Пять лет отделяют нас от того момента, когда представители профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, подведя итоги деятельности в предшествующее пятилетие, определили основные направления дальнейшей работы Совета ассоциации.
Что сделано за прошедший период? Что не удалось из намеченного? Какие новые проблемы ставила перед нами жизнь и как мы совместными усилиями находили выход из складывающейся ситуации?
Начну с одного из основных стратегических направлений нашей деятельности - вопросы оплаты труда работников.
Зафиксированная законодательством минимизация гарантий государства, полная зависимость не только размеров, но и структуры заработной платы от условий финансирования учредителем обусловили отмену централизованного порядка регулирования оплаты труда бюджетников на основе ЕТС.
Прошедшую пятилетку можно с полным основанием охарактеризовать как пятилетку введения и реализации на местах новой системы оплаты труда и нашего участия в этом процессе.
Я не буду подробно останавливаться на всех перипетиях работы по формированию нормативно-правовой базы НСОТ, нам всем они еще памятны. Достаточно сказать, что именно активная позиция ассоциации позволила пересмотреть в ходе подготовки проектов документов ряд очень серьезных норм, в частности, по вопросам формирования профессиональных квалификационных групп и квалификационных характеристик работников, Перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, механизма формирования должностного оклада руководителя учреждения, штатного расписания и фонда оплаты труда учреждения.
Тем не менее множество проблем осталось, и именно их нам пришлось совместно решать весь последующий период.
Существенные различия в финансовом обеспечении НСОТ в регионах на фоне экономического кризиса, который в тот период в полной мере затронул и наши сферы, обусловили крайне незначительный размер повышения фондов оплаты труда. Это привело к углублению дифференциации в оплате труда в рамках одного и того же вида деятельности не только между субъектами РФ, но и между учреждениями одного субъекта.
Одновременно несовершенство правовой базы о минимальном размере оплаты труда, включающего выплаты компенсационного и стимулирующего характера, и отсутствие единых размеров базовых окладов по профессиональным квалификационным группам обусловили существенное «сближение» и даже выравнивание размеров заработной платы работников квалифицированного и неквалифицированного труда, осуществляющих деятельность в разных условиях вредности, тяжести и даже климатических условиях.
Отчетливо выявилась проблема отсутствия реальных, в первую очередь финансовых, возможностей для увязки размеров заработной платы с результатами труда каждого работника.
Очередной виток сокращения штатов, повышение интенсивности труда работников, беспрецендентное увеличение отчетности - вот те объективные реалии, в которых мы вынуждены были работать.
С учетом этого наши усилия были направлены именно на формирование действенной системы гарантий в оплате труда.
Коротко перечислю наши основные требования:
- утверждение Правительством РФ базовых окладов по ПКГ не ниже МРОТ;
- учет отраслевой специфики деятельности при установлении компенсационных выплат;
- формирование эффективных критериев установления стимулирующих выплат и, что немаловажно, их финансовое обеспечение;
- актуализация нормативов по нагрузке и штатному нормированию.
К сожалению, практика подтвердила глобальность каждой из этих проблем, мы будем решать их и в предстоящий период.
Необходимо отметить, что в результате интенсивных переговоров нам удалось достичь взаимопонимания по ряду позиций с Минздравсоцразвития и Правительством России.
Так, принципиально важной на тот момент стала норма Постановления Правительства о гарантиях в уровнях оплаты труда всех работников, независимо от подчиненности учреждений, не ниже размеров, установленных до введения НСОТ.
Как результат работы региональных организаций на местах можно отметить сохранение в большинстве субъектов РФ ранее установленных надтарифных выплат, в первую очередь компенсационных.
Именно в этот период мы в полной мере оценили важность и необходимость принципов социального партнерства, отрабатывали их в реальных условиях решения конкретных вопросов.
Активно проводилась работа с руководством и специалистами аппарата правительства, Администрации Президента РФ, Минздравсоцразвития России, профильных министерств, депутатами Госдумы и Совета Федерации.
