Еще не так давно в районе было 30 школ. Сейчас осталось всего 10. Плюс 7 филиалов по небольшим деревням. Оптимизация - процесс болезненный, но, по словам начальника районного отдела образования Виктора Лесных, администрация сделала все, чтобы донести до каждого родителя смысл и значение этих перемен.
- Мы встречались с жителями абсолютно всех деревень и поселков, объясняли, как будем организовывать подвоз детей, рассказывали, какие возможности ждут ребят в больших, оснащенных школах, где работают по-настоящему профессиональные педагоги, где математику преподают специалисты-математики, а не сторожа, - говорит Виктор Семенович. - При этом в каждом населенном пункте предлагали оставить начальную школу. Наши родители народ весьма практичный. Они взвесили все «за» и «против» и справедливо рассудили, что их детям от нового порядка больше пользы, чем вреда. Оно и понятно: сегодня все хотят крепкого, качественного образования.
Школа села Вторые Тербуны приняла к себе ребят из трех районов. О том, что вы в селе, напоминает лишь табличка у входа да архитектура здания: в городах, как правило, двухэтажные школы встречаются редко. Все остальное, как в центре: от впечатляющих успехов самого заведения, учителей и детей, конечно же, до современного оснащения - на месте и сеть, и компьютеры, и доски интерактивные. Интернетом и веб-камерой оборудован медицинский кабинет, и, в случае чего, можно связаться с врачами районной больницы и получить видеоконсультацию.
Школа Вторых Тербунов - последний победитель еще Всесоюзного конкурса «Школа года». Внесена в национальный реестр ведущих образовательных учреждений России. Дважды победитель нацпроекта. Здесь работают три участника регионального финала конкурса «Учитель года России». Перечислять все конференции и смотры, в которых блеснули дети и педагоги, бессмысленно: их слишком много. Давайте наугад: вот, например, девятиклассница Анастасия Колпакова стала победителем XXX Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура», где вместе со своим учителем, филологом Ольгой Гулевской, защитила исследование «Женское лицо войны», проведенное в рамках историко-краеведческого проекта «Люди и судьбы».  А в начале следующего года на эту же конференцию отправится девятиклассник Даниил Гулевский: под руководством Татьяны Ключниковой он провел сравнительный анализ сонетов Шекспира с различными русскими переводами, в том числе со своими собственными.
- Это наш вишневый сад, прямо как у Чехова, - директор Александр Иванович Понарьин с гордостью указывает на армию тонких прутиков, едва заметных на фоне темного, еще не укрытого снегом поля. - Нам его осенью наш партнер «Ростелеком» подарил. Сажали всем миром, надеемся, что приживется.
А вот что уже точно прижилось, так это проект дистанционного обучения, охвативший девять учебных заведений района. Его «мозг» и «сердце» - школа с углубленным изучением отдельных предметов села Тербуны. Именно здесь оборудована «студия», куда приходят учителя, чтобы дать урок не только своему классу, но благодаря видеосвязи еще и ребятам, которые находятся от них за несколько десятков километров, в других поселках. Людмила Филатова преподает профильную химию. Она уникальный специалист, лауреат областного конкурса «Учитель года России», поэтому только ей доверяют старшеклассников, которые планируют поступать в медицинский институт. Часть класса сидит перед учителем, остальных  воспитанников из школы Вторых Тербунов она видит на большом мониторе. Дальше все как обычно: объяснение нового материала, вопросы и ответы, причем говорят и  выходят к доске не только реальные, но и виртуальные ученики. В обоих классах интерактивные доски, поэтому то, что пишется на одной, тут же появляется и на другой. Непросто держать в поле зрения да еще и вызывать на диалог сразу два класса, но это, как говорит Людмила Абдулаевна, дело привычки.
 - Людмила Абдулаевна, а у вас нет ощущения, что вот эти ребята ваши, родные, а те чужие?
- Нет, конечно. Поначалу, правда, чувствовался холодок, какая-то граница, но это быстро прошло. Ребята по обе стороны экрана - это мой класс. Оценки я выставляю в электронный журнал, где-то раз в месяц езжу во Вторые Тербуны, чтобы заполнить бумажный журнал. Контрольные работы пересылаю по электронной почте. Там их распечатывает тьютор, раздает детям, потом собирает и пересылает мне. Тьютор же следит и за порядком на уроке. Все занятия записываются. Если кто-то из ребят заболел, может дома посмотреть запись на моем сайте. Связь устанавливается минут за десять до начала урока. У кого есть вопросы по домашнему заданию, например, могут их мне заранее задать.
Директор Тербунской школы  Вера Ченцова говорит, что была бы ее воля, она сама не пропускала бы ни одного дистанционного урока, так завораживает  ее это волшебное зрелище.
- Пока это эксперимент, мы пробуем, что и как лучше делать, - говорит Вера Васильевна. - Уже поняли: надо покупать микрофоны, чтобы лежали на каждой парте. Конечно, вести такие уроки поначалу сможет не каждый учитель, это дело трудоемкое, ко всем занятиям нужно готовить отдельные презентации, так как вся работа на интерактивной доске. Но оно того стоит: своим дистанционным учителям я доплачиваю сто процентов стоимости урока.
Сегодня в Тербунском районе дистанционно преподаются химия и информатика. В планах - литература. Возможно, математика. Потому что, где бы ни жил ребенок, ему положен лучший учитель.