Вот картина, которую можно было увидеть в обычной московской школе: в среднем 500 учащихся, 2-3 образовательных профиля. Казалось бы, чем плохо? Зачем нужно что-то менять? Можно отметить несколько существенных минусов такой организации образовательной среды, главный из которых, на наш взгляд, ограниченность в развитии школы. Да, мы могли выбирать любой вектор развития, но все же были ограничены в ресурсах (кадровых, финансовых, территориальных). В современных экономических условиях создание многопрофильных образовательных комплексов в мегаполисе становится необходимым условием для успешной социализации обучающихся. Какие риски видят родители учащихся в создании образовательных комплексов и действительно ли эти позиции таковы? Прислушиваясь к этим опасениям, нужно подробно рассмотреть некоторые моменты на примере многопрофильного образовательного комплекса, который организуется на территории района Левобережный.
Наш район небольшой, в нем до настоящего времени действовали 5 средних общеобразовательных учреждений и 6 дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на сравнительную территориальную близость, школы внутри района, так же как и детские сады, взаимодействовали мало, будучи скорее соперниками, нежели союзниками в образовательном процессе. Это было тормозящим фактором в создании эффективной образовательной среды района.
В настоящее время на территории района Левобережный организуется многопрофильный образовательный комплекс, в который будут входить школы №167, 692, дошкольные учреждения №865, 499, 503.
Самый главный вопрос-опасение, который может возникнуть у родителей учащихся: не снизится ли в связи с реорганизацией качество дошкольного и школьного образования? Одна из важнейших задач комплекса, как и любого другого образовательного учреждения, всестороннее развитие личности ребенка. Образовательное учреждение должно формировать ключевые компетенции, необходимые для успешной социализации выпускника. Необходимые условия достижения высокого качества образования - введение в действие государственных образовательных стандартов нового поколения и вариативного учебного плана; оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся; обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения; развитие профильного обучения в старшей школе; развитие дистанционного образования; поддержка одаренных детей. Введение деятельностного подхода, освоение принципов мыследеятельностной педагогики обеспечат получение метапредметных и личностных результатов обучения. Таким образом, организация комплекса не только не приведет к снижению качества образования, а, напротив, обеспечит все условия для его повышения, выведения на новый уровень.
Прежде всего необходимо отметить, что комплекс позволит реализовать весь спектр образовательных потребностей учащихся. Создание комплекса даст возможность профессиональной реализации учителям, позволит обеспечить их нагрузкой. Например, на современном этапе сложность вызывала необходимость обеспечения нагрузкой учителей химии: старшее звено до сих пор напоминает нам о демографической яме 90-х и начала 2000-х. Благодаря образованию комплекса можно смело говорить о решении этой проблемы, так как именно это позволит реализовывать, например, химико-биологический профиль, на который регулярно поступают запросы от учащихся и их родителей. Во вновь образующемся комплексе мы планируем реализацию таких профилей (проведен мониторинг образовательных потребностей учащихся и их родителей 8-11-х классов): физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный, лингвистический, педагогический, социально-экономический. То есть профильная направленность не только не сузится, а значительно расширится за счет концентрации кадровых и финансовых ресурсов. Кроме того, благодаря оптимизации системы управления высвобождаются средства, которые можно будет расходовать на повышение зарплаты педагогов. Гарантом этого выступает новая система оплаты труда. Дополнительное образование детей также только выиграет от слияния учреждений: учащиеся получат возможность выбирать те кружки и секции, которые наиболее полно соответствуют их склонностям и способностям.
Управляющий совет комплекса позволит сделать прозрачной финансовую политику учреждения. Разумная стратегия экономического развития обеспечит возможность оперативного реагирования на изменения экономической среды. В управляющий совет войдут представители родительской общественности всех учреждений комплекса.
Включение в образовательное пространство комплекса дошкольной ступени в полной мере позволит реализовать принцип преемственности между дошкольной и первой ступенью образования. Имея единую программу развития учреждения, согласованные векторы развития дошкольной ступени и первой ступени обучения, школа и детский сад будут не конкурировать, а действовать сообща, предоставят возможность всестороннего и полноценного развития каждому ребенку в зависимости от его склонностей и способностей. Мы планируем проводить на дошкольной ступени такие занятия, как «Юный математик», «Юный физик», «Юный журналист», «Английский язык». Именно такая организация работы позволит детям реализовать свои возможности. Выявление на раннем этапе склонностей и способностей детей позволит более эффективно в дальнейшем проводить работу по профессиональному самоопределению учащихся и в конечном счете успешно социализировать выпускников.
Таким образом, очевидны плюсы создания комплекса в нашем районе. Это:
    повышение качества образования за счет концентрации и перераспределения ресурсов;
    обеспечение доступности образовательных услуг;
    расширение спектра профилей на старшей ступени;
    повышение качества дошкольного образования;
    создание комплексной образовательной среды, направленной на индивидуально-личностное развитие воспитанника и обучающегося;
    усиление развивающих аспектов содержания образовательных программ;
    раннее выявление склонностей и способностей и формирование готовности к осознанному выбору профессии.

Е.СТЕПАНЕНКО, директор школы №167