Рассмотрение Департаментом образования вопросов о реорганизации государственных бюджетных образовательных учреждений предусматривает несколько принципиальных критериев. Один из важнейших - обоюдное желание коллективов педагогов и родителей, а также аргументированное обоснование подобного решения администрацией учреждений и понимание коллективами ожидаемых позитивных изменений. Кроме того, обязательным мы считаем открытое обсуждение реорганизации на официальных сайтах реорганизуемых образовательных учреждений. В случае если необходимые документы для оформления нормативно-правового акта о реорганизации поступили в Департамент образования, то процедура оформления нормативно-правового акта осуществляется в соответствии с представленными решениями управляющих советов реорганизуемых государственных образовательных учреждений. Департамент образования считает крайне важным учитывать решения, принятые управляющим советом учреждения. Если родители или педагоги не согласны с решением, принятым управляющим советом, если им нужна достоверная информация, то мы предлагаем им обращаться в администрацию и к председателю управляющего совета учреждения.

Любовь МЕНЬЩИКОВА, воспитатель года Москвы-2012, воспитатель детского сада комбинированного вида №878:

Мы сейчас готовимся к объединению в комплекс, однако не только у нашего детского сада, но и у других детских садов Москвы есть опасение, что нас могут взять в объединенную школу как отдельную ступень и забыть о специфике нашей работы. Или еще хуже: возьмут нас как подготовительную ступень и каждый детский сад будет работать, подготавливая детей под каждую конкретную школу, в соответствии с ее требованиями и представлениями о том, каким должен быть будущий первоклассник. Уже сейчас родители требуют от нас, чтобы их ребенок на выходе из детского сада читал, писал - словом, был полностью готов к школе. А ведь дошкольное образование - это не только подготовка к школе, но и прежде всего развитие ребенка. Можно сделать целью своей работы исключительно подготовку к школе, но тогда ребенок не получит всего того, что ему нужно для будущей успешной жизни.

Елена ЧЕРНОБАЙ,
директор Института столичного образования Московского городского педагогического университета:

Объединение школ и детских садов, на мой взгляд, имеет больше плюсов, чем минусов. Конечно, при таком объединении у дошкольных работников возникает вопрос о том, каковы нынче будут задачи детских садов: развитие ребенка или подготовка к школе. Но нынешний проект закона «Об образовании в РФ» определяет дошкольное образование как самостоятельный уровень российской системы образования, у которого есть свои нормы развития ребенка, свои определенные образовательные результаты, на которые детскому саду нужно выйти по итогам обучения и воспитания детей на этой ступени. Но в любом случае это не подготовка к школе, это раннее развитие ребенка до трех лет, а от трех лет до семи лет это реализация полноценных программ дошкольного образования. Что касается объединения школ и детских садов в крупные образовательные комплексы, то если сегодня этот процесс находится пока еще на какой-то начальной ступени - ступени простого механического слияния, то в скором времени этот процесс выйдет на уровень интеграции ресурсов. То есть мы понимаем, что у образовательного комплекса есть ресурс: система общего образования - школа со всеми кадровыми, материально-техническими, информационными ресурсами, система дошкольного образования - детский сад со всем его воспитательным ресурсом. Что касается подготовки к школе, то уже учителя школы не смогут сетовать, что дети, пришедшие в первый класс, некачественно подготовлены к обучению в первом классе. Кадровый ресурс - учителя, работающие на начальной школьной ступени, могут соответственно выходить на учебные группы воспитанников детского сада. Произойдет, таким образом, интеграция кадрового ресурса, потому что и учителям есть чему научить воспитателей детского сада, воспитателям детского сада, обладающим методиками и технологиями воспитательной работы, развивающего обучения, есть чему научить учителей начальной школы. К тому же детские сады смогут использовать материальную базу школ, так как школы нынче располагаются в современных зданиях, оснащены по последнему слову самыми разными современными средствами обучения, то есть уже на этапе подготовки к школе, раннего развития можно формировать у детей общеучебные компетенции, которые им понадобятся для того, чтобы быстрее адаптироваться в школе, освоиться на начальной ступени обучения. У каждого образовательного комплекса есть прописанная программа для всех уровней образования, в том числе и то, что должен уметь воспитатель, на какие образовательные результаты он должен вывести ребенка в рамках реализации образовательного процесса в детском саду. Конечно, далеко не все то, что написано на бумаге, реализуется, поэтому сегодня очень остро стоит вопрос о подготовке кадров для дошкольного звена системы образования. Нам нужно серьезно разбираться с тем, насколько воспитатели, да и учителя тоже, готовы воспринимать вызовы, обращенные к системе образования, удовлетворять тот заказ, который сейчас поступает из социума. Для этого работают институты повышения квалификации, научные организации, которые разрабатывают пакеты методических материалов. Чтобы выполнить социальный и учебный заказ, нужно его еще прочитать, поэтому есть специалисты, которые всегда готовы помочь, сопроводить воспитателей и учителей, выполняющих ФГОС НО и федеральные государственные требования к дошкольному образованию. При создании образовательного комплекса важно понять, какую задачу должны выполнять все его ступени, на какой результат они должны быть нацелены. Тут, конечно, еще очень важна преемственность дошкольного и школьного образования, которая успешно будет реализована в рамках крупных образовательных комплексов. Особенно хорошо эта потребность видна на примере нового федерального образовательного стандарта начального образования. То есть я вижу много существенных плюсов в создании образовательных комплексов.