Круглые столы, парламентские слушания, совещаниях на разных уровнях, консультации с руководителями политических партий и фракций, многочисленные письма и обращения не только от центральных органов, но и с мест, были направлены на привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти к основным проблемам бюджетной сферы.
В этих целях широко использовалась «трибуна» общероссийских мероприятий. Так, в мае 2009 года делегации проф­сою­зов, входящих в ассоциацию, приняли участие во Всероссийском совещании председателей первичных профсоюзных организаций с участием В.В.Путина.
Большой пакет предложений был направлен для внесения в Программу Общероссийского народного фронта и в «наказах» кандидату в Президенты России в рамках предвыборной кампании В.В.Путина.
Думаю, не будет преувеличением сказать, что это была школа социального партнерства не только для профсоюзов, но и для правительства и работодателей.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в тот период мы были готовы и к проведению коллективных действий в случае неготовности правительственной стороны к переговорам.
Так, остро стоящие вопросы индексации заработной платы и нежелание правительственной стороны предпринимать конкретные меры по формированию действенной системы гарантий по оплате труда обусловили проведение в октябре-ноябре 2010 года коллективных действий профсоюзов, входящих в ассоциацию.
Именно это стало основным побудительным мотивом для проведения на высоком уровне - у вице-премьера А.Д.Жукова - встречи представителей ассоциации с руководителями заинтересованных министерств и ведомств. По результатам этого совещания были даны поручения о проработке всех вопросов, поставленных ассоциацией. В тот момент это была наша победа, ведь Жуков фактически согласился с необходимостью разработки системы базовых окладов.
Не могу не отметить укрепление наших партнерских отношений с Минздравосоцразвития, отраслевыми министерствами, органами исполнительной власти на местах в части мониторинга эффективности НСОТ при совместных выездах в регионы, которые стали системными именно в прошедший период.
Новый виток получила наша работа в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Так, еще одним свидетельством того, что даже в это сложное время необходимо и возможно находить общие подходы с социальными партнерами, является ежегодная разработка Единых рекомендаций РТК по установлению систем оплаты труда работников бюджетных учреждений. Их подготовка и принятие позволяют в определенной степени обеспечить единые подходы к исчислению заработной платы в учреждениях разного уровня, к индексации оплаты труда.
Должна также отметить, что именно результаты наших совместных выездов в регионы позволили в последние годы формировать Единые рекомендации более приближенно к специфике разных сфер деятельности. Представляется, что эту практику необходимо продолжать и совершенствовать.
Справедливости ради не могу не отметить, что эти совместные выезды в регионы высвечивали очевидные недоработки не только со стороны администрации учреждений, но и профсоюзных организаций, в части оформления трудовых отношений, формирования перечня критериев оценки эффективности деятельности работников, непрозрачности установления стимулирующих выплат.
Если же говорить в целом о той системе оплаты труда, которая внедрялась на местах, то практика, к сожалению, однозначно подтверждает нашу позицию о ее неэффективности и нежизнеспособности, высказанную еще на начальном этапе ее разработки. Фактически заработная плата не стала действенным мотивационным фактором повышения эффективности труда работников.
И пусть за прошедший период кардинально решить проблемы не удалось, но это тот самый случай, когда «капля камень точит».
Наши неоднократные встречи с руководством страны, многочисленные обращения в органы законодательной и исполнительной власти обусловили тот факт, что нам удалось убедить руководство страны в необходимости совершенствования правовой базы исчисления заработной платы.
В результате одним из первых указов Президента РФ В.В.Путина от 7 мая 2012 года была предусмотрена разработка Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе и утверждение размеров базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.
Таким образом, неоднократные требования ассоциации о необходимости формирования «системы стандартов» по оплате труда, учитывающих квалификацию работников, специфику и сложность их труда, получили правовую основу - подтверждение в указе Президента России.
Уже на первом этапе разработки программы Минтрудом ассоциация активно подключилась к анализу предлагаемых проектов.
Себе «в актив» мы можем однозначно поставить ряд конструктивных изменений, внесенных в проект программы.
