Проблему реорганизации можно рассматривать в нескольких плоскостях. Во-первых, что изменится для ребенка в процессе и результате преобразований? Во-вторых, как будет развиваться материально-техническая база учреждения, оснащение педагогического процесса? В-третьих, как реорганизация затронет кадры? И самое главное - как будет меняться качество образования, ведь это и есть главная цель?
Если посмотреть на эти проблемы с позиции родителей воспитанников, то можно утверждать, что они ничего не потеряют. Детский сад, который посещают дошкольники, остается на прежнем месте, воспитатели - тоже, поскольку структурные преобразования не коснутся тех, кто непосредственно занимается с детьми в дошкольном учреждении. Возможны некоторые изменения в программном обеспечении ДОУ, но вряд ли они будут значительными. Естественно, родители переживают, главным образом от того, что они попали в ситуацию перемен.
Присоединение детского сада к образовательному комплексу, возможно, потребует изменения программно-методического обеспечения, которое должно приобрести относительно сквозной характер для всех ступеней образования. Сразу возникает вопрос о том, как в этом случае должна осуществляться подготовка ребенка к школе. Трудно предположить, что все выпускники дошкольного структурного подразделения пойдут в первый класс одного и того же образовательного комплекса. Можно ожидать, что родители поведут их в разные комплексы. Следовательно, существует вероятность возникновения некоторых осложнений, касающихся различий в подготовке к школьному обучению. Необходимо учитывать, что современные программы дошкольного образования соответствуют единым федеральным государственным требованиям, что предполагает наличие общих подходов, и мы надеемся, что серьезных проблем и здесь не возникнет. Положительным фактором стало то, что ребенок, переступив порог детского сада в раннем возрасте, попадает в сