Качество образования становится приоритетным при выборе родителями детского сада или школы для своего ребенка. Ведь именно родитель - основной заказчик образовательной услуги.
Организация образовательных комплексов направлена на удовлетворение всех образовательных потребностей детей и родителей по месту жительства - в шаговой доступности, окружной Совет родительской общественности поддерживает именно такой подход в данном вопросе.
Каждый возрастной период в становлении и развитии ребенка важен и ценен. Упустив что-то в одном возрасте, порой не представляется возможным восполнить потерю после. Этот факт крайне необходимо учитывать, если мы говорим о детях с особыми возможностями здоровья. Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (№16 от 26.04.2010 года) определяет понятие «ограничение возможностей здоровья» как любую утрату психической, физиологической или анатомической структуры, функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
Действие закона распространяется не только на детей-инвалидов, но и на:
- иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания);
- родителей (законных представителей) лиц, указанных в пункте 1 этой статьи;
- педагогических и иных работников, участвующих в воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- органы государственной власти города Москвы, государственные образовательные учреждения города Москвы и негосударственные образовательные организации, соответствующих должностных лиц и руководителей, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.
Обращаясь к статье 4 закона, органы государственной власти Москвы создают условия, обеспечивающие возможность родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья:
    выбирать образовательное учреждение (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);
    выбирать формы получения образования (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);
    участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;
    посещать по согласованию с администрацией образовательного учреждения занятия в соответствующем образовательном учреждении в целях участия в процессе воспитания и обучения лица с ограниченными возможностями здоровья;
    получать консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по месту получения им образования;
    участвовать в управлении образовательным учреждением.
Глава 2 закона регламентирует организацию воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в службах ранней помощи, дошкольных учреждениях, школах, на дому. В статье 21 говорится, что «лица, виновные в нарушении требований настоящего закона, несут ответственность в соответствии с законодательством города Москвы».
Я не буду подробно останавливаться на всех главах и статьях закона, надеюсь, читатели «УГ-М» с ним знакомы, а кто не знаком, изучит, но скажу об озабоченности родительской общественности по ситуации, складывающейся вокруг этой категории детей.
В Комиссию по образованию детей с ОВЗ еще в сентябре начали поступать тревожные сигналы о позиции некоторых директоров в отношении дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида при слиянии в комплекс. В условиях подушевого финансирования школе содержать детей с ОВЗ и штат сотрудников, который необходим для организации комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи, невыгодно. Ведь ребенок с особыми возможностями здоровья не имеет такого официального статуса, как, например, ребенок-инвалид. Еще один документально подтвержденный факт - сведения, которые подали школы о наличии, а точнее, об отсутствии среди учеников детей с ОВЗ (не инвалидов). Неужели действительно в школах нет таких детей? Значит, можно говорить о том, что дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного вида качественно работают и дети справляются с трудностями до школы!
Действительно, чаще всего малыш, попавший вовремя в руки специалистов компенсирующего или комбинированного детского сада, получив до школы комплексную помощь, приходит в общеобразовательную, а иногда и в специализированную, например языковую, школу, и учителя даже не замечают, какие нарушения были у ребенка в дошкольном возрасте. Таких примеров достаточно - в районе Текстильщики в школе №654 учатся дети из близлежащего логопедического сада №88 (а это дети с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития) и ортопедического №2173 (дети с нарушениями координации движений, нарушением моторики, речи, поведения, СДВГ), в районе Южнопортовый - из детского сада №1881, в районе Рязанский - из начальной школы - детского сада №1883, в районе Люблино - из детского сада №1016 (дети с задержкой психоречевого развития, заиканием); в Марьино - из детских садов №2328 и №2314, начальной школы - детского сада №1892, где коллективом создана уникальная в своем роде система работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Этот список можно продолжать долго. В округе существует развитая сеть подобных учреждений.
Мы, родители, считаем первостепенной задачей комиссии - помочь руководителям образовательных комплексов сохранить и развить ценный опыт таких учреждений. Понимание важности этого вопроса и верные административно-хозяйственные стратегии, безусловно, помогут сохранить высокий уровень качества образования в комплексе, повысить престиж комплекса и его руководителя, а в целом позволят сохранить уже давно и успешно работающую систему помощи детям с ОВЗ в системе московского образования.
В свою очередь Комиссия по образованию детей с ОВЗ и развитию инклюзивного образования при ЭКС ДОгМ вышла с инициативой о придании официального статуса «ребенок с ОВЗ», что позволит говорить о необходимости выделения субсидий для учреждений, которые посещают такие дети. Это даст возможность получать детям и родителям комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение в образовательном комплексе по месту жительства (в шаговой доступности), решить вопросы межведомственного взаимодействия здравоохранения и образования по этой категории детей.
Хочу поблагодарить за поддержку нашей инициативы министра образования Москвы Исаака Калину, уполномоченного по правам ребенка по городу Москве Евгения Бунимовича, члена Общественной палаты, директора Центра образования №548 Ефима Рачевского. Внимание, заинтересованность и поддержка руководителей, депутата Московской городской Думы, председателя Комиссии МГД по образованию и молодежной политике Виктора Круглякова, общественных деятелей и представителей науки, безусловно, говорят о важности принятия положительного решения по данному вопросу и вызывают глубочайшее уважение родительской общественности.

Тамара РОМАНОВА, председатель родительской общественности ЮВОУО, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности Департамента образования, председатель Комиссии по образованию детей с ОВЗ и развитию инклюзивного образования