Определены контрольные цифры размеров повышения заработной платы работников учреждений бюджетной сферы и этапы этого повышения.
Предусматривается актуализация квалификационных требований по должностям работников учреждений бюджетной сферы, разработка профессиональных стандартов.
Федеральными органами исполнительной власти будет разработана нормативная база штатного нормирования и установления норм нагрузки, а также совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников.
В целях устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений уже внесены изменения в постановление Правительства РФ от 8 мая 2010 года №583 - основной нормативный акт, регламентирующий концептуальные подходы к оплате труда работников бюджетной сферы в настоящее время.
Зафиксирована необходимость совершенствования основных элементов системы оплаты труда, а также определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.
Вместе с тем впереди предстоит еще большая работа по решению правовых вопросов в построении систем оплаты труда. И несмотря на специфику оплаты труда в наших отраслях, основные позиции мы вновь будем отстаивать вместе.
Сохраняется принципиальное требование о базовых окладах по ПКГ, которые, по нашему мнению, не могут быть ниже МРОТ. Думаю, это будет одна из самых сложных проблем, которую нам придется решать на этапе доработки и реализации Программы.
Очевидны сложности в разработке порядка, условий и размеров установления компенсационных выплат, обусловленных спецификой работы в наших сферах деятельности.
Мы ожидаем острых дискуссий с федеральными министерствами по вопросам совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности работников.
Ассоциации предстоит огромная работа по обоснованию необходимости разработки отраслевых стандартов аттестации рабочих мест, установлению размеров компенсаций с учетом недопущения снижения их уровня. Необходимо добиваться принятия мер по совершенствованию порядка и условий финансирования мероприятий по охране труда и технике безопасности в бюджетной сфере.
Мы продолжаем настаивать на анализе средней заработной платы в расчете на штатную должность, так как сегодняшняя практика расчета на физическое лицо, с учетом большого дефицита кадров в наших отраслях, не отражает объективно уровень средней заработной платы работников за выполнение возложенных на них должностных обязанностей, что предполагает логика Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597.
Дополнительной проработки требует позиция, предусмотренная в указах Президента РФ и нашедшая отражение в программе, о возможности повышения оплаты труда в бюджетной сфере не менее чем на треть от необходимых финансовых средств за счет внутренних ресурсов, высвобождаемых в связи с реорганизацией неэффективных организаций. Нельзя допустить, чтобы указанная жесткая регламентация фактически ориентировала органы управления и руководителей учреждений на использование безальтернативного подхода в определении объемов и источников финансовых средств на повышение оплаты труда во всех видах деятельности в бюджетной сфере и во всех регионах.
Это основной спектр вопросов, которые мы решаем сегодня и которые предстоит решать в перспективе.
Нельзя забывать, что смысловая нагрузка предлагаемых реформ в сфере оплаты труда в значительной степени определена введением понятия «эффективный контракт», в основе которого увязка размеров заработной платы с результативностью - эффективностью, качеством и объемом труда.
Наша позиция здесь однозначна. Мы поддерживаем все новации, направленные на улучшение качества оказываемых социальных услуг, но при условии реального обеспечения трудовых и профессиональных прав и интересов работников. И здесь уже поле деятельности первичных организаций на местах, задача которых будет состоять в выстраивании системы объективных критериев и показателей, позволяющих оценить работу каждого.
26 ноября 2012 года распоряжением Правительства РФ №2190‑р Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы была утверждена в нарушение ранее достигнутой договоренности между Минтрудом России и профсоюзной стороной РТК о продолжении консультаций по вопросам включения в Программу мероприятий, связанных с совершенствованием систем оплаты труда работников бюджетной сферы.
Утверждена, несмотря на то что последний вариант проекта программы, который был получен советом ассоциации по e-mail без каких-либо комментариев, содержал спорные, в том числе ранее не рассматривавшиеся положения, и по-прежнему не учитывал целый ряд принципиально важных предложений совета ассоциации.
