Правовые основы
Несмотря на то что в 2013-2015 годах общий объем бюджетных расходов государства будет возрастать, в то же время расходы федерального бюджета на развитие образования будут сокращаться, при этом увеличатся расходы на эти цели из бюджетов субъектов РФ. Это прежде всего коснется государственного финансирования учреждений высшего профессионального образования.
За последние пятнадцать лет число студентов в вузах увеличилось в два с половиной раза, а число обучающихся в вузах за счет средств федерального бюджета сохранилось на прежнем уровне. В результате сейчас уже две трети общего числа студентов вузов учатся на платной основе, по договорам на оказание платных образовательных услуг. Причем из общего числа «коммерческих» студентов 80 процентов учатся в государственных вузах, а остальные - в негосударственных вузах.
Процент платных обучающихся в различных вузах отличается в зависимости от устанавливаемого на каждый год конкретному вузу государственного задания на количество принимаемых на обучение за счет средств федерального бюджета.
Например, в ведущих технических вузах, которым присвоена категория «национальный исследовательский университет», сохраняется достаточно высокий показатель государственного задания на подготовку специалистов по техническим направлениям, а подготовка специалистов по гуманитарным направлениям практически полностью ведется на платной основе.
Экономический и финансовый кризис в стране не помешал родителям вкладываться в образование своих детей. При этом стоимость платного обучения за год в государственных вузах различается в зависимости от рейтинга вуза и получаемой выпускником специальности.
Основными законодательными и нормативными актами по вопросам платности образовательных услуг являются:
    законодательство об образовании;
    Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
    постановление Правительства РФ от 05.07.2001 г. №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
    поручение Президента РФ от 03.02.2009 г. №Пр-220 «О фиксации стоимости обучения»;
    приказы Минобрнауки РФ по вопросам организации обучения на платной основе.
В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.29) (действует на момент выхода номера. - Примечание «ОП») установлено следующее.
Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не противоречит федеральным законам и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой оно создано, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Платная образовательная деятельность вуза не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем вуза.
Если иное не установлено законом, вуз вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого вуза.
Вуз самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству РФ и уставу данного вуза.
Приказом Минобрнауки РФ от 28.07.2003 г. №3177 была утверждена примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 г. № 505 утверждены Правила оказания платных образовательных услуг. Этими Правилами определено следующее. В уставах государственных образовательных учреждений указываются перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления.
Исполнитель обязан: до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе оказываемых образовательных услуг, обеспечивающую возможность их правильного выбора; довести до потребителя перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, порядок приема и требования к поступающему, форму документа, выдаваемого по окончании обучения. Режим занятий устанавливается исполнителем. Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и сроки, указанные в договоре. Потребителю должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.
Приказом Минобрнауки России от 20.12.2010 г. №1898 утвержден Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России.
Этот порядок устанавливает правила определения платы за образовательные услуги, оказываемые вузами сверх установленного государственного задания. Учреждения самостоятельно: определяют возможность оказания платных услуг (наличие материальной базы, численный состав и квалификация персонала, спрос на услуги); утверждают размер платы за оказываемые услуги.
Также в этом Порядке предусмотрено, что размер платы определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учетом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка.
В целях обеспечения сопоставимости оцениваемых показателей по определению платы из объема бюджетного финансирования, связанного с финансовым обеспечением оказания государственных услуг, исключаются следующие направления расходования средств федерального бюджета: стипендиальное обеспечение; выплаты в целях материального и социального обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
При определении размера платы за обучение необходимо руководствоваться требованиями: Поручения Президента РФ от 03.02.2009 г. № Пр-220 «О фиксации стоимости обучения»; Письма Рособразования от 26.11.2009 г. №2347/12-16 «О фиксации стоимости обучения студентов с полным возмещением затрат».
Поручением Президента РФ устанавливалась фиксированная плата в рублях за весь период обучения студентов, обучающихся на платной основе по основным образовательным программам высшего профессионального образования. В соответствии с этим поручением Рособразование запросило у подведомственных вузов информацию о стоимости обучения и ее фиксации на весь период обучения студентов.
Информацию предоставили 58% вузов, треть из них стоимость обучения не зафиксировали. Учитывая сложившуюся ситуацию, Рособразование настоятельно потребовало выполнить содержание указания.
Стоимость обучения студентов, поступивших в вузы до 2009 года, должна быть зафиксирована на уровне 2008-2009 учебного года на прогнозируемый уровень инфляции (13%) и тоже должна быть зафиксирована на весь период обучения. Вузы, допустившие нарушения этого указания, должны были немедленно привести стоимость обучения студентов в соответствие с указанным требованием.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2007 г. № 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми).
Средства направляются на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда РФ в соответствии с договором на оказание платных образовательных услуг, заключенным между лицом, получившим сертификат, и образовательным учреждением, путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных учреждений указанных в договоре сумм на оказание платных образовательных услуг.
При направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанным образовательным учреждением копия договора на оказание платных образовательных услуг.
Средства могут быть направлены на оплату проживания в общежитии, предоставляемом образовательным учреждением иногородним на период обучения. При направлении средств на оплату проживания в общежитии к заявлению о распоряжении средствами прилагаются следующие документы: договор найма жилого помещения в общежитии (с указанием суммы и сроков внесения платы); справка из образовательного учреждения, подтверждающая факт проживания ребенка (детей) в общежитии.
Физическое и (или) юридическое лицо, в соответствии с договором с образовательным учреждением оплатившее стоимость обучения студента, пользуется правами, предусмотренными в Законе РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии с этим законом потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации: об учреждении, оказывающем платные образовательные услуги, режиме его работы и реализуемых услугах (ст.8); о номере лицензии на образовательную деятельность и номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках их действия (ст.9); о стоимости в рублях оказываемых платных образовательных услуг (ст.10).
Получатель платных образовательных услуг при обнаружении недостатков в оказании услуг вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков; соответствующего уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг (ст.29).
На оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию получателя услуг обязательно. Образовательное учреждение не вправе требовать увеличения сметы (ст.33).
В Налоговом кодексе РФ в ст. 219 «Социальные налоговые вычеты» определено, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение в образовательном учреждении, в размере фактически произведенных расходов на обучение. Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих обязанности опекуна или попечителя. Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Опыт проверок
Комиссии Минобрнауки РФ при проверке вузов устанавливают соблюдение требований по оказанию платных образовательных услуг. При этом выявляется, например, следующее.
В Ярославском государственном университете им. П.Г.Демидова на платной основе обучались на 1 января 2012 г. 2362 студента. В основном на платной основе обучались студенты по таким направлениям подготовки, как гуманитарные науки (963 человека), экономика и управление (801). В то же время по направлениям подготовки: естественные науки - 109 человек, электронная техника, радиотехника и связь - 69, информационная безопасность - 35.
Для определения стоимости платной подготовки специалистов производился расчет расходов университета на обучение. Например, на факультете биологии и экологии затраты на образовательные услуги определены в сумме 48,0 тыс. рублей, в том числе заработная плата с начислениями - 30,5 тыс. рублей, коммунальные расходы - 3,3 тыс. рублей, приобретение основных средств - 2,4 тыс. рублей, учебные материалы - 4,0 тыс. рублей.
В соответствии с решением ученого совета ЯрГУ от 31.05.2011 г. и приказом ректора университета от 03.06.2011 г. №282 установлена стоимость платных образовательных услуг на 2011-2012 учебный год. Стоимость обучения определена по направлениям: биология - в сумме 48,0 тыс. рублей, радиотехника - 53,0 тыс. рублей, математика и компьютерные науки - 55,0 тыс. рублей, юриспруденция - 85,0 тыс. рублей, экономика - 91,0 тыс. рублей.
Проверка также установила, что в ЯрГУ положение (порядок) об установлении размера стоимости платных образовательных услуг не разрабатывалось и не утверждалось.
В Дагестанском государственном педагогическом университете стоимость платного обучения одного студента в 2011 году составляла по приказу ректора 21,0 тыс. рублей, тогда как фактическая стоимость обучения одного студента-бюджетника была значительно выше, чем у студента-платника.
Срок действия выданной Государственной академии славянской культуры лицензии на осуществление образовательной деятельности истек 30.11.2010 г. При отсутствии лицензии академия в 2011 году получила средств по приносящей доход деятельности в сумме 19,5 млн рублей по статье «Платное обучение студентов и аспирантов (в том числе иностранцев)».
В соответствии с действующим законодательством академия несет ответственность, предусмотренную ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензий) путем осуществления образовательной деятельности по договорам на платной основе.

Что изменить?
Целесообразно при последующем совершенствовании законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оказания платных образовательных услуг:
- в законодательных актах об образовании указать, что стоимость платного обучения не должна быть ниже затрат на обучение одного студента на очном отделении за счет средств федерального бюджета;
- в утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 г. №505 Правилах оказания платных образовательных услуг в пункте 19 предусмотреть обязательное составление сметы расходов на оказание платных образовательных услуг, которая должна являться необходимой частью договора с потребителем.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