Рады ли мы объединению? Конечно, рады. Хотели ли мы объединяться? Да! Каждый грамотный руководитель понимает, что в одиночку не только эффективно развиваться, но и просто работать, выживать гораздо труднее. И уж если появилась возможность организоваться по-новому, опираясь на все то лучшее, что наработано за годы существования, сохранив традиции каждого учреждения, то нужно грамотно и своевременно этим воспользоваться и извлечь максимальную пользу для всех участников процесса.
Желание объединиться возникло не вдруг, это не веяние времени. Наши учреждения пришли к этому решению осознанно и обдуманно, не раз и не два взвешивая все «за» и «против». Не стоит говорить, что «за» было значительно больше и весомее.
Грамотное распределение и использование ресурсов - плюс? Безусловно. Это та база, без которой невозможно само существование учреждения.
Расширение образовательных возможностей - конечно, да! Это одна из важнейших задач развития любого учреждения образования.
Преемственность в образовании и воспитании и единое образовательное сопровождение ребенка на протяжении 14-16 лет - решение многих проблем московской семьи.
Все это лишь некоторые плюсы объединения.
Но возникает резонный вопрос: «Что привело нас к мысли об объединении? Почему не получалось реализовать планы развития в одиночку? Почему вопрос реорганизации стал для нас таким актуальным?»
Давайте рассмотрим этот вопрос на примере школьного отделения комплекса. Есть две школы. Одна, имея высокий приток учащихся, стабильный, сильный педагогический коллектив, из-за нехватки площадей не может реализовать в полной мере потенциал своих учителей и учеников и в полном объеме удовлетворить запросы родителей и учащихся, так как просто негде организовать так необходимые для работы лаборатории, мастерские, проводить секции и кружки. Загрузка каждого школьного помещения - 100%. Другая школа испытывает трудности в наборе учащихся, вследствие чего более 40% учителей имеют маленькую педагогическую нагрузку, при этом школьное помещение используется не на полную мощность. При таких условиях становится очевидным, что объединение учреждений станет единственным правильным решением для обеих школ.
Безусловно, планируя объединение пяти учреждений, имеющих свои образовательные особенности, свой уклад, мы понимали, что нам предстоит серьезная работа по объединению педагогических, ученических коллективов, родительской общественности.
Очевидно, что объединиться юридически и финансово - простая формальность, не дающая ни школам, ни детским садам практически никаких перспектив. А мы хотим развиваться. Нам нужна реорганизация, которая позволит нашему комплексу стать сильнее, интереснее, привлекательнее для всех участников образовательного процесса, иметь перспективу не только на ближайшие годы, но и на дальнейшее прогнозируемое будущее.
Реорганизация должна позволить нам:
- в полном объеме удовлетворить образовательные запросы населения микрорайона;
- более рационально вести работу по преемственности между дошкольным образованием, начальной, средней и старшей школой;
- грамотно перераспределить и уменьшить нагрузку на бюджет учреждения;
- сохранить рабочие места сотрудникам объединяемых учреждений;
- оптимально использовать учебные площади зданий;
- воспитанникам, учащимся и педагогам использовать возможности многоаспектного сотрудничества с научными, культурными, просветительскими и учебными учреждениями города.
Но прежде чем решиться на такой важный для каждого учреждения шаг, мы провели глубокий детальный анализ состояния и работы каждого учреждения по всем направлениям деятельности, рассмотрели фактические результаты в сравнении с прогнозируемыми, выявили противоречия, просчитали возможные риски, проработали пути их решения, определили целевые задачи развития комплекса.
Было бы неправильно и нечестно говорить, что объединение прошло без каких-либо проблем. Основная проблема, с которой мы столкнулись в процессе объединения, - недоинформированность родительской общественности нами, с одной стороны, и перенасыщение и искажение информации некоторыми средствами массовой информации, с другой. Мы прогнозировали, что такие проблемы могут возникнуть, и были к ним готовы. Оперативную разъяснительную работу вели все участники объединения. Это были и родительские собрания, и собрания родительских комитетов, управляющего совета, и индивидуальные беседы с родителями, и экскурсии в здания объединяющихся учреждений.
У процесса объединения есть и другие трудности: любая реорганизация, даже самая грамотная и продуманная, - это все равно переживания. Волнение педагогов связано с вынужденным изменением условий труда. Родители и учащиеся обеспокоены новым и неизвестным. Поэтому очень важна подготовительная разъяснительная работа, проводимая в педагогических коллективах, среди родительской и детской общественности. Ведь необходимость любого объединения должна базироваться на понимании выгод и преимуществ, связанных с реорганизацией для всех участников образовательного процесса. Преимущества процесса должны быть всем очевидны.
Понимая и одобряя идею объединения, наши педагогические коллективы грамотно, аргументированно и планомерно вели разъяснительную работу с родительской общественностью на этапе подготовки реорганизации, поддерживали и поддерживают все начинания администрации и сейчас.
Приказ об объединении был подписан 18 июля 2012 года. Прошло чуть больше пяти месяцев. И хотя это небольшой срок для такого глобального мероприятия, первые результаты уже есть. Первоочередная задача формирующего этапа - создание единого коллектива сотрудников-единомышленников - по основным аспектам нами выполнена. Идет работа по формированию ученического коллектива, мы вырабатываем и внедряем единые требования по организации учебно-воспитательного процесса, формированию исполнительской дисциплины, строим динамичную систему управления новой образовательной моделью, опирающуюся на принципы тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса, ведем планомерную работу по оптимизации образовательной среды с позиций непрерывности, преемственности, вариативности, доступности.
Для нас рождение образовательного комплекса - это перспектива, которая в конечном счете должна привести к повышению качества образования всех объединившихся учреждений.
Для обучающихся, и это главное, объединение школ даст только плюсы: они будут учиться в хороших классах с современным оборудованием и смогут более полно реализовать свои возможности, потребности и интересы.
Для педагогов это сохранение рабочих мест, возможность повысить свою квалификацию и соответственно конкурентоспособность на рынке труда.
Для комплекса - это грамотное распределение бюджетных средств, возможность использовать потенциал всех коллективов для продвижения передовых идей и повышения качества образовательных услуг.
Мы уже объединились. Так чего же мы теперь ждем от нашей реорганизации? Если говорить коротко: новых возможностей для эффективного развития. Но не просто ждем, а работаем над этим вместе каждый день.

Наталья КОПЦЕВА, директор школы №870