В результате обсуждения сложившейся ситуации с руководством ФНПР принято решение о направлении Обращения в адрес Правительства РФ с выражением крайне негативной оценки действий правительственной стороны по утверждению важнейшего документа без проведения дополнительных консультаций с целью достижения консенсуса между сторонами социального партнерства.
Я позволила себе обстоятельно остановиться на вопросах системы оплаты труда, так как и в предстоящий период это требует нашего самого серьезного внимания. Но все мы понимаем, что в конечном итоге важен результат реализации этих систем - размер заработной платы. И на решение этой проблемы - повышение крайне низкого уровня оплаты труда работников - была направлена в отчетный период наша совместная деятельность.
Данные Росстата свидетельствуют, что заработная плата в здравоохранении, образовании, культуре за 5 лет номинально выросла примерно в два раза, реальная же заработная плата, с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, увеличилась в среднем в 1,3 раза. И все же отставание заработной платы в наших трех сферах от соответствующего среднего показателя по экономике по-прежнему велико и составляет: по образованию - примерно 30%, по здравоохранению - 23%, в деятельности по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта - около 20%.
С учетом изменений правовой основы деятельности учреждений прошедший период в плане повышения заработной платы можно условно разделить на несколько этапов.
Вот основные моменты нашей совместной деятельности.
В начале отчетного периода, когда зарплата рассчитывалась на основе ЕТС, остро встала проблема ее индексации. Напомню, что в феврале 2008 года на федеральном уровне были приняты решения о повышении заработной платы не путем повышения окладов, а путем увеличения фондов для установления выплат стимулирующего характера. Потребовалась напряженная работа с Аппаратом Президента РФ, Правительством РФ, Минздравсоцразвития РФ, ваша готовность к проведению активных коллективных действий, чтобы был разработан механизм этого повышения, обеспечивающий гарантированное увеличение заработной платы каждого работника.
Еще один пример наших коллективных действий, уже в условиях отмены ЕТС. Все мы помним ситуацию 2009 и 2010 годов, когда в течение двух лет не принимались решения о повышении заработной платы. Именно поэтому в марте 2010 года был создан Совет по коллективным действиям ассоциации. А в сентябре 2010 года мы приступили к подготовке трех этапов совместных коллективных действий в защиту социально-трудовых прав и экономических интересов работников бюджетной сферы.
Думаю, в значительной степени именно эти наши совместные действия стали побудительным мотивом для Правительства РФ к двойной индексации заработной платы работников бюджетных учреждений в 2011 году - с июня и октября и повышения стипендиального фонда для обучающихся.
Да, это были незначительные повышения, но и эти шаги обусловлены именно тем, что профсоюзы настойчиво добивались принятия этих решений на всех уровнях власти.
Более того, последние годы стали знаковыми в истории наших сфер именно потому, что отчетливо заметно внимание первых лиц государства к проблемам не только организации качественного оказания услуг в социальной сфере, но и крайне низкого уровня экономической и социальной обеспеченности работников.
Уверена, что это было вызвано не только ухудшающимися показателями социального состояния общества, но и действиями профсоюзов, вновь и вновь ставивших перед государственными органами вопросы по всему спектру проблем, затрагивающих интересы работников отрасли и студентов!
Именно это обусловило беспрецедентные меры по увеличению объемов финансирования из федерального бюджета государственных и муниципальных учреждений, например, по здравоохранению - в рамках продолжающейся реализации нацпроекта «Здоровье», увеличения тарифа страхового взноса ОМС до 5,1%, а также утвержденной в 2010 году программы модернизации здравоохранения. По образованию - с 2006 года в рамках реализации национального проекта «Образование» (ПНПО), с 2007 года - в рамках комплексного проекта модернизации образования (КПМО), а также реализуемого с 2011 года трехлетнего проекта модернизации региональных систем общего образования.
Для нас важно, что одним из важных направлений этих программ стало повышение уровня оплаты труда работников образования и здравоохранения.
