Конституционный строй

УКАЗ Президента РФ от 07.12.2012 № 1608
«О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325»

Установлена процедура приема в гражданство Российской Федерации отдельных категорий лиц, находящихся на территории РФ.
Изменения в «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства...» внесены в связи с принятием Федерального закона от 12.11.2012 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».
Предусмотрено, что в целях урегулирования своего правового статуса отдельные категории лиц, в том числе дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в РФ для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства РФ в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства, вправе подать заявление о приеме в гражданство РФ, а лица, проживающие на территории РФ, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 года и не приобретшие гражданства РФ в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства, - заявление о признании гражданином РФ.
Решения по заявлениям о признании гражданином РФ принимаются территориальными органами ФМС России по согласованию с территориальными органами ФСБ России. Срок рассмотрения заявлений не должен превышать 2 месяца, с возможностью его продления не более чем на 3 месяца.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного суда РФ от 05.12.2012 № 30-П
«По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

О публичных религиозных мероприятиях необходимо уведомлять органы власти, однако распространение на такие мероприятия всех требований, предъявляемых законом к иным публичным мероприятиям, не соответствует Конституции РФ.
Положения пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в той мере, в какой ими вводится в качестве общего правила уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий в иных местах, помимо культовых зданий и прилегающих территорий, религиозных учреждений, кладбищ, крематориев, жилых помещений, признаны не противоречащими Конституции РФ.
В то же время эти положения закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они распространяют на молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных, местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленный Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», без учета различий между теми молитвенными и религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от органов власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности, и теми, проведение которых не сопряжено с такой необходимостью (в частности, при проведении мероприятия в арендованном помещении).
Федеральному законодателю предписано внести в законодательство соответствующие изменения, а до их внесения правоприменители, включая суды, при рассмотрении спорных вопросов относительно необходимости уведомления органов власти о проведении публичных религиозных мероприятий, в том числе при решении вопроса о применении административной ответственности за несоблюдение данного требования, должны, как постановил Конституционный суд РФ, руководствоваться Конституцией РФ и данным постановлением.


Финансы. Налоги

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.12.2012 № 1272
«О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Участникам бюджетного процесса даны поручения по исполнению федерального бюджета на 2013 - 2015 годы.
Определены меры по обеспечению поступлений в доходную часть бюджета, передаче отдельных полномочий РФ органам государственной власти субъектов РФ и их финансирования, утверждению лимитов бюджетных обязательств, перечислению межбюджетных трансфертов.
Установлены особенности предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам, а также предоставление бюджетных инвестиций и имущественных взносов. Определены требования к заключению государственных контрактов с учетом правил предоплаты и последующей оплаты денежных обязательств.
Отдельные предписания коснулись, в частности, полномочий Минфина России по списанию государственного внешнего долга РФ, задолженности субъектов РФ (муниципальных образований и юридических лиц), а также полномочий по заключению договоров от имени Правительства РФ о выполнении в 2013 году функций агентов.

ПИСЬМО ФНС России от 12.12.2012 № ЕД-4-3/21192@
«О налоге на доходы физических лиц»

За возвратом излишне уплаченного НДФЛ с дохода, полученного в виде бесплатно предоставленного в 2009 году в собственность земельного участка из государственной или муниципальной собственности, необходимо обратиться до окончания 2012 года.
ФНС России поручила налоговым инспекциям организовать работу по информированию граждан, получивших в 2009 году доход в виде жилого помещения или земельного участка из государственной или муниципальной собственности и уплативших с него соответствующую сумму НДФЛ, о праве граждан на возврат этой суммы налога.
Связано это с тем, что с 29 ноября 2012 года вступили в силу изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2009 года указанные доходы освобождены от уплаты НДФЛ.
Поскольку на основании статьи 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты, налогоплательщикам следует до окончания 2012 года представить в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ.

