Евгений ПАВЛОВ, председатель Департамента образования Липецка:
- Личные достижения вырастают из конкуренции и дружбы, творческой инициативы и командных проектов. Если система поддержки одаренных детей положена на такие основания, то она нужна тем, ради кого создавалась.
Выстраивая такую систему, мы с моими коллегами увеличили количество интеллектуальных турниров: к перечню всероссийских предметных олимпиад добавили городские состязания для младших школьников начиная с 3-го класса. Ежегодно юные исследователи могут принять участие в городском интеллектуальном форуме «Путь к успеху» и региональной научно-практической конференции школьников «К вершинам знаний».
Думаю, что навыки исследовательской работы и ранняя олимпийская закалка помогают ребятам достойно выступать на заключительном этапе всероссийской олимпиады, участвовать в научных программах для молодежи. Например, в прошлом году в состав делегации из 16 дипломантов региональной научно-инженерной выставки «Шаг в будущее» вошли 13 детей из школ и учреждений дополнительного образования города Липецка. Юные исследователи привезли домой 9 дипломов и Научный кубок России 2-й степени.
Но, согласитесь, за каждым таким успехом стоят целеустремленность и труд как самого участника интеллектуального турнира, так и его педагога. Подготовка многое решает.  Убежден, со мной согласилась бы заслуженный учитель РФ Ольга Сергеевна Карташова, директор гимназии №64, которая уже много лет возглавляет рейтинг школ города по количеству победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Однако возможность оценить свои способности и максимально их развить нужно дать всем детям города, независимо от их места жительства и посещаемой ими школы. Такова была цель создания центра «Стратегия».

Инесса ШУЙКОВА, директор центра «Стратегия», кандидат технических наук:
- Мы опираемся в своей работе на опыт наших предшественников, наставников в классическом смысле этого слова - Шмакова, Котельникова, Раковского. Для образования области и нас лично эти люди очень много значат. Михаил Борисович Раковский был директором 24-й школы, он первым придумал идею педагогических классов, в которые был огромный конкурс. И я, и Евгений Николаевич Павлов, ныне председатель Департамента образования Липецка, учились именно в этой школе,  а начальник Управления образования и науки Липецкой области Юрий Николаевич Таран тогда работал там учителем. А потом был педуниверситет, команда педагогов, харизматиков от образования. Сталь Анатольевич Шмаков учил нас игровым технологиям, а преподавали лучшие педагоги области, например, читающие и сейчас в рамках «Стратегии» научно-популярные лекции Андрей Рюрикович Ломоносов и присутствующий здесь Григорий Алексеевич Воробьев.

Евгений ПАВЛОВ:
- Кстати, Юрий Николаевич Таран был первым организатором летних смен для одаренных детей и руководителем педотрядов. Это было в начале 90-х годов, мы были на втором курсе. Мы все проверены годами и делом, мы единомышленники... Сам я тоже был когда-то призером олимпиады по химии, которую очень любил. Учиться было невероятно трудно, но из 32 учеников нашего педкласса 18 стали медалистами! 44-й лицей, кстати, по жесткости требований очень напоминает мне педкласс.

Наталья ЕЛЬЧАНИНОВА, директор лицея №44, заслуженный учитель РФ:
- Да, у нас бывает до 60 медалей за один год. Мы не случайно являемся партнером «Стратегии»: давно работая с нестандартно мыслящими ребятами, мы и сами пришли к необходимости создания класса одаренных детей. С помощью психолога мы стали выявлять особо способных детей и с 6-го класса набирать целый класс с расширенным содержанием образования. Такие классы существуют уже третий год - один шестой, один седьмой и один восьмой. Это математические классы, в которых, впрочем, углубленно изучается не только математика. Вот недельная нагрузка 6-го «Д»: русский язык - 6 часов, математика - 7 часов плюс индивидуально-групповые занятия - 8 часов. Также мы давно привлекали к преподаванию в школе (у профильных классов) педагогов вузов. Я сама 20 лет проработала учителем химии в паре с вузовскими преподавателями в биолого-химическом классе, и мне было приятно чувствовать себя не ниже уровнем «старших» коллег.  
Но как показал наш опыт, призеры и победители олимпиад помимо учебы в лицеях или гимназии занимались еще дополнительно. И мы же много лет назад говорили, что должна быть какая-то надорганизация, занимающаяся только и именно одаренными детьми, и она наконец появилась.

Инесса ШУЙКОВА:
- У центра «Стратегия» очень много направлений деятельности, но основные - подготовка ребят ко всем этапам Всероссийской олимпиады школьников и очно-заочная школа «Одаренный ребенок». Последняя в основном ориентирована на детей из районов и работает с сентября по декабрь каждого года. В рамках этого проекта предусмотрены не только дистанционные занятия, но и очные встречи по воскресеньям, чтобы было удобно сельским жителям.
В Липецке мы работаем в течение всего года, системно - по академической программе продолжительностью 144 часа, то есть у нас по каждому олимпиадному направлению есть группа, в них ребята, собранные по возрастам, занимаются с вузовским преподавателем. Мы работаем по дополнительным образовательным программам и выстраиваем модель непрерывного образования: в первой половине дня ребята обучаются в своих школах, во второй  приходят к нам.
Отмечу, что «Стратегия» выстраивает именно системный подход к выявлению и сопровождению одаренных детей, задействуя все имеющиеся в области ресурсы. Мы обучаем на базе семи образовательных учреждений Липецка, преподавательский состав - это лучшие педагоги липецких и воронежских вузов и учителя школ. Среди них учителя года,  например Ольга Евгеньевна Иванова из 44-го лицея, учитель года Липецка прошлого года, или совсем молодой преподаватель Павел Николаевич Азаров, победитель в номинации «Надежда» на «Учителе года-2011» Липецка. Мы считаем, что талантливых детей должны растить талантливые учителя. Выявление и поддержка одаренных детей - это тонкая ювелирная работа, но уже приносит свои плоды.  

Евгений ПАВЛОВ:
- И главное для нас даже не победы, хотя от 8 участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады из города Липецка мы пришли к 28 (среди которых  12 - победители и призеры), а создание среды одаренности. Ведь когда ты находишься с равными, тогда тебя может вытолкнуть еще дальше. Поэтому мы каждую весну собираем одаренных детей в самый большой загородный лагерь «Прометей» на сборы.

Инесса ШУЙКОВА:
- Два года подряд мы проводим летние смены. Смену этого года мы назвали «Физики и лирики», на ней ребята оздоравливались и получали знания по математике и русскому языку, литературе в зависимости от профиля. Также есть зимняя матшкола,  ее проводят «Стратегия» и ВШЭ, с чьей дирекцией по работе с одаренными детьми мы сотрудничаем.
Созданию общего поля одаренности способствуют и интеллектуальные игры. В Липецке проходят «Игры разума» для интеллектуальной элиты, бизнес-кругов города, их приезжает вести Друзь. В этом году я попросила организаторов в качестве эксперимента включить команду детей-старшеклассников. Они  взяли и обыграли всех взрослых, получив в награду грамоты и сертификаты на поездку во Францию. Эта победа не случайна: у нас на базе 44-го лицея существует клуб интеллектуальных игр «Лабиринт», в котором ведется системная работа под руководством Павла Азарова. Традиционно мы проводим также летние и зимние игры «Что? Где? Когда?».

Григорий ВОРОБЬЕВ, кандидат технических наук, ведущий сотрудник «Стратегии»:
- Я считаю, основная задача центра, всех нас - это попытки, которые иногда приносят эффект, а иногда нет, создать культ интеллекта, культ знаний. Когда ребята общаются друг с другом и начинают обсуждать разные серьезные вещи, это даже более ценно, чем то, что они получат знания. В российском обществе пока культа интеллекта, увы, нет, а нам этого очень хочется. Раньше, помнится, те же ученики 44-го лицея обсуждали на перемене интересные математические задачи, сейчас реже.

Наталья ЕЛЬЧАНИНОВА:
- Они и сейчас обсуждают или играют в теннис.

Инесса ШУЙКОВА:
- Приведу пример: я недавно отвозила на машине троих ребят - липецких первокурсников МГУ, приехавших к нам на профильные смены. С нами ехал мой семилетний сын и спросил, какой возраст у Земли. Я говорю: «Спроси у Леши Малютина - это наш победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады по химии». Он говорит: я подсчитал по распаду изотопов, что такой-то. Тут вмешивается другая девочка: «А я читала в справочнике, что совсем другой». С этими детьми ты сам обогащаешься,  не только мы им даем, но и получаем в ответ. Вот сейчас Рома удивит вас своим исследованием.

Роман БАТИЩЕВ, ученик 11-го класса школы №52 Липецка, участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и истории, призер ВОШ в прошлом году:
- Я принял участие в конкурсе ВШЭ «Юный социолог». Мы с моей группой в «Стратегии» с помощью преподавателей из Липецкого политеха, которые работают в нашем центре, провели социально-политологическое исследование на тему «Образ Сталина в сознании современной российской молодежи». Мы изготовили анкеты и опросили 180 человек, учеников 10-11-х классов и студентов 1-2-х курсов вузов города. Выяснилось, что молодежь оценивает Сталина в основном с положительной точки зрения,  и в этом, по-моему, проявляются проблемы образования, воспитания, выбора нравственных ориентиров. Они мотивировали свое мнение тем, что при Сталине «был порядок»,  как ни странно, мои ровесники воспитаны на стереотипах, полученных еще от бабушек и дедушек.

