы, количество переданных в школы персональных компьютеров сравнялось с количеством учителей, работающих в школе, все перво- и второклассники получили доступ к современной компьютерной технике и цифровому оборудованию. Каждая школа оснащена широкополосным интернет-каналом мощностью 10 МГб. Более 12 000 интерактивных систем, укомплектованных ноутбуком, проектором и интерактивной доской, поставлены в классы; и это без учета прочего цифрового оборудования, которым были оснащены московские школы на миллиарды рублей.
Новые условия создали предпосылки для новых возможностей: все учителя могут использовать на уроке средства ИКТ, подавляющее большинство уже сейчас использует преимущества системы электронного дневника, а до конца 2012 года каждая школа должна была войти в этот инновационный процесс.

Также созданы условия для использования ИКТ в управлении образовательным учреждением в частности и системой образования в целом.
Помимо развивающихся внутренних процессов на задачи и возможности по развитию ИКТ в образовании огромное влияние имеют меры по реализации политики федерального центра и Правительства Москвы в сфере информатизации управленческих механизмов.
Федеральная законодательная и нормативная база предусматривает требования к прозрачности и открытости информации как органов управления субъектами федерации, муниципальными образованиями, так и конкретных бюджетных учреждений независимо от сферы деятельности. В настоящее время реализуется программа «Открытое правительство», определены принципы, подходы и нормы, обязательные для всех.
Открытое правительство - это система управления государством, которая:
    обеспечивает высокий уровень прозрачности исполнительной и других ветвей государственной власти и свободный обмен информацией между государством и обществом и активное участие общества в подготовке и реализации решений органов власти и развитии структуры органов ветвей власти;
    повышает качество и доступность государственных услуг для удовлетворения потребностей населения;
    предусматривает разделение ответственности за принятые решения между исполнительной властью и обществом.
Исходя из этого, основными характеристиками Открытого правительства стали прозрачность информации, диалог и вовлеченность всех субъектов системы, взаимная ответственность власти и общества, непрерывное совершенствование системы.
Одним из первых проектов реализации принципов Открытого правительства стал мониторинг КПМО в рамках национального проекта «Образование».
С прошлого года Москва подключилась к этому мониторингу. Суть его заключается в том, что все бюджетные общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования, самостоятельно открывают информацию, характеризующую как само учреждение, так и образовательные программы. Показатели насчитывают несколько сотен, в совокупности они предоставляют возможность объективного оценивания состояния материальной базы, контингента, кадрового потенциала, результатов образовательной и воспитательной деятельности. Практически в режиме онлайн любой, кто имеет доступ к сети Интернет, может в разрезе каждой школы, каждого города получить огромный объем информации о состоянии системы образования. Эта и другие ИКТ-возможности обусловливают неизбежный переход к открытости систем.
Управление Москвой наряду с федеральными трендами требует наличия точной, полной и оперативной информации. Реализация программы «Информационный город» нацелена именно на это. В настоящее время в городе разрабатываются и буквально в течение двух-трех месяцев будут введены в строй системы, в корне меняющие характер сбора и анализа управленческой информации.
Система АС ГУФ (автоматизированная система государственного управления финансами), которую реализует Департамент информационных технологий города Москвы по заказу Департамента финансов и которая предполагает управление финансами в масштабах города, финансовое обеспечение реализации государственных программ, формирование и контроль выполнения госзаданий, контроль за расходованием средств в режиме онлайн. Начиная с 1 января 2013 года все операции с финансами возможны только в этой программе.
Система МКР, которую реализует Департамент информационных технологий по заказу Департамента экономического развития, решает такие задачи, как учет всех средств, направленных на программы развития (строительство, ремонт, благоустройство, инвестиции), включая адресную инвестиционную программу, контроль за реализацией программ развития в режиме онлайн. В настоящее время все мероприятия развития заведены в систему и далее могут реализовываться только через нее.
Систему Единый реестр собственности реализует Департамент информационных технологий по заказу Департамента имущества, она позволяет вести в актуальном режиме реестры городского имущества, имущества государственных унитарных предприятий и государственных бюджетных учреждений, акционерных обществ и информации об участи в них.
Система ЕГИП (Единый геоинформационный портал), которую реализует Департамент информационных технологий, позволяет:
    развивать геоинформационные технологии в городе Москве за счет комплексного подхода в использовании пространственных данных и развития интеграционных процессов;
    формировать и развивать информационную базу геопространственных данных для использования органами государственной власти города Москвы в деятельности по развитию города Москвы и повышению безопасности города в целом;
    повышать качество государственного управления, оказания государственных и иных услуг за счет более эффективного использования пространственных данных;
    снижать бюджетные расходы на развитие и поддержание информационных ресурсов единого геоинформационного пространства Москвы за счет исключения дублирования работ по созданию и актуализации пространственных данных.
Система электронного документооборота, реализуемая Департаментом информационных технологий, позволяет решать задачи эффективного проведения городской политики и осуществления межотраслевой координации в сфере информатизации органов исполнительной власти города Москвы.
Система типовых порталов, которую выполняет Департамент информационных технологий, позволяет привести структуру официальных интернет-представительств госорганов к единообразию, снабдить порталы не только едиными элементами навигации, но и общей системой поиска и безопасности передаваемых и хранимых данных.
Систему общегородских реестров (баз данных) реализует Департамент информационных технологий совместно с органами исполнительной власти Москвы. Реестр - это набор информации и атрибутов для ключевых групп, используемых в межведомственном обмене, например, из информационно-аналитических баз Департамента образования поступает информация в такие реестры, как:
    реестр «Контингент» (все учащиеся общеобразовательных учреждений, начального и среднего профессионального образования);
    реестр «Кадры» (все сотрудники системы образования);
    реестр «Учреждения» (все учреждения системы образования);
    реестр «Успеваемость» (аккумулирует данные электронных журналов).