Разумеется, нам всем на местах пришлось решать множество проблем в ходе утверждения и реализации этих программ. Достаточно вспомнить, что на первом этапе обсуждения региональных программ модернизации здравоохранения практически не предполагались меры по повышению заработной платы. И лишь напряженная работа отраслевого профсоюза при поддержке ФНПР и ассоциации позволила заложить конкретные показатели роста оплаты труда, в среднем до 30%.
Немало серьезных проблем было и остается в реализации проекта модернизации региональных систем общего образования.
В прошедший период программы модернизации с соответствующим финансированием из федерального бюджета не коснулись сферы культуры. Но активная позиция Российского профсоюза работников культуры в значительной степени способствовала вынесению социально-экономических проблем на рассмотрение Госсовета при Президенте России в сентябре текущего года. По итогам обсуждения даны поручения соответствующим федеральным органам, в том числе по вопросам увеличения зарплаты специалистам учреждений культуры и искусства.
В результате совместных усилий министерства и профсоюза в бюджете Минкультуры были увеличены ассигнования на выплату стипендий выдающимся деятелям культуры и молодым талантливым авторам, а также грантов Президента РФ на реализацию творческих проектов общенационального значения. Дополнительное финансирование в сфере культуры позволило сохранить традиционную трехступенчатую систему образования, а обучение в детских школах искусств признано предпрофессиональным уровнем образования с выдачей дипломов единого образца. При этом педагогам этих школ была существенно повышена заработная плата.
В полной мере признавая важность реализации этих социальных проектов для укрепления материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения и культуры, необходимо отметить, что они, конечно, не смогли решить многих системных проблем, кардинально повысить статус специалистов в наших видах деятельности.
В результате меры, направленные на развитие конкуренции в учреждениях бюджетной сферы, поддержку «точек роста» - наиболее активной и креативной части работников и наиболее эффективно работающих учреждений, пока не привели к ощутимому повышению уровня оплаты труда, улучшению качества работы, да и привлечению специалистов в сферу образования, здравоохранения и культуры. К сожалению, и оздоровлению морально-психологического климата в коллективах эти меры явно не способствовали.
Завершая тему оплаты труда, разумеется, не могу еще раз не остановиться на указах Президента России от 7 мая этого года, которыми предусмотрено поэтапное повышение средней заработной платы специалистов здравоохранения, образования и культуры, определены целевые значения ее поэтапного роста по отношению к средней зарплате по экономике регионов к 2018 году. В значительной степени озвученные в указах президента намерения были инициированы в том числе и нашими многочисленными обращениями и предложениями в адрес федеральной власти. Мы уверены, что аргументированная и четкая позиция совета ассоциации в рамках участия ФНПР в Общероссийском народном фронте определила включение наших основных требований в наказы будущему президенту страны.
Ранее я уже остановилась на основных позициях Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, разработанной Минтрудом и уже утвержденной Правительством России. Принципиальной частью этой программы является этапность достижения целевых значений (рубежей) повышения зарплаты работников образования, здравоохранения и культуры, определенных президентом.
Совет ассоциации трижды направлял предложения и замечания к этой программе, на наш взгляд, она требует еще значительной доработки. И в первую очередь с точки зрения финансового обеспечения. Нашу главную задачу здесь, на федеральном уровне, мы видим в отстаивании позиции о выделении адекватной финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета на обеспечение безусловной реализации указов президента. Очевидно, что такая помощь потребуется подавляющему большинству регионов.
Должна отметить, что при формировании федерального бюджета на предстоящую трехлетку пока предусмотрены средства в объеме 100 млрд рублей ежегодно именно на финансовую помощь регионам для обеспечения Указа Президента в этой части.
Но главная работа, очевидно, предстоит вам, в регионах, где уже сейчас формируются так называемые дорожные карты, содержащие комплекс организационных и финансовых мер по реализации указов. И наша задача на местах, в рамках формирования соответствующих бюджетов, предусмотреть объем средств, необходимых на эти цели. Эта работа, очевидно, потребует максимума внимания, исходя из необходимости разработки объективных нормативов затрат на оплату труда в условиях реализации государственного (муниципального) задания на оказание услуг и территориальных программ ОМС.
