Осенью в Москве был объявлен конкурс проектов для руководителей «Школы будущего», инициатор которого Департамент образования. Один из проектов мог бы называться «Образовательный комплекс - оздоровительный лагерь». Его можно было бы реализовать, так как Москва расширила свои территориальные границы.
Идея создания выездных площадок творческой инициативы при школах принадлежит великим педагогам-новаторам П.Иванову, В.Караковскому. Много школ в Москве продолжают традиции основоположников коммунарского движения, организуя выезды учащихся в лагеря Подмосковья, для того чтобы поэкспериментировать, отработать то, что не всегда возможно воплотить в классно-урочной системе.
А если у школы появится свой лагерь?! Возможности колоссальные: учебные сессии, уроки на природе, выездные предметные олимпиады, научно-практические конференции, лектории, спектакли и педагогические инсталляции на природе. А сколько идей еще могло бы появиться! Учащиеся и педагоги в одном порыве научного творчества и педагогического креатива создадут свой вариант «Школы будущего»!
А какая сильная воспитательная составляющая у такой инициативы?! Эта система выездов учащихся может работать круглый год, переплетая в совместной деятельности детей и взрослых. Здесь можно довести до совершенства любые педагогические технологии, это раздолье для личностно ориентированной педагогики, коллективно-творческой деятельности. Это хорошая возможность для создания теплой атмосферы, которая когда-то присутствовала в детских оздоровительных центрах «Орленок» и «Артек».
Такая идея воплощалась и в нашей школе при активной поддержке и творческом участии директора Вячеслава Кондрашова, к сожалению, ушедшего из жизни. Он придумал такой авторский педагогический город, где должны были бы жить взрослые и дети. В течение учебного периода все параллели с 1-го по 11-й класс выезжают на тематические сборы, где проигрывают все новации, проекты школы, а потом это все переносится в школьную жизнь. Вот и сейчас мы продолжаем реализовывать эту интересную идею. Два раза в год школа выезжает на тематические учебно-воспитательные сборы, где в течение пяти дней 100 учащихся и 20 педагогов отрабатывают интересные модели активной, творческой и педагогической деятельности. Новации здесь выступают не средством достижения цели, а серьезным и важным педагогическим мотивом для создания особой атмосферы добра и творчества. Здесь закладываются основные ценности всей школы и отдельного ученика.
Конечно, для такой реализации нужны коллектив единомышленников, продуманная программа деятельности, а главное - это оснащенный, круглогодично работающий лагерь со всей необходимой инфраструктурой. Если сейчас у образовательных комплексов есть подразделения - дошкольное, начальное, среднее и старшее, - то возможно и появление такого структурного подразделения, как оздоровительный лагерь, который будет вписан в содержательную и организационную структуру образовательного комплекса. В нем может быть свой заместитель, свое штатное расписание и свое содержание деятельности в рамках образовательной программы всего комплекса. В современном образовательном менеджменте финансовая составляющая такого проекта важна и необходима. Обязательно нужен бизнес-план, ведь внебюджетная составляющая такого лагеря очевидна, проект может проявить другие подпроекты на коммерческой основе.
Такой лагерь при образовательном комплексе может создать дополнительные возможности для проведения спортивно-оздоровительной работы, так как здоровьесберегающие технологии актуальны для сегодняшней школы. Здесь можно реализовывать различные воспитательные и оздоровительные программы: мониторинги здоровья учащихся, сборы, посвященные здоровому образу жизни, выездные спортивные соревнования. Можно осуществлять комплекс оздоровительных процедур для детей и взрослых при наличии в лагере соответствующей инфраструктуры и специалистов.
С таким проектом можно выходить на другие содержательные и организационные уровни. Он не будет ограничиваться одной школой, так как сюда будут приезжать обмениваться опытом не только школы Москвы и Московской области, но и других регионов. Такая выездная площадка станет центром обмена передовым педагогическим опытом, местом проведения различных профессиональных и ученических конкурсов - «Учитель года», «Ученик года», инновационным полем реализации проектов при участии высших учебных и международных образовательных учреждений. Конечно, в городе этот проект можно воплощать и на базе школы или комплекса, но возможность погружения на расстоянии - это необходимое условие для реализации такой проектной идеи, поскольку большое видится на расстоянии.
Некоторые московские школы уже готовы реализовывать идею таких образовательных комплексов при активной поддержке и участии государственных и общественных структур.

Артем КОНДРАШОВ, директор ЦО №1927