Основы государственного управления

ПОСЛАНИЕ Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012
«Послание Президента РФ Федеральному Собранию»

Президент РФ обозначил новую модель госуправления.
В традиционном Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации в числе прочих вопросов о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства были отражены принципы, призванные стать ключевыми для новой модели госуправления, а именно:
- ориентация работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы;
- повсеместное внедрение новых форм и методов контроля. Главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан;
- адекватная мотивация государственных муниципальных служащих: конкурентная оплата их труда, система моральных, материальных, карьерных поощрений, стимулирующих непрерывное улучшение работы госаппарата. При этом должна быть кардинально повышена персональная ответственность, вплоть до временной дисквалификации;
- ограничение прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции. Это требование должно касаться всех должностных лиц, принимающих ключевые решения: и первых лиц государства, и правительства, и администрации президента, их близких родственников. Это, конечно, должно касаться и членов Совета Федерации, и депутатов Государственной Думы. Что касается недвижимости за рубежом, то она в любом случае в соответствии с законом должна быть задекларирована, а чиновник должен отчитаться и о стоимости, и о происхождении доходов, которые позволили ему совершить эту сделку;
- публичная отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах.
В рамках активизации борьбы с коррупцией Президент РФ предложил следующее:
- наряду с контролем над доходами и имуществом ввести контроль над расходами и крупными приобретениями чиновников, руководителей госкомпаний, их ближайших родственников. Прокуратура получила право обращаться в суд с требованием изъять имущество, которое было приобретено в результате необоснованного обогащения;
- уровень вознаграждения руководителей организаций, которые финансируются за счет бюджета, привязать к качеству работы организации и к средней заработной плате основного персонала;
- ускорить принятие закона о федеральной контрактной системе. Причем важнейшее значение будут иметь аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчетность о ходе и результатах исполнения госконтрактов.
Правящая партия и парламентская оппозиция должны получить право выдвигать кандидатуры на пост председателя Счетной палаты, заместителя и аудиторов. При этом было бы правильно, имея в виду особенности этого вида деятельности, ограничить их пребывание в должности двумя сроками подряд.
В сфере экономики Президент РФ отметил, в частности, что реальное изменение структуры экономики, создание новых и возврат лидерства в традиционных промышленных отраслях, развитие малого и среднего бизнеса - это ключевые вопросы. В центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм.
Задачам структурной перестройки экономики должна быть подчинена и налоговая система. В этих целях предлагается стимулировать инвестиции и развитие, перенося фискальный акцент на потребление, включая акцизные товары и дорогую недвижимость.
Стержнем экономической политики должна стать конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса в России - от доступных кредитов и стимулирующих налогов до удобных административных процедур и низкой инфляции. Это прямой практический путь к обновлению экономики, к уходу от сырьевой зависимости, потому что выгодными становятся десятки тысяч новых проектов - в переработке сырья, в машиностроении, в легкой и тяжелой промышленности, в сфере услуг, в малом и среднем бизнесе и, конечно, в аграрном секторе.
В качестве первоочередных шагов на муниципальный уровень будет передана основная масса налогов от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Кроме того, отменяются многие федеральные льготы по налогу на имущество и земли юридических лиц. Эти средства также будут поступать в региональные и местные бюджеты.
Для укрепления собственной налоговой базы регионов надо предоставить им право перейти к налогообложению недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, причем начиная уже с 2014 года. Но это должен быть самостоятельный выбор регионов, и при этом должна быть завершена вся работа по оценке объектов недвижимости и выверке данных об их владельцах.

Бухгалтерский учет. Статистика

ПРИКАЗ Минфина России от 12.10.2012 № 134н
«О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации
от 1 декабря 2010 г. № 157н»
Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2012 № 26060.

Внесены поправки в Единый план счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений.
Внесение изменений обусловлено вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Так, в частности, скорректированы наименования некоторых счетов и введены новые, в том числе: счет 20670 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений», счета 20672, 20673, 20675, касающиеся расчетов по авансам на приобретение ценных бумаг, акций (иных форм участия в капитале), иных финансовых активов.
С учетом данных изменений уточнены положения Инструкции по применению Единого плана счетов (в том числе в части, касающейся характеристик счетов бухгалтерского учета и требований к первичным учетным документам).