Если говорить в целом о финансовом обеспечении оказания социальных услуг, то, очевидно, работа в этой части ассоциации предстоит большая. Обсуждение проектов федерального бюджета, отстаивание требования об увеличении доли расходов на наши сферы деятельности от ВВП до уровней, рекомендуемых международным сообществом, - вот глобальная задача ассоциации на предстоящий период.
В отчетный период усилия государства сконцентрировались не только на продолжении процессов децентрализации системы оказания всех социальных услуг, но и на принципиальном изменении правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Я имею в виду в первую очередь всем известный федеральный закон №83, принятый в 2010 году, которым отменена субсидиарная ответственность государства по обязательствам подавляющей части бюджетных учреждений.
В этих условиях наши предложения и действия были направлены на принятие решений по корректировке политики государства в социальной сфере с целью минимизации негативных последствий как для работников учреждений бюджетной сферы, так и для населения.
Нельзя не отметить, что активная позиция профсоюзов побудила законодателей внести серьезные изменения в этот законопроект после его первого слушания в Госдуме. Именно по инициативе ассоциации председатель правительства страны поддержал необходимость «мягкого» введения закона, в результате чего сроки его введения в действие были продлены до 1 июля 2012 года, а также предусмотрен переходный период.
И сегодня перед профсоюзами, входящими в ассоциацию, стоят очень важные задачи, связанные с обеспечением доступности, качества и объемов оказания социальных услуг учреждениями здравоохранения, образования и культуры, обеспечением трудовых прав и социально-экономических интересов работающих в условиях реализации Федерального закона №83‑ФЗ.
Выполнение этих задач в первую очередь зависит от того, насколько успешно будет решаться задача обеспечения максимально полного финансирования всех государственных (муниципальных) услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Именно поэтому, на взгляд совета ассоциации, нам нужно добиваться от наших отраслевых министерств ускорения работы по формированию базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг, которые должны будут использоваться всеми государственными и местными органами власти при формировании ведомственных перечней услуг в соответствующем виде деятельности.
Вторая важнейшая задача наших профсоюзов сегодня - добиться разработки или обновления нашими отраслевыми министерствами методики расчета подушевого норматива финансирования учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, которая будет применяться в регионах. В условиях реализации федеральных государственных стандартов в наших сферах деятельности изменены требования к перечню услуг, качеству и условиям их оказания. Это диктует необходимость проведения дополнительной работы по установлению нормативов финанасирования всех услуг, связанных с реализацией новых требований стандартов.
В начале своего выступления я не зря назвала прошедшие 5 лет периодом больших перемен в социальной сфере. Ведь на фоне изменения правового положения учреждений каждая из наших отраслей претерпевала серьезные изменения специфической правовой базы деятельности.
В здравоохранении в подавляющем большинстве регионов функции по организации медицинской помощи были переданы с муниципального уровня на уровень субъектов РФ. Это потребовало активного участия региональных и местных организаций профсоюза в реализации этого закона, в первую очередь в части недопущения снижения уровня обеспеченности прав и интересов работников.
В сфере культуры этот процесс предстоит в ближайшее время.
В образовании в предстоящий период будет происходить очень сложный процесс преобразований в сфере профессионального образования, связанный с реструктуризацией вузов, формированием многоуровневых образовательных комплексов, совершенствованием управления и финансирования в этой сфере.
И возникающие проблемы в ходе этих преобразований, конечно, обязательно должны анализироваться и обсуждаться именно в рамках ассоциации с целью выработки адекватной позиции и действий наших профсоюзов.
Говоря о правовой базе деятельности наших отраслей, не могу не остановиться на участии каждого из профсоюзов в разработке основных законов, регламентирующих деятельность учреждений в новых финансово-экономических условиях, в том числе по оказанию соответствующих социальных услуг.
