В дискуссии приняли участие представители правительства и парламента ЧР, Общественной палаты, Министерства образования и науки региона, Министерства труда и занятости.
Председатель республиканского совета профсоюза Хизир Герзелиев, обозначив цель беседы как укрепление сотрудничества трех общественных организаций на принципах социального партнерства, подчеркнул, что вся их деятельность должна быть направлена на содействие неукоснительному соблюдению трудового законодательства в образовательных учреждениях республики и в конечном итоге - на создание предпосылок для повышения качества знаний учащихся и эффективности образовательного процесса.
«Мы часто употребляем словосочетание «социальное партнерство», подразумевая под ним коллективный договор и работу, связанную с его подготовкой, принятием и контролем по его выполнению, - подчеркнул Хизир Магомедович. - Конечно, коллективный договор - важная составляющая часть социального партнерства. Однако следует четко для себя уяснить, что это понятие включает в себя всю совокупность отношений в процессе труда, возникающих между работником, работодателем, органами управления образованием. В статье 23 Трудового кодекса РФ понятие социальное партнерство определено как «система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».
Также он обратил внимание участников круглого стола на статью 24 ТК РФ, устанавливающую принципы социального партнерства, и статью 27, где определены его формы. Перечислил образовательные учреждения, где работа администрации и профкома могут служить примером партнерских отношений. К сожалению, такое партнерство складывается далеко не везде. «Причина этого в том, - отметил Хизир Герзелиев, - что отдельные руководители ошибочно полагают, будто признание за профорганизацией равноправных полномочий ведет к подрыву принципа единоначалия, падению их авторитета, а значит - к ослаблению порядка и дисциплины в коллективе. Поэтому, по их мнению, какого-либо диалога, переговоров, консультаций по вопросам труда и заработной платы с профорганизацией быть не может».
Профлидер привел конкретные примеры, когда в обход профсоюзного комитета решаются многие внутришкольные вопросы. «Это в корне неправильно! - подчеркнул Хизир Магомедович. - Если говорить языком Трудового кодекса, профсоюзный лидер является представителем стороны в трудовых отношениях, то есть социальным партнером».
По мнению Хизира Герзелиева, общественные организации способны оказать реальное содействие повышению эффективности и качества образовательного процесса. «Однако, как нам кажется, - сказал профлидер, - представители власти и управления пока не созрели до понимания необходимости использования этого мощного общественного ресурса в деле совершенствования образовательной системы, поэтому возникла объективная необходимость объединять, координировать свою работу».
Хизир Магомедович предложил направить общие усилия на развитие и укрепление договорных отношений, улучшение материального положения работников образовательных учреждений, повышение их заработной платы, установить строгий контроль за распределением стимулирующего фонда. Он подчеркнул, что в рамках сотрудничества профсоюза с Союзом директоров и Союзом родителей учащихся выработано достаточно широкое поле совместной деятельности, которое и дальше будет расширяться.
«Все вопросы, вынесенные на обсуждение за круглым столом, проблемны и актуальны, - считает Аламахад Гучигов, председатель Союза директоров образовательных учреждений Чеченской Республики. - Система взаимоотношений работника и работодателя способна положительно влиять на ход работы, условия труда. Грамотный руководитель стремится решать вопросы образовательного учреждения совместно с общественными организациями. И в первую очередь с профсоюзным комитетом. Предварительное и окончательное распределение нагрузки учителей школы обязательно должно быть согласовано с профкомом. Этого от нас требует закон, а не выполнять его мы не имеем права. Грамотный руководитель будет искать в лице профсоюзного комитета партнера для решения производственных задач. Мы часто встречаемся с фактами, когда стимулирующая часть заработной платы превращается в благотворительную. Этого допускать нельзя. Чем больше гласности в этих вопросах, тем меньше недовольства как в коллективе, так и среди родителей. Согласие общественной организации - главный рычаг в укреплении и развитии всего учебного процесса».
О роли Союза родителей учащихся говорила его председатель Яха Агаева. Обозначив цель общественной организации, как содействие учебно-воспитательной деятельности школы, она подчеркнула, что Союз родителей и Союз директоров призваны служить одному делу, и если эти две организации будут строить совместную работу, исходя из общих задач, то и результат будет налицо.
Хусайн Солтагереев, председатель Объединенного Совета Профсоюзов ЧР, в своем выступлении поблагодарил организаторов круглого стола и высказал мнение, что Союз директоров и Союз родителей состоялись. «Как родитель, педагог и профсоюзный деятель я доволен проводимой этими общественными организациями работой», - отметил профлидер и одновременно предложил объединениям развивать свою деятельность.
В беседе также приняли участие Абдурахман Каимов, директор департамента Министерства образования и науки ЧР, Мамий Муцаев, заместитель руководителя аппарата Общественной палаты ЧР, Лема Дадаев, помощник главы Чеченской Республики, Ризван Сулейманов, депутат парламента, и другие.
По итогам дискуссии участники круглого стола приняли рекомендации о дальнейшем укреплении взаимоотношений между Союзом директоров, Союзом родителей и Профсоюзом образования.

Чеченская Республика