О структурных изменениях в системе профессионального образования
В последние годы чрезвычайно острыми становятся вопросы, связанные с перманентным реформированием как всей образовательной системы и ее экономических механизмов, так и системы профессионального образования.
Видоизменяется структура образовательных учреждений, осуществляется их условная и явная дифференциация, кроме того, начата серьезная работа по оптимизации сети учреждений профобразования. С одной стороны, это вопрос совершенствования структуры профессионального образования, в том числе приведения структуры подготовки кадров в соответствие с новыми требованиями, с другой - это желание учредителя избавиться от так называемых неэффективных вузов.
За последние годы 315 вузов подверглись укрупнению. На начало 2012 года ликвидировано 97 филиалов вузов из 1042, планируется к ликвидации еще 90. 706 ссузов переданы в ведение субъектов РФ, планово осуществляется формирование университетских комплексов с включением 165 ссузов в структуру высших учебных заведений, статус автономных учреждений присвоен 20 вузам.
Если в 2004 году, на момент принятия ГОС второго поколения, количество учреждений НПО и СПО значительно превышало число высших учебных заведений, то уже в конце 2011 года ситуация изменилась. Произошло сокращение сети, в основном за счет учреждений НПО и СПО, на 16%.
За 2010-2011 годы были реорганизованы и закрыты около 60 вузов - более 10% от общего числа. Отмечу, что реорганизация проводится не только с вузами Мин­обр­науки, но и с высшими учебными заведениями, находящимися в ведении других федеральных министерств.
Реструктуризация учреждений идет путем их интеграции, укрупнения по принципу создания многоуровневых комплексов для обеспечения интеграции науки, образования и производства, концентрации кадровых, финансовых и материальных ресурсов, которые, как предусматривается, возьмут на себя немалую нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики.
Мы должны хорошо себе представлять, что эффективное функционирование образовательных учреждений нового типа, их успешное развитие возможно, только если у коллектива будет присутствовать понимание стратегии и перспектив развития вуза, если коллектив будет заинтересован в результатах этой деятельности, если его представители будут включены в органы управления образовательным учреждением.

О реорганизации первичных профсоюзных организаций учреждений профессионального образования
Безусловно, процессы реструктуризации будут только набирать обороты. Поэтому чрезвычайно важно быть в курсе того, какие модели реорганизации могут быть использованы нашими первичками, прежде всего с целью максимального смягчения процесса ломки устоявшихся профсоюзных организаций и недопущения нарушения законодательства.
Основанием для реорганизации первичной профсоюзной организации выступает, как правило, юридический факт реорганизации образовательного учреждения, в котором она действует. Форма реорганизации первичных профсоюзных организаций обусловлена формой реорганизации учебных заведений. Однако возможна реорганизация в форме слияния первичных профсоюзных организаций, действующих в одном образовательном учреждении, - создание первичной профсоюзной организации, объединяющей и работников, и обучающихся.
Не вызывает сомнений необходимость строгого соблюдения в процессе реорганизации гражданского, административного и налогового законодательства, локальных актов профсоюза.
Решение о реорганизации принимается, а организационные действия осуществляются в соответствии с законодательством и на основании уставных норм с учетом многих объективных и субъективных факторов. В связи с этим мы должны понимать, что практически невозможно предложить универсальные рецепты решений и действий для профсоюзных организаций, столкнувшихся с необходимостью реорганизации, и очень многое будет зависеть от профессионализма руководителей как самих первичных организаций, так и региональных организаций профсоюза, их выборных коллегиальных органов.