В здравоохранении это законы об обязательном медицинском страховании и об охране здоровья граждан, принятые в 2010-2011 годах. В образовании это проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который разрабатывался несколько лет и дискуссии по которому в обществе не утихают и сегодня. Общероссийский проф­союз образования продолжает активно настаивать на включении в новый закон принципиально значимых гарантий, связанных с финансовым обеспечением прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, трудовых прав и мер социальной поддержки педагогических работников и обучающихся.
Среди них и требование сохранить право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на компенсацию расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Не нужно дополнительно никому объяснять, что сохранение этого права педагогов в Федеральном законе позволит обеспечить более надежный правовой «зонтик» для решения всех проблем, связанных с реализацией мер социальной поддержки специалистов на селе во всех трех сферах деятельности.
Как вы знаете, 7 декабря Общероссийский профсоюз образования провел пикет в поддержку своих требований в преддверии рассмотрения законопроекта во втором чтении. В этой акции приняли участие и представители совета ассоциации.
Современное законодательство во многом по-новому определило роль профсоюзов и их место среди институтов гражданского общества.
А социально-экономические условия диктуют необходимость особого внимания проф­сою­зов к работе по формированию содержания соответствующих отраслевых соглашений и ведению трехсторонних переговоров по вопросам усиления социальной составляющей региональных бюджетов.
Примером реализации единых подходов в рамках ассоциации является работа по выполнению Генерального соглашения на 2011-2013 годы. Не будет преувеличением сказать, что нам удалось заложить в действующее Генеральное соглашение обязательства по рассмотрению основных, принципиальных требований совета ассоциации по вопросам, ждущим неотложного решения на государственном уровне.
Важным шагом в укреплении единых подходов к решению актуальных вопросов социальной политики в бюджетной сфере также может стать наше активное участие в разработке концепции Генерального соглашения уже на следующий период - 2014-2016 годы.
Еще больше примеров можно привести из вашей практики на местах, когда удалось сохранить многие социальные гарантии для работников, а некоторые, утраченные на федеральном уровне, восстановить на региональном.
В рамках ассоциации определились мы и с едиными принципиальными подходами к развитию социального партнерства. Необходимо отметить, что практика заключения отраслевых соглашений в прошедший период активно расширялась, что позволяет трем отраслевым профсоюзам обеспечить их направленность на конкретизацию и повышение уровня дополнительных гарантий и льгот работникам по сравнению с действующим законодательством.
Предметом договорного регулирования все больше становятся вопросы защиты социальных интересов работников наших отраслей. А здесь у нас также немало проблем. Яркий тому пример - предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам в сельской местности. Проблема, о которой я уже упоминала, говоря об обсуждаемом в Государственной Думе проекте федерального закона об образовании.
Здесь законодательство разделило наши сферы деятельности.
На федеральном уровне только педагогическим работникам образовательных учреждений законодательно пока сохранено право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). В здравоохранении и культуре такое право федеральным законодательством не предусмотрено.
В результате неоднократных обращений не только в органы законодательной и исполнительной власти, но и в надзорные органы нам удалось добиться принятия постановления Правительства РФ по федеральным учреждениям здравоохранения с конкретными размерами компенсаций. К сожалению, на уровне субъектов РФ решение этого вопроса зависит во многом от уровня наполняемости бюджетов.
И здесь в рамках ассоциации мы видим серьезную задачу на предстоящий период по усилению работы с руководителями субъектов РФ, полномочными представителями президента страны, ФНПР в федеральных округах.
Предметом пристального рассмотрения ассоциацией стали вопросы Стратегии реформирования пенсионной системы.
Обстоятельный анализ всех предлагаемых вариантов Стратегии, категорическое несогласие совета ассоциации с отдельными ее принципиальными позициями, объединение усилий в рамках ФНПР в значительной степени способствовали тому, что срок принятия стратегии перенесен президентом страны на год. Но очевидно, что в наступающий период нам всем предстоит огромная работа в этой части. Ибо пласт проблем для бюджетной сферы здесь велик. Это в первую очередь сохранение права на досрочные и льготные трудовые пенсии; государственное финансовое обеспечение в случае принятия механизма корпоративных пенсий; уровень сохранения утраченного заработка при начислении пенсий; определение размера страхового взноса работодателем и т. д.