Все данные защищены согласно 152-ФЗ, и их используют только для межведомственного обмена. Такая система позволяет не запрашивать у гражданина при оказании услуг информации, которая уже есть в базах данных, а вся остальная информация поступает из реестров межведомственного обмена. Это призвано, с одной стороны, обеспечить удобство и комфорт гражданам при получении различных услуг, а с другой стороны, избежать ошибок при бесконечном вводе данных во время получения каждой новой услуги, касается ли это обычной справки или регистрации заявления в первый класс. Персональные данные ни при каких обстоятельствах не раскрывают и не публикуют. Реестр успеваемости служит для управления информацией, но не агрегируется и не раскрывается. Зато любой родитель, зайдя на портал МГПУ, может заглянуть в оценки своего ребенка.
Портал госуслуг - МГУ, реализуемый Департаментом информационных технологий по заказу Комитета госуслуг, позволяет:
    гражданам подавать заявки на получение государственной услуги, при этом система может взаимодействовать с порталом государственных услуг города Москвы, получая заявки через него;
    следить за ходом и результатом оказания государственной или муниципальной услуги;
    хранить электронные копии документов и сведений, предоставляемых заявителем, а также информацию о факте получения заявителем документов и информации;
    получать информацию о ранее оказанных государственных и муниципальных услугах.
В настоящее время на портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы pgu.mos.ru доступно 29 услуг, в том числе с возможностью оплаты сервисов через Интернет.
Непосредственно перевод государственных услуг в электронный вид, включая создание веб-сервисов по предоставлению услуг и обеспечение доступа к ним через Единый портал государственных услуг и портал государственных услуг города Москвы, осуществляет Департамент информационных технологий, опираясь на требования, предъявляемые функциональными заказчиками систем - органами исполнительной власти города.
К концу 2015 года завершатся мероприятия, основной задачей которых будет переход на оказание 100% государственных услуг в электронном виде. Всего в Москве планируют к внедрению более 180 различных услуг в электронном виде, в том числе и пяти первоочередных государственных услуг в области образования:
    «Прием заявлений, постановка детей на учет и направление на зачисление в государственные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования системы Департамента образования Москвы». Сегодня регистрация детей в электронном реестре для зачисления в детские сады реализуется посредством портала Департамента образования http://www.ec.mosedu.ru, а с нового учебного года система будет переведена на городской портал.
    «Прием заявлений и направление на зачисление в государственное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу общего образования системы Департамента образования Москвы». Система была запущена 15 декабря 2011 года, с ее помощью родители первоклассников без проблем смогли записать детей в те школы, в которые хотели. В 2012-2013 учебном году система будет модернизирована и станет еще более удобной для пользователей. Начиная с 15 декабря 2012 года родители маленьких москвичей сами смогли выбирать школу для своего ребенка.
    «Прием заявлений и направление на зачисление в государственное образовательное учреждение, реализующее программу дополнительного образования детей системы Департамента образования Москвы». Регистрация заявлений введена в пилотную эксплуатацию на городском портале с начала нынешнего учебного года, и на сегодняшний день в системе уже зарегистрировано более 130 тысяч пользователей.
    «Предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена». Прошлым летом ученики и их родители посредством городского портала смогли как ознакомиться с полученными результатами ЕГЭ и ГИА, так и посмотреть сами работы. Сейчас система модернизируется, и запуск обновленной версии запланирован на конец нынешнего ученого года.
    «Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося». Уже несколько лет родители через систему «Электронный дневник» имеют доступ к информации об оценках своих детей и посещаемости ими образовательного учреждения; в начале 2013 года такая возможность будет предоставлена и на городском портале.
Внедрение универсальной электронной карты (УЭК) реализует Департамент информационных технологий, в масштабах города он охватывает такие сферы, как образование, здравоохранения, социальная сфера, транспорт. УЭК призвана облегчить доступ граждан к широкому числу госуслуг и сервисов, она персонифицирована и содержит в электронном виде необходимую информацию о владельце и его доступе к различным услугам, позволяет легко путем считывания подключаться к широкому спектру услуг. В перспективе УЭК будет доступна всем москвичам, но, как и во многих других случаях, проект начинается с системы образования. В настоящее время в рамках пилотного проекта в 220 образовательных учреждениях Северного и Юго-Восточного округов внедряют информационную систему «Проход и питание» с использованием УЭК. С ее помощью ребенок получает возможность пройти в школу, зарегистрировавшись, воспользоваться льготным или платным питанием, использовать карту для поездки на транспорте. Всего более 60 тысяч школьников используют социальную карту москвича (разновидность УЭК) для поездок на транспорте. Другой проект, связанный с ЭК, - создание пунктов приема заявлений и пунктов выдачи карт (ППЗ/ПВК), включая и выдачу УЭК. Оборудование поставлено в 1850 ППЗ/ПВК на базе школ, в которых с 2013 года предполагают выдачу УЭК для всех обучающихся и сотрудников образовательных учреждений непосредственно в своем учебном заведении.
Все эти и другие технологии делают образовательные учреждения и систему образования в целом прямыми участниками общегородских и федеральных процессов, которые необходимо учитывать и максимально использовать и для управления системой образования, и для управления развитием содержанием образования. ИКТ-технологии в образовании нацелены на решение нескольких групп задач, среди которых:
Управление системой образования:
    сбор и анализ статистической информации;
    официальный портал Департамента образования;