О Государственной программе РФ «Развитие образования»
на 2013-2020 годы
В настоящее время Правительство Российской Федерации сосредоточено на деятельности по созданию комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. В этом направлении выделяются две взаимосвязанные задачи: совершенствование правового статуса образовательных учреждений и внедрение новых форм финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг.
Решение первой задачи обеспечивает принятый Федеральный закон №83‑ФЗ. Вместе с тем этот же закон предполагает перевод учреждений с традиционного сметного финансирования на субсидии на выполнение государственного задания, и это уже решение второй задачи.
Конечной целью этих преобразований должно стать создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений. Практическая реализация этих решений позволит уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы. Объем бюджетного финансирования будет напрямую связан с количественными показателями государственного задания и качеством оказываемых услуг.
Дальнейшая деятельность Министерства образования и науки РФ в части развития профессионального образования будет связана в том числе с реализацией утвержденной 11 октября 2012 года Правительством РФ государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
В качестве основных задач разработчики заявили формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации посредством:
изменения его структуры, обеспечивающей гражданам возможность непрерывного образования;
формирования сети ведущих вузов, стимулирующих модернизацию системы в целом;
развития эффективных финансово-экономических механизмов управления;
введения «эффективного контракта» с педагогическими и научно-педагогическими кадрами;
развития современной инфраструктуры профессионального образования;
создания современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
Предполагается, что в результате реализации государственной программы сеть учреждений и организаций профессионального образования приобретет структуру, соответствующую реалиям экономики знаний.
Подготовка аспирантов будет сосредоточена в основном в исследовательских университетах. В большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.
Наряду с этим в регионах будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы СПО и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации.
Выполнение заявляемых шагов модернизации профессионального образования предполагается осуществлять путем реализации подпрограммы «Развитие профессионального образования». Принципиальные изменения в системе профес­сио­нального образования будут происходить в следующих направлениях:
обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ;
реструктуризация сети вузов, в том числе в рамках развития региональных социально-экономических систем;
улучшение кадрового состава образовательных организаций и его продуктивности;
формирование сети ведущих вузов, в том числе университетов - международных лидеров;
внедрение нормативного подушевого финансирования, использование потенциала негосударственных организаций для выполнения государственного задания.
Планируется поддержать вузы, проводящие международную аккредитацию и экспертизу образовательных программ, реализующих такие принципы Болонского процесса, как гибкость, высокая доля самостоятельной работы.
Приоритетом является и решение проблемы массовой подготовки специалистов для рынка труда, в том числе посредством реализации программ прикладного бакалавриата, обеспечивающего наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацию для работы со сложными технологиями.
Другой приоритетной задачей, а для нашего профессионального сообщества - весьма болезненной и неоднозначной, является качественная, количественная и территориальная оптимизация сети вузов, в результате которой сформируются группы вузов, имеющие специфические миссии и задачи. Среди них должны быть исследовательские вузы мирового класса, обеспечивающие лидерство России в фундаментальной и прикладной науке, включенные в систему коммерциализации знаний и технологий. Другую важную группу вузов составят отраслевые лидеры, включенные в процессы технологической и кадровой модернизации различных отраслей российской экономики. Важнейшая функция социально-культурной модернизации страны ляжет на группу вузов гуманитарной и социальной направленности, включая вузы, готовящие педагогов.
Еще одну группу вузов образуют университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров (в том числе прикладных бакалавров) и специалистов для массовых сегментов региональных рынков труда. Крупные центры заочного (дистанционного) образования с высоким современным качеством программ займут нишу открытого образования.

Об «эффективном контракте»
Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей, привлечению талантливых молодых специалистов перехода на «эффективный контракт» между преподавателями и организациями профессионального образования. Основой «эффективного контракта» должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей в профессиональном образовании. С этой целью предполагается обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе и повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей вузов до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Введение «эффективного контракта» предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы. Эта задача связана с перестройкой системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, повышением качества управления, переподготовкой руководителей системы профессионального образования.
Указанные приоритетные задачи не могут быть решены без серьезной перестройки механизмов финансирования, которые должны быть направлены на обеспечение прозрачности и конкуренции, на повышение инвестиционной привлекательности системы профессионального образования как для работодателей, так и для студентов.

