Три школьных здания и одно детсадовское стоят так близко друг к другу и так похожи по архитектурным проектам, что, казалось бы, сам Бог велел им объединиться в единое целое. Строили их год за годом, сначала в 1989 году была сдана первая школа - №983, которую возглавила Надежда Варакина, через год - школа №981, директором которой стала Ольга Солозубова, спустя 12 лет сдали школу №2000 под руководством Елены Проценко. Сегодня все три директора стали руководителями трех структурных подразделений комплекса №2000.
Почему школы объединились, вопрос особый и важный. К моменту выхода постановления Правительства Москвы 86-ПП в одной школе учились 700 детей, во второй и третьей осталось по 500 детей. Ни одна школа при нормативно-подушевом финансировании не то что не выжила бы, но уж точно не смогла бы предоставить широкие возможности для образования детей, живущих в микрорайоне. К чести трех директоров, они это хорошо понимали, а поэтому решили объединить свои школы.
Когда этот процесс начинался, все три руководителя сделали предложения о присоединении к трем близлежащим детским садам, поскольку понимали, что в новом законе «Об образовании в РФ» дошкольное образование войдет в общее среднее. Из трех детских садов, которые расположены в микрорайоне, согласился войти в комплекс только один - детский сад №800 с заведующей Натальей Заусаевой, два других сказали, что на данном этапе хотят посмотреть, как будут развиваться события, и пока останутся в стороне, не присоединяясь. Почему два других детских садика не хотели сначала входить в комплекс, а потом все же решили войти? Потому что сначала не поняли, как к лучшему изменится их жизнь, а потом прошло время, они увидели много плюсов, в частности то, что зарплата в детском саду №800 выросла на семь тысяч по сравнению с былыми временами, теперь два других детских сада уже подали документы на присоединение к комплексу №2000 в Департамент образования, к началу нового учебного года в состав комплекса будут входить уже три детских сада, таким образом, будет создано полноценное дошкольное отделение. Что ни говори, а материальные выгоды для педагогов очень значимый аргумент в пользу создания комплекса, это для них принципиально и важно. До соединения школ с детским садом педагоги школы и воспитатели имели разную зарплату: 54 тысячи рублей она была в среднем у учителей и 21 тысяча рублей (или даже меньше) - у воспитателей, теперь зарплата растет значительно.
Возглавила комплекс Татьяна Шмачкова. Почему она? Когда три руководителя и заведующая детским садом собрались вместе и приняли решение об объединении в комплекс, то, придя к начальнику Южного окружного управления образования, сказали, что ни одна из них не видит себя в должности руководителя комплекса, поскольку им мешает солидный возраст. Татьяна Михайловна тогда возглавляла соседнюю школу, не работала ни в одном из объединяемых педагогических коллективов, но предложение приняла и с 1 сентября 2000 года стала директором комплекса.
Сказать, что объединение шло легко, нельзя. На каком-то этапе объединения даже казалось, что это нерешаемая задача, так трудно шли навстречу друг другу три школы и детский сад. На первом августовском педсовете перед новым учебным годом четыре коллектива впервые встретились и не знали, о чем говорить, их пока ничего не связывало. Каждый думал так: «Нам было и так хорошо, зачем нам было объединяться?!» Но постепенно они шли навстречу друг другу, и сегодня уже разговор идет о перспективах развития, от программы переходного периода они намереваются переходить к программе деятельности и развития, разговор об изменениях условий труда для них уже стал возможным. Уже ясно, что будет разделение трех ступеней - начальной, подростковой и старшей школ - в трех зданиях, теперь только нужно договориться, как станут действовать учителя, психологически подготовить их к тому, что каждый станет работать в своей ступени, чего раньше не было, но уже ясно, как должны эти ступени сотрудничать с дошкольным отделением. Но одно отрадно: весь большой педагогический коллектив комплекса №2000 уже понимает: традиции и наработки сохранятся, творческий потенциал будет использован, а все будет организовано удобно, разумно, отвечать всем запросам, чаяниям детей и семей.