Елена БОНДАРЬ, заместитель начальника Управления образования и науки Липецкой области:
- Хочу спросить Рому и Аню: что вам дала «Стратегия»? Какие педагоги помогли вам добиться успехов?

Анна ПИШИКИНА, ученица 11-го класса лицея №66 Липецка, участница заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе прошлого года:
- «Стратегия» дала очень много,  с нами занимаются именно тем, что может пригодиться на олимпиаде и при подготовке к ЕГЭ. Но, кроме того, это еще и расширяет кругозор. Узнав о центре, я бросилась набирать предметы, так все было интересно:  ходила и на литературу, и на астрономию, и на информатику. Даже пыталась записаться на математику, но она совпадала с литературой по расписанию, и пришлось ее «отставить». Раньше я участвовала в олимпиадах по математике, решала задачи, а потом забросила. Но когда я попала на смену «Физики и лирики», то пошла на матсмену и не пожалела,  мы решали интересные задачи, и мне было приятно, что по уровню я могу соперничать с ребятами-математиками.
Учителя у меня замечательные - в гимназии мне помогают Нина Васильевна Власова и Ирина Алексеевна Анциферова, а в центре - Наталья Вячеславовна Углова.  

Роман БАТИЩЕВ:
- Начинается все с родной школы. Я чувствую заботу и поддержку и от преподавателей обществознания, истории, географии, русского языка, и от директора Светланы Николаевны Крапивиной. Я благодарен и центру, и Департаменту образования города, и, конечно, своей маме - самому близкому мне человеку.

Инесса ШУЙКОВА:
- Хочу добавить, что его мама Татьяна Анатольевна всегда с Ромой на олимпиадах, она очень волнуется за сына, следит, чтобы он ел и спал нормально. Хотя случайно она открыла тайну: проснулась ночью, а Рома сидит учит. Выяснилось, что он будильник завел, лег в десять вечера, а потом в три ночи проснулся и за подготовку взялся...
Вот из таких ребят потом вырастает нам смена. К нам при любой возможности приезжают первокурсники московских вузов, потому что их душа зовет. К примеру, я написала им ВКонтакте, что в 44-м лицее планируется встреча с Виктором Антоновичем Садовничим (когда он был председателем Большого жюри на последнем «Учителе года» в Липецке). Через сутки они уже были здесь, подошли к своему ректору, представились и сразу предложили свои услуги:  мол, привыкли приносить пользу. В итоге их включили в рабочую группу разработчиков заданий для олимпиад регионального этапа. Или мы пишем им про профильные смены,  и они сами предлагают: «А можно я приеду, прочитаю лекцию или проведу занятие?»  

Елена БОНДАРЬ:
- Эти примеры, как нам кажется, подтверждают, что мы не ошиблись со стратегической целью, поставив во главу угла качество образования, и с ее тактическим выражением - культивированием проектной культуры. Все участники процесса, в том числе лучшие директора наших школ,  например  Ольга Николаевна Уласевич и Наталья Федоровна Ельчанинова, работают на то, чтобы воспитать эту культуру. И ребята несут ее дальше по жизни.

Инесса ШУЙКОВА:
- И тут мы сталкиваемся с проблемой - большинство наших выпускников поступают в столичные вузы и уезжают, переманивают даже 11-классников. Так, у нас активно работает СУНЦ МГУ, в который принимают школьников из всех регионов, в прошлом году туда уехали 9 наших ребят. Это утечка мозгов, но, с другой стороны, это признание наших заслуг, уровня.

Григорий ВОРОБЬЕВ:
- Конечно, мы надеемся, что они приедут после учебы обратно и будут поднимать не только себя, но и потенциал Липецкой области.

Евгений ПАВЛОВ:
- Да, мы живем в инвестиционно привлекательной области. Ее экономике нужны умные и смелые. Но даже если наши воспитанники решат применить свой талант за пределами малой родины, мы хотим, чтобы они имели высокий интеллектуальный потенциал и вспоминали о своих корнях, чтобы они гордились: мы - липецкие!

Цифры и факты

Центр «Стратегия» занимается сопровождением четырех возрастных групп - 7, 8, 9, 10-х классов по 19 предметным направлениям подготовки. Всего в течение года системно занимаются более 600 школьников из 50 образовательных учреждений Липецка. Они приняли участие  более чем в 40 городских, областных и всероссийских олимпиадах, конкурсах и конференциях.  Что касается заключительного этапа Всероссийской олимпиады, то в 2012 году на счету липецких школьников 2 победы и 10 званий призеров.