- А вот это наша кафедра теории и методики начального и дошкольного образования, - ректор ЛИРО Любовь Черных делает приглашающий жест пройти внутрь. - У всех работы теперь много, но эти специалисты, пожалуй, самые загруженные. Новые ФГОС внедряются повсеместно, у педагогов масса вопросов: в теории-то все понятно, но как дело доходит до практики, тут-то и начинаются сбои. А куда им идти? К нам, конечно!
По словам методистов кафедры, ФГОС породили новый виток интереса к системе Занкова, ведь его принципы развивающего обучения необычайно созвучны идее новых стандартов. И несмотря на то что большинство учителей начальных классов области выбирают традиционную программу, они в то же время активно пользуются идеями земляков-новаторов, еще в 60-е годы создавших знаменитый липецкий метод. В конце октября в ЛИРО прошел педагогический марафон, посвященный 55-летию системы Занкова. Приехали специалисты Федерального научно-методического центра Занкова, свои мастер-классы показали учителя, исповедующие эти принципы, в Липецкой области их около сотни. Чествовали ребят, победителей Всероссийского интеллектуального марафона детей, обучающихся по системе Занкова, а также их наставников.
Профессиональное общение - всему голова, считают в ЛИРО. Здесь постоянно проходят дни предметников, когда под одной крышей собираются математики и физики, литераторы и школьные психологи. Заключено долгосрочное соглашение с Институтом Гете, и этой осенью учителя иностранного языка смогли целую неделю участвовать в мастер-классах немецкого преподавателя Доротеи Грюттнер. Только что встречались в ЛИРО историки. Повод собраться - 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Истинная же причина - острая необходимость вновь повстречаться с единомышленниками, напитаться свежими идеями.
- Лекции, когда учитель в течение 72 часов безмолвно внимает методистам, медленно, но верно уходят в прошлое, - говорит Любовь Черных. - Это уже мало кому интересно. Информации сегодня море, получить ее можно самостоятельно, не тратя время на курсы. Поэтому мы просто обязаны искать иные, современные формы работы. Активно развиваем дистанционные программы. Большой популярностью они пользуются у руководителей учебных заведений и их заместителей, ясно же, что вырвать директора из школы на две недели нереально. В дистанционном режиме обучили мы и большинство учителей основ религиозных культур и светской этики.
Один из самых замечательных проектов ЛИРО, который институт рекомендует всем коллегам, - создание сети региональных стажировочных площадок. В ходе реализации национального проекта «Образование» во весь голос заявили о себе самые необычные, ищущие, яркие школы, и было бы, прямо скажем, грешно не тиражировать их опыт. Каждая такая школа, во-первых, прошла дополнительные испытания на право называться стажировочной площадкой, а во-вторых, разработала собственный практико-ориентированный модуль программы повышения квалификации. Отныне любой слушатель ЛИРО может пройти курсы не только в самом институте, но и в такой школе, ознакомиться с ее системой работы, посмотреть открытые уроки лучших учителей, дать собственный мастер-класс, получить совет, замечания и даже рецензию на свою работу. Часы, проведенные на стажировочной площадке, будут засчитаны ему в накопительной системе курсов повышения квалификации.
- А в договоре между ЛИРО и региональной стажировочной площадкой прописано, что часть средств, которые идут на финансирование курсов, будет направлена в то учебное заведение, где слушатель проходил стажировку, - уточняет Любовь Алексеевна.
Много чего успевают специалисты ЛИРО. Отслеживать внедрение новых ФГОС, поддерживать начинающих - институт является соучредителем Ассоциации молодых учителей Липецкой области. Три года назад в ЛИРО появился отдел по организации оздоровительной работы с детьми. Казалось бы, зачем методистам еще и эта головная боль? «Ну как же, - удивляются. - Там ведь вожатыми кто? Педагоги дополнительного образования да студенты, которые уже завтра придут работать в школу. И чем раньше мы с ними познакомимся и возьмем их в соратники, тем лучше».