Динамичность нашей государственной политической жизни постоянно ставит перед нами новые проблемы.
В последние месяцы совету ассоциации пришлось подключиться к рассмотрению материалов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) «О концепции обновления трудового законодательства».
Учитывая, что в материалах РСПП, представленных в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, содержатся предложения по существенному расширению прав работодателей и ущемлению прав работников, минимизации гарантий государства, противоречащие Конституции РФ и направленные фактически на демонтаж сложившейся в Российской Федерации системы социального партнерства, мы однозначно выразили свое категорическое несогласие в отношении ее дальнейшего рассмотрения.
Должна отметить, что в ходе заседания четырех рабочих групп РТК 28 ноября проф­союзная сторона не поддержала предложение РСПП вынести материалы «О концепции обновления трудового законодательства» для рассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии.
Но очевидно и другое. В предстоящий период эти вопросы, конечно, вновь будут ставиться в той или иной степени и стороной работодателей, и Правительством РФ. И ассоциация должна быть готова аргументированно и профессионально, в тесном взаимодействии с ФНПР противостоять проявленной в позиции РСПП глобальной тенденции наступления на права работников и вытеснения профсоюзов и государства из сферы регулирования социально-трудовых отношений. Думаю, это будет одной из важнейших наших задач в предстоящем периоде.
Сложность и глубина задач, стоящих перед нашими профсоюзами и ассоциацией, продиктовали необходимость выйти за традиционные рамки социального партнерства и обрести новый опыт развития и расширения социального диалога не только с государственными, но и общественными институтами. И прошедший период подтвердил правомерность этого.
Для подготовки профессиональных заключений по тем или иным вопросам и отстаивания позиций в органах государственной власти укреплялись деловые контакты с профессиональными общественными организациями, работающими в наших сферах: Национальной медицинской палатой, Российской медицинской ассоциацией и Ассоциацией медицинских сестер, Пироговским съездом врачей, Российским союзом ректоров, Ассоциацией директоров учреждений среднего профессионального образования, Союзом театральных деятелей, Российской библиотечной ассоциацией, Союзом музеев России, Российской ассоциацией учебных заведений сферы культуры. Этот перечень можно продолжать. С рядом из этих организаций у профсоюзов заключены договоры о сотрудничестве.
Наработано много, и очевидно, что ассоциации необходимо анализировать этот опыт, который важен именно сейчас - в период реальной модернизации и реформирования отраслей бюджетной сферы, распространяя его среди региональных отделений.
Анализ проблем, которые предстоит решать в ближайшее время профсоюзам бюджетной сферы, дает нам ответ на вопрос - нужна ли ассоциация?
Отстаивая интересы работников учреждений отдельных видов деятельности в бюджетной сфере, мы не должны позволить разобщить нас при определении принципиальных позиций, которые остаются общими!
Не подменяя отраслевые профсоюзы в решении специфических для каждого вида деятельности проблем, главная задача нашей ассоциации - определить общие подходы для решения этих проблем и скоординировать деятельность профсоюзов в отстаивании наших общих требований перед органами власти всех уровней.
Вся предыдущая практика однозначно показала: чтобы с нами считались, видели в нас полноправных партнеров, ассоциация должна оставаться мощной и организационно сильной.
Не снята с повестки дня и вероятность проведения акций протеста. А опыт проведения их ассоциацией свидетельствует об их эффективности и результативности.
Напомню всем известный тезис: «Вместе мы - сила».
Разрешите еще раз подчеркнуть, эффективность действий ассоциации определяется авторитетом и влиянием профсоюзов в обществе. В этом залог успеха каждого из наших профсоюзов. И залог нашего общего успеха.

Полная версия доклада опубликована на сайте Общероссийского профсоюза образования www.ed-union.ru