О состоянии и тенденциях профсоюзного членства в учреждениях профессионального образования
Сегодня в профсоюзе состоит 1 миллион 446 тысяч студентов и почти 374 тысячи работников сферы профессионального образования. Сравнивая с цифрами двенадцатилетней давности, можно сделать вывод о том, что профсоюз как минимум не утратил позиций среди работников и студентов учреждений профессионального образования, а с учетом значительного сокращения приема в вузы и неблагоприятного демографического тренда сумел добиться заметных успехов в сохранении и развитии организационного единства этого кластера профсоюза.
С 2004 года контрольные цифры приема граждан в вузы снизились на 20%, в том числе по таким направлениям подготовки специалистов, как экономика, юриспруденция, образование и педагогика - на 40%, что не могло не отразиться на численности студентов, а следовательно, и членов профсоюза. За последний год наибольшее снижение числа членов профсоюза среди студентов произошло в 15 регионах. В том числе в Камчатском крае, Мурманской области, в Карачаево-Черкесии, Калмыкии. Более чем на 10% снижена численность членов профсоюза среди студентов в Псковской, Якутской, Хабаровской, Московской областной, Амурской, Смоленской, Владимирской, Пензенской, Новгородской, Ставропольской и Ульяновской региональных организациях профсоюза.
Снижение численности членов профсоюза связано также с идущей реорганизацией в структурных подразделениях, выведением части функций подразделений в аутсорсинг, выходом из профсоюза высокооплачиваемых категорий работников, в том числе руководителей административных структур, недоработками в деятельности профкомов.
В связи с ослаблением уровня работы профкома по основным направлениям деятельности, а также произошедшей сменой председателя организации наибольшее снижение числа работающих членов проф­союза произошло в Воронежском государственном архитектурно-строительном университете, тревожная ситуация складывается в проф­союзной организации Ставропольского государственного педагогического института. В учреждениях высшего профессионального образования Пермского края в течение 3 последних лет численность работающих членов профсоюза уменьшилась на 834 человека, или на 16%.
При этом удельная численность работников и студентов учреждений профессионального образования в общем количестве членов профсоюза в ряде регионов увеличивается, что требует их адекватного представительства в коллегиальных руководящих органах региональных организаций. В ходе проведения в профсоюзе отчетно-выборных кампаний необходимо пересмотреть устоявшиеся подходы в отношении определения нормы представительства студенческих профсоюзных организаций.

О реализации региональными и первичными профсоюзными организациями представительской функции
Сегодня эта функция приобретает особую значимость.
Во-первых, только активным участием в деятельности ректоратов, ученых советов, наблюдательных советов вузов, комиссий по урегулированию трудовых споров, иных коллегиальных органов можно реализовать декларируемый принцип общественно-государственного подхода в управлении учебными заведениями.
Во-вторых, полноценный партнерский диалог на уровне субъектов РФ, успех этого диалога возможен только в случае включенности председателей первичных проф­союзных организаций вузов в деятельность региональных советов ректоров, двух- и трехсторонних комиссий, молодежных правительств, координационных советов, иных совещательных и представительных органов.
И в-третьих, внятное и ответственное представление интересов членов проф­союза, однозначная идентификация профкомов вузов как в стенах учебного заведения, так и за его пределами крайне важна на фоне все большего разнообразия различных общественных организаций и структур, выполняющих в учебных заведениях аналогичный функционал или его часть.
Профсоюзный комитет должен сделать все от него зависящее, чтобы коллективный договор вуза предусматривал мероприятия по переподготовке, повышению квалификации, содействию занятости работников и соблюдению их прав при возможном увольнении в условиях реорганизации учреждений.
В связи с предполагаемыми изменениями региональным организациям профсоюза предстоит содействовать созданию и совершенствованию практики работы новых моделей первичных профсоюзных организаций, объединяющих членов профсоюза различных образовательных учреждений, в многоуровневый и многофункциональный образовательный (научно-образовательный) комплекс; проводить мониторинг эффективности деятельности новых профсоюзных организаций.
Безусловно, перед региональными и первичными профсоюзными организациями будет стоять важная задача повышения авторитета и статуса профсоюзной организации в условиях возрастающей самостоятельности учреждений профессионального образования, когда решение многих вопросов будет зависеть от сплоченности коллективов работников и студентов в деле защиты своих интересов, а также от профессионализма и активной позиции их представительных органов.
Полагаем, что профсоюзу, его региональным и первичным организациям целесообразно начать работу по разработке модели социального аудита по вопросам сохранения и возможных путей развития социальной инфраструктуры и условий проживания в общежитиях, организации питания, занятий спортом, оздоровления студентов, условий их обучения, а также условий труда и повышения квалификации преподавательского состава, возможностей оздоровления работников и другим значимым положениям коллективных договоров и соглашений.

О социальном партнерстве
На отраслевом уровне установление основ регулирования социально-трудовых отношений, отраслевых льгот и гарантий осуществляется посредством регулярного заключения Отраслевого соглашения. Действующее в настоящее время Соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, заключено на 2012-2014 годы.
Особенностью реализации Отраслевого соглашения на 2009-2011 годы являлось то, что договоренности выполнялись в условиях дальнейшей модернизации сферы образования и реорганизации образовательных учреждений, перехода на уровневую систему подготовки кадров, смены типа образовательных учреждений, принятия мер антикризисного характера, реализации инновационных образовательных программ, дальнейшей дифференциации системы высшего профессионального образования, формирования устойчивой группы вузов-лидеров, способных реально повлиять на процесс инновационного развития российской образовательной системы в целом, обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.
Нашей основной задачей в тот непростой период являлась работа по контролю за соблюдением социальных гарантий работников и обучающихся, состоянием системы повышения квалификации преподавателей, а также работа, связанная с участием в реализации Федерального закона №83‑ФЗ. С конца 2008 года шла нелегкая работа подведомственных учреждений и организаций по переходу на новую систему оплаты труда. Последовательно решались вопросы повышения результативности труда, в том числе за счет оптимизации штатных расписаний и мобилизации внутренних ресурсов. Планы перехода на новые системы оплаты труда предусматривали участие профсоюза на ключевых этапах согласования основных документов по переходу на новую систему оплаты труда, что позволило избежать достаточно большого количества проблем.
Была реализована на федеральном уровне система взаимного диалога с координационными советами председателей профсоюзных организаций работников и студентов вузов, которая позволяла достаточно эффективно обсуждать возникающие проблемы, вовремя их решать, сохраняя хороший корпоративный уровень социально-трудовых отношений, ориентированных на обеспечение стабильной бесконфликтной работы в отрасли.
В рамках реализации Отраслевого соглашения был впервые организован и проведен Всероссийский конкурс «Лучший коллективный договор». В нем приняли участие более 100 вузов. В соответствии с целями конкурса осуществлялся отбор лучших коллективных договоров, непосредственно характеризующих эффективность их применения для совершенствования социально-трудовых отношений, обеспечения стабильной, бесконфликтной работы вуза, повышение качества предоставляемых вузом образовательных услуг, роста благосостояния и социальной защищенности работников.

О координационном совете председателей первичных профсоюзных организаций вузов (КСП профсоюза)
Одним из главных направлений в деятельности координационного совета является участие членов Президиума КСП в работе Отраслевой комиссии, встречах профсоюза с Российском советом ректоров, с представителями Министерства образования и науки РФ.
Инициативная группа членов КСП активно участвовала в процессе переговоров с депутатами Государственной Думы РФ по вопросу об увеличении доплат кандидатам и докторам наук за ученые степени до 3000 и 7000 рублей соответственно. В процессе разработки новой системы оплаты труда были внесены предложения и поправки в документы, которые готовились Рособразованием для введения этой системы в 2008 году.
Члены президиума КСП участвуют в работе окружных семинаров для председателей профсоюзных организаций работников вузов. Через эту форму происходит обмен опытом работы председателей из разных федеральных округов России. Члены Президиума участвуют совместно с работниками аппарата профсоюза в работе выездных комиссий по изучению опыта работы региональных КСП профсоюза, профсоюзных организаций вузов.

Студенческие профсоюзные организации. СКС профсоюза
Поскольку студенты не являются субъектами трудового права и на них фактически не распространяются позиции Трудового кодекса, предусматривающие регулирование правоотношений в сфере социального партнерства, нам пришлось искать подходы, исключающие подобную дискриминацию в отношении студентов - членов профсоюза.
Студенческие организации заключают соглашения о взаимодействии с администрациями учебных заведений, тесно вплетены в учебную, научно-исследовательскую, социальную и воспитательную работу в образовательных учреждениях. В этой связи в центре внимания СКС постоянно находится целый ряд вопросов: развитие студенческого самоуправления, контроль за соблюдением законодательства в сфере образования, участие в работе по контролю за качеством образования, материально-техническое обеспечение научно-исследовательской деятельности обучающихся, охрана труда, обеспечение соответствующих условий проживания в общежитиях, организация досуга и отдыха студентов.
23 апреля 2009 года по инициативе СКС профсоюза принято решение об утверждении Экспертного совета по вопросам студенчества при Комитете по образованию Государственной Думы, который провел большую работу по подготовке замечаний и предложений к проекту Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Вместе с тем сегодня нельзя говорить о том, что все задачи решены. У председателей профсоюзных организаций студентов вузов последнее время возникают трудности во взаимопонимании с новыми ректорами, которые, к сожалению, не владеют вопросами обеспечения социального партнерства, знанием законодательства в этой области и часто воспринимают проф­союзную организацию как обособленную и стороннюю организацию.
Острыми остаются проблемы охраны здоровья студентов, в частности ликвидация студенческих межвузовских поликлиник. Недостаточно проработана система организации временной занятости студентов и содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Есть необходимость в уточнении форм и методов работы, роли и участия профсоюзных студенческих организаций вузов в проведении внутривузовского аудита, при аккредитации вузов, оценке качества преподавания и т. п.
Чрезвычайно остро стоят вопросы, связанные с новыми подходами к стипендиальному обеспечению студентов, с вопросами самоидентификации студенческих профсоюзных организаций на фоне появления иных общественных организаций со схожим функционалом, именуемых органами студенческого самоуправления.
Решение указанных задач невозможно без хорошо подготовленного, профессионального актива.

