У​важение к истокам - оно в деталях. Принадлежащие техникуму старинные особняки в центре города не перестроены в унылые немаркие коробки, а прекрасно отреставрированы. Еще бы, в главном здании техникума до революции была гостиница, тут останавливался Бунин и даже вывел ее в одном из своих рассказов. Чтобы не нарушать архитектурный ансамбль и бунинский колорит, вместо однотипных пластиковых окон установили деревянные. Все это штрихи, о которых, казалось бы, можно и не упоминать, но уж больно говорящие, мировоззренческие.

В начале ХХ столетия все началось с земской ремесленной мастерской. Во время Великой Отечественной войны студенты работали на нужды фронта, так вошли в жизнь техникума специальности, связанные с металлообработкой. Теперь, как говорит директор ЕПЭТ, заместитель председателя Совета директоров начальных и средних профессиональных учебных заведений Липецкой области кандидат педагогических наук Роман Евсеев: «Машиностроение - это наше все». При этом Роман Юрьевич не скрывает: очереди из добровольцев, рвущихся получить рабочую профессию, у порога не выстраиваются. Молодые люди хотят быть юристами и менеджерами, носить дорогие костюмы и галстуки, им снятся офисы, а не станки. Тем не менее набор идет, и ежегодно закрывается довольно рано, в двадцатых числах июля, что в студенческом Ельце, где есть университет, несколько колледжей и филиалов столичных вузов, уже похоже на маленькое чудо. Значит, владеют в техникуме каким-то приворотом, который на деле оказывается вовсе не чудом, а системной работой по привлечению абитуриентов.
- Мы прекрасно понимаем, что работа в цехе не может быть золотой мечтой девятиклассника, - говорит Роман Евсеев. - Молодые люди еще слишком инфантильны, будущее теряется в тумане, а родители, которые в этот момент еще имеют влияние на выбор детей, боятся рабочих профессий, считая их сложными, тяжелыми, бесперспективными. Мы с этими предрассудками боремся всеми силами. Совместно с управлением образования города создали экспериментальную площадку, которая связывает несколько школ и крупных предприятий. Ребятам восьмых-девятых классов предлагаем заняться учебно-исследовательской работой под руководством мастеров заводов и преподавателей нашего техникума. Они попадают на производство, видят, что современный станок - это вовсе не облитый маслом железный монстр, а умная машина с цифровыми мозгами, общаться с которой интересно, как с компьютером. В этот момент в сознании ребят происходит серьезный сдвиг, и к нам они поступают уже, если говорить научно, допрофессионально адаптированные.
На базе техникума создан областной ресурсный центр, один из восьми ныне действующих в регионе. Решение это никого не удивило: профессионализм и мастерство здешних педагогов известны не только в Ельце. Техникум - постоянный участник, лауреат и победитель самых разных конкурсов, а в 2011-м стал дипломантом премии областного публичного конкурса за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг и внедрение высокоэффективных методов управления качеством деятельности.
Как и в любом подобном ресурсном центре, тут могут проходить курсы повышения квалификации рабочие промышленных предприятий города. Потому что токарь, слесарь и фрезеровщик ничем не хуже врача или педагога, которые учатся всю жизнь. И когда в самых высоких кабинетах только и разговоров, что о стабильности и статусе рабочей профессии, о необходимости создания класса аристократов цеха, которые не стремятся в большие начальники, а хотят расти и совершенствоваться на своем месте, без таких учебных программ, конечно, не обойтись.
