Мы тот самый нежелательный комплекс (объединение двух детских садов и двух школ). Весной мы, коллективы садов и школ, приняли решение об объединении нескольких образовательных учреждений. Когда с этой инициативой администрация обратилась к родительской общественности, то поддержки не встретила. Особенно остро встал вопрос в Школе здоровья и начальной школе - детском саду. Каждый понимал, что, потеряв определенные статусы, они потеряют особые условия пребывания ребенка. В связи с этим возникло очень активное противостояние родителей. А у нас возник самый главный вопрос - придут ли в наш образовательный комплекс дети. Наше объединение стало самым нежелательным. И тогда началась очень активная работа по разъяснению плюсов объединения, работа с родителями, с педагогическим составом.
Говоря о недостатках отдельных образовательных структур, мы отмечали, что в присоединяемых учреждениях не прослеживалась вариативность образовательных услуг, была очень низкая заработная плата у учителей и воспитателей. А задача формирования таких образовательных комплексов в том, чтобы каждая московская семья могла получить качественные, разнообразные образовательные услуги вблизи места проживания, а учителя и воспитатели - достойную зарплату. Территориально наш комплекс для достижения этой цели расположен удачно: все здания находятся в шаговой доступности.
Все родители хотят, чтоб их дети получили качественные знания. Цель объединения и состоит в том, чтоб дать их детям.
Крупные образовательные учреждения предоставляют педагогам больше возможностей для самореализации, а ученикам - более качественное образование. Чем больше школа, тем больше в ней учеников и тем больше денег в ее бюджете. Но как это может влиять на качество образования? Зависимость прямая. Только в большой школе с несколькими параллелями можно создать полноценную старшую профильную школу. При открытии пяти-шести старших классов появляется возможность открыть классы самых разных направлений: биологический, химический, юридический, математический, языковой. И только в учебном заведении с сильным педагогическим коллективом, отличной материально-технической базой и здоровой конкуренцией между педагогами это возможно. Чем больше педагогов, преподающих один предмет, тем продуктивнее работа, так как они обмениваются опытом, пробуют новые методики, профессионально растут - и это не может не сказаться положительным образом на качестве их работы и, следовательно, на качестве образования.
На сегодняшний день в нашем образовательном комплексе работают гимназические и математические, классы с углубленным изучением языка, блок дополнительного образования, социально-педагогическая служба, дефектологи, логопеды, а также группы кратковременного пребывания детей, создаются условия для инклюзивного образования. Это объединение позволило нам, аккумулируя финансы, улучшить материально-техническую базу. У нас созданы хорошие условия для реализации ФГОС, работают кабинеты-лаборатории.
В каждом конкретном случае должен быть индивидуальный подход к объединению и раскрыта цель слияния учебных заведений. Эти цели должны быть доведены до каждого родителя на родительских собраниях в школах, чтобы родители могли оценить и понять всю целесообразность этого объединения. Идея реструктуризации ненова. Интегрированные учебные центры есть во всем мире, и они имеют преимущества.
На сегодняшний день в нашем образовательном комплексе случилось самое главное: никто из учителей и воспитателей не ушел работать в другие школы, а родители доверили нашему образовательному комплексу своих детей.
С точки зрения экономики преимущество объединения школ также понятно, так как содержать и развивать полупустое здание при небольшом составе учащихся нерационально, а обеспечивать достойные условия работы и учебы при действующем подушевом принципе финансирования практически невозможно. При переходе на новую систему оплаты труда в недостаточно укомплектованной школе возникают проблемы поиска средств для материального стимулирования работников, а это один из принципов создания квалифицированного педагогического коллектива.
В Москве реструктуризация сети образовательных учреждений необходима еще и потому, что здесь за последние годы очень сильно изменилась география проживания населения: где-то жилые кварталы превратились в деловые центры с офисами, бутиками и ресторанами, а где-то, наоборот, возникли новые спальные районы, в которых проживает большое количество детей. Так что объединение школ - это дань времени, а не прихоть чиновников.

Ирина АНТОНОВА, директор школы №949