О кадровой политике и обучении профактива
Обучение студенческого профактива проводится практически во всех проанализированных регионах, а вот профактив работников в регионах, где вузов мало, проходит обучение в рамках общих мероприятий со всеми территориальными организациями.
Тематика семинаров, как правило, связана с проблемами модернизации образования, реорганизации сети вузов, вносимыми изменениями в законодательство. Регионы проводят обучение регулярно, не реже 1 раза в год.
Так, например, работа Ставропольской краевой организации профсоюза по обучению профсоюзного актива строится на многоуровневой системе, предполагающей поэтапное освоение профессиональных знаний и навыков. В стадии разработки краевая Программа повышения квалификации профсоюзного актива.
Инновацией в обучении профактива является программа «Инновационные технологии в обучении профсоюзного актива на этапе модернизации Российского образования», которая в 2011 году разработана и успешно внедрена на базе института интегрированных программ высшего и послевузовского образования ПГЛУ.
Как правило, обучение организуется силами региональных организаций, реже - силами самих первичных организаций. К сожалению, степень участия в обучающих мероприятиях КСП и СКС профсоюза оставляет желать лучшего. Примерно в половине регионов КСП и СКС профсоюза не работают как конструктивные советы по объединению интересов вузов либо нет их конструктивного взаимодействия с региональными организациями профсоюза, в том числе в вопросах организации регулярного обучения профактива.
Только 3 региона отметили, что проводят отдельные семинары (обучение) для вновь избранных председателей профорганизаций вузов, в одном регионе (Тамбовская область) обучение проводят и для представителей администрации вузов.
К сожалению, несмотря на некоторые усилия со стороны региональных организаций профсоюза по налаживанию полноценной кадровой работы, в том числе в первичных профсоюзных организациях вузов, система работы с резервом не складывается. Понятие «кадровый резерв» остается скорее формальным, а профессиональный рост для председателей первичных профсоюзных организаций чаще всего возможен в структуре управления вузом либо в структуре региональной власти, других общественных организаций. В структуре региональных организаций профсоюза возможности для профес­сио­нального роста председателей первичных организаций, за редким исключением, практически нет.
В связи с этим мы предлагаем продумать, подготовить и принять на уровне профсоюза программу по работе с кадрами на всех ступенях профсоюзной структуры.
Анализ финансовой деятельности
Анализ финансовых отчетов по перечислению взносов первичных профсоюзных организаций высшего, среднего и начального профессионального образования в региональные (межрегиональные) организации профсоюза показал, что в среднем процент отчисления первичными профсоюзными организациями работников учреждений профессионального образования составил 26%; профсоюзными организациями студентов - 14,2%. Есть, к сожалению, факты, когда идет прямое нарушение устава и взносы первичных профсоюзных организаций не отчисляются в вышестоящий орган. Другой крайностью являются решения отдельных региональных организаций о минимальном отчислении (2-4%) или об освобождении от перечисления в вышестоящие профорганизации членских профсоюзных взносов, собираемых в студенческих первичных профсоюзных организациях, что также является нарушением основополагающих принципов, на которых строится финансовая дисциплина в профсоюзе.
Масса вопросов и к управлению финансами. Анализ распределения средств бюджета первичных профорганизаций в учреждениях профессионального образования показывает, что значительная часть средств по-прежнему направляется на выдачу материальной помощи и проведение культурно-массовых мероприятий. В то же время низким остается процент расходования средств на такие важные направления, как информационная работа, обучение кадров и профактива, инновационные формы работы в профсоюзе.
Вызывает серьезную обеспокоенность и факт, когда первичные профсоюзные организации вузов большую часть собираемых взносов тратят на содержание аппарата.