Визитная карточка ресурсного центра Елецкого промышленно-экономического техникума - эксперимент по введению системы независимой оценки качества довузовского профессионального образования и сертификации квалификации выпускников. Звучит сложно, на деле же все куда как прозрачно, очевидно, а главное - своевременно. Если в двух словах, ситуация такова: приходит на завод молодой специалист, но руководство предприятия не хочет покупать кота в мешке да к тому же еще и зарплату ему платить: вдруг он вчерашний двоечник и сейчас переломает все дорогостоящее оборудование. Чтобы увидеть товар лицом, обращаются в Центр сертификации профессиональных квалификаций, где новоиспеченный рабочий сдает экзамен представителю предприятия и либо подтверждает свой разряд, либо, что тоже случается, повышает его, но, может, не дай, конечно, бог, и провалиться. Такого казуса, к счастью, за два года эксперимента в ЕПЭТ ни разу не случалось. Пока что техникум берет на себя организацию независимой оценки лишь для своих выпускников, но со временем надеется превратиться в единый центр, где смогут подтверждать свой профессионализм студенты соответствующих специальностей и из других учебных заведений. Для этого уже сейчас коллектив техникума работает над созданием критериев оценки качества довузовского образования.
- Сегодня никто пока не заставляет ребят сдавать такой вот лишний экзамен. Дело это исключительно добровольное, - говорит Роман Евсеев. - Но мы объясняем, что это мировая практика, на Западе иметь подобную бумагу для рабочего - признак хорошего тона. И хотя сертификат еще не обладает юридической силой диплома государственного образца, это знак общественного признания, пропуск в мир серьезных профессионалов. К тому же Россия вступила в ВТО, любое производство нужно сертифицировать, а значит, независимая экспертиза вскоре коснется каждого рабочего.
Принципиальная позиция елецкого техникума - не допускать кадрового перепроизводства, организовать точечную подготовку, ибо поточный метод уже вчерашний день. Никому не нужны полторы сотни электромонтеров каждый год, а вот если выпускать их раз в пять лет, тут-то и появятся и настоящий спрос, и серьезная зарплата. В наступающем году ЕПЭТ объявит набор на специальность «гидравлика»: одному из заводов-партнеров, производящих гидравлическое оборудование, нужна свежая, молодая и профессиональная кровь, а это значит, выпускники без работы точно не останутся. В планах на будущее - создание логистического центра, куда будут стекаться краткосрочные и долгосрочные прогнозы кадровых потребностей всех близлежащих предприятий. Его данными, кстати, вполне смогут пользоваться и коллеги из других учебных заведений.
- Сегодня у нас лицензированы 14 специальностей, но мы всегда серьезно решаем, кого набирать на этот раз, а кого приберечь на будущее, - объясняет Роман Юрьевич. - Каждое бюджетное место подкреплено договором с социальными партнерами, елецкими предприятиями, которые обязуются в будущем принять наших выпускников на работу, а до этого обеспечивают их местами прохождения практики. Кроме того, наших студентов зачисляют без экзаменов на инженерно-физический факультет Елецкого университета, хотя, мне кажется, было бы правильнее принимать их на сокращенный срок обучения, потому что у нас они проходят не только всестороннюю практическую, но и глубокую теоретическую подготовку. В конце концов современный профессионал должен знать не только, что он делает, но и почему поступает так, а не иначе...

Из записной книжки Романа Евсеева


1. Не спать! Если учреждение хочет жить, нужно сформировать инновационную конкурентоспособную среду. Постоянно совершенствовать формы и методы обучения, не забывать о профориентационной работе.
2. Закон суров, но это закон! Любой инновационный компонент должен быть прописан и закреплен юридически. В противном случае может настать день, когда прекрасное начинание забуксует и прекратит свое существование и учебному заведению во главе с директором придется краснеть перед детьми и их родителями, чьи ожидания они пусть и невольно, но обманули.
3. Просчитай и властвуй! Чтобы нововведения работали, нужно уметь предвидеть риски и просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед.
4. Копейка рубль бережет! Управленец должен быть хорошим экономистом и бухгалтером. Ни одна инновация, как бы тщательно юридически она ни была проработана, не даст результата без грамотного использования финансовых средств.
5. Прочь смущение! Все, что вы делаете, нуждается в постоянной внешней оценке. Только она помогает понять, на правильном ли вы пути. Можно все очень красиво придумать, сформулировать, но так никогда и не узнать, кому все ваши идеи на самом деле нужны, насколько они востребованы.
6. Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым.