Сам районный центр Данков, как уверяют местные, 1563 года рождения, насчитывает около 21 тысячи жителей, на остальную территорию приходится почти 14 тысяч. 20 районных школ здесь холят и лелеют. Взять хотя бы альма-матер Алексея Овчинникова в селе Теплом, ныне филиал школы в селе Баловнево, где сейчас учатся всего 50 учеников. После победы в конкурсе там появился комплект интерактивного оборудования (впрочем, с внедрением ФГОС для начальной школы оно добралось практически до всех уголков района). Про нее Алексей Васильевич рассказывает застенчиво, но с любовью: «Школа наша старинная, земская, церковно-приходская. Коллектив небольшой, стабильный. Часто к нам обращаются, просят помочь, позаниматься. Слава идет, что в Теплом учителя хорошие».
Своих городских данковских коллег Овчинников всегда рад прорекламировать:
- Вера Геннадьевна Кобзева, лауреат районного конкурса прошлого года, очень достойно выступила, тем более для первого года работы, Сергей Владимирович Каверин хорошо представил область в этом году, я ему помогал готовиться.
Два названных им учителя - представители гимназии №1 и лицея №4 Данкова. У каждого свои преимущества, свои фишки. У 4-го лицея - естественно-научная направленность, здесь готовят желающих поступить на физмат МГУ, в Бауманку, МФТИ и другие технические вузы. Успешно - многие выпускники уже учатся в столицах и крупных городах России.
1-я гимназия - старейшее учебное заведение района, в октябре зданию основной школы исполнилось 200 лет. Это воистину намоленное место: под ее высокими сводами испытываешь трепет, даже не зная о том, что некогда здесь располагалось духовное училище. Поэтому молебен на день рождения школы, выпадающий на Покров, тут органичен. Здесь вообще чтут свою историю: ребята из клуба «Поиск» вернули из небытия память о 17 похороненных в данковской Могиле Неизвестного Солдата. Сегодняшние гимназисты ухаживают за воинскими захоронениями, как когда-то выхаживали раненых медсестры двух госпиталей, организованных в школе.
Но и в освоении реалий времени гимназия на высоте: младшеклассники соревнуются с учителями в умении обращаться с техникой. На уроке у Юлии Понятовской, победителя нескольких конкурсов (в том числе всероссийского) по использованию информационных технологий, малыши из 3-го «Б» жаждут быть вызванными к доске, само собой - интерактивной. В удовольствие и показать всем свое выполненное в тетради задание через документ-камеру.
- У нас и блог свой есть, - Юлию Николаевну переполняет законное желание похвалиться своими третьеклашками. - В него я вместе с ребятами выкладываю наши будни и творчество - скажем, радиоспектакль, причем дети сами делятся на команды и потом выбирают лучшую, которая будет записываться. В рамках всероссийского проекта «Путешествуем с ленинградским почтальоном» мы ходили на почту, чтобы отправить послание в интернат города Качканар Свердловской области. Детям это очень интересно, и я с ними всегда на связи, хоть по скайпу, хоть в блоге.
«Интересно» и «всем» - в 1-й гимназии ключевые слова.
- Конечно, подготовка призеров олимпиад - важный пункт для повышения зарплаты, но я, как и мои коллеги, не иду на то, чтобы выучить двух-трех самых сильных и с ними везде побеждать, - говорит Наталья Николаевна Кручина. - Ко мне на немецкий язык приходит много слабых детей, но если уж мы участвуем в какой-то игре, то сидим, разбираемся со всеми, чтобы каждому было интересно играть.
Так же лихо всем миром тут проводят и праздники, которых они себе придумали огромное множество, и участвуют в конкурсах, семинарах, фестивалях. Гимназисты люди артистичные (зря, что ли, их учителя на главных ролях в Данковском народном театре?), начитанные  и коммуникабельные. Недавно вот стали дистанционно общаться со сверстниками из 40-й школы Липецка.
- Свой дискуссионный клуб для старшеклассников у нас существует давно, но нам захотелось выйти в мир, - призналась психолог Наталья Новичкова. - Во время одной из виртуальных встреч мы выяснили, какие проблемы волнуют нашу молодежь. Конечно, это ЕГЭ и ГИА, куда пойти учиться, как трудоустроиться и как с пользой провести свободное время. Оказалось, у нас в Данкове жить интереснее: наши ребята постоянно ходят в походы, ездят на лыжах, катаются на санках-ледянках - у липецких школьников с этим труднее. Они позавидовали и нашей «Зарнице», на которую мы выходим всей школой три раза в год.
Словом, людей, так любящих свою малую родину и при этом предельно скромных и открытых всему новому, как в Данковском районе, еще поискать. Может быть, в этом и есть их главный секрет?