Об организационно-уставной деятельности
К числу наиболее тревожащих тенденций относится низкая эффективность организационно-уставной и всей внутрисоюзной работы, которая отражается прежде всего в численности профсоюзных организаций, охвате профсоюзным членством, уровне функциональной грамотности профсоюзных кадров и актива, эффективности профсоюзной структуры и дееспособности выборных коллегиальных и индивидуальных профсоюзных органов.
До сих пор не все организации привели свои первичные правоустанавливающие документы в соответствие с требованиями новой редакции устава профсоюза и Общих положений об организациях профсоюза, утвержденных Центральным советом. Этот процесс чрезвычайно затянулся. Отдельные первичные профсоюзные организации в вузах работают по положениям, принятым еще в девяностые годы.
Ситуацию следует срочно исправлять, введя в практику работы в том числе и систему обучающих семинаров для всех председателей первичных профсоюзных организаций работников и студентов.

Об охране труда и здоровья
Наряду с реформированием нормативно-правовой базы по охране труда в сфере образования профсоюз и его техническая инспекция труда участвуют в решении таких актуальных проблем, как аттестация рабочих мест (АРМ) по условиям труда; проведение медицинских осмотров, а также проблем, связанных с соблюдением трудового законодательства по вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам образовательных организаций, в том числе высшего профессионального образования, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

Повышение социального статуса педагогических работников
Проблемы повышения социального статуса педагогических работников, уровня социальных гарантий работающих и студентов в условиях серьезной дифференциации образовательных учреждений в сфере профессионального образования - еще одно важное, если не главное, направление работы.
Конечно, введение новых систем оплаты труда как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях позволило в определенной степени повысить заработную плату работникам образования. Вместе с тем, поскольку введение НСОТ проводилось в условиях ограниченных финансовых ресурсов, рост реальной заработной платы работников образования был намного меньше ожидаемого.
В качестве инструмента реального повышения заработной платы многие рассматривают так называемые социальные указы Президента России, подписанные в мае текущего года и предусматривающие, в частности, рост зарплаты педагогов в вузах до уровня 200% от средней заработной платы в экономике соответствующего региона.
Нас в этой связи крайне беспокоят подходы, предусматривающие значительное сокращение количества бюджетополучателей, то есть тех самых «неэффективных» учреждений профессионального образования, и направление высвобождаемых средств на увеличение уровня оплаты труда.
Эти подходы зафиксированы в документе, призванном стать инструментом реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Речь идет о разработанной Минтрудом России и утвержденной 30 ноября Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
Именно этот документ вводит понятие «эффективного контракта», который позиционируется как трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, а также показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат.
Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ не раз направлял свои замечания к проекту программы.
Нас продолжают тревожить отнесенные только к 2015 году сроки введения базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, отсутствие в Программе задач по снижению межрегиональной дифференциации в оплате труда работников учреждений.
К числу наших требований также относятся: необходимость разработки порядка, условий и размеров компенсационных выплат в зависимости от конкретных условий труда; конкретизация понятия минимального размера оплаты труда и его структуры.
В связи с вышеизложенным важно признать приоритетной задачей профсоюза, его региональных организаций, профсоюзных организаций учреждений профессионального образования борьбу за сохранение и кардинальное повышение социального статуса педагогических и других работников образования, включая существенный рост заработной платы, а также недопущение снижения уровня социальной и правовой защищенности работников в связи с планируемым введением института «эффективного контракта».
В соответствии с провозглашенным руководством страны курсом на ускоренное развитие инновационной экономики, объединения работодателей намерены усилить влияние на определение объема подготовки специалистов в вузах, а также на формирование требований к качеству подготовки специалистов для экономики. Все это ведет к необходимости пересмотра и расширения спектра основных направлений деятельности профсоюза, к необходимости включаться в процессы взаимодействия с работодателями и их представителями.
Важно наладить в рамках трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений всех уровней постоянную работу по обсуждению и решению вопросов подготовки и переподготовки кадров для региональной экономики, особенно в условиях введения уровневой системы высшего профессионального образования. И задача нашего профсоюза - содействовать повышению эффективности социального диалога в этих комиссиях. От результатов этой работы зависит сохранение нынешних и создание новых рабочих мест в вузах и других учреждениях профессионального образования.
Настает время поиска эффективных форм и способов защиты прав и интересов работников высшей школы и студентов, а это в свою очередь должно стать катализатором глубинной перестройки работы всего профсоюза в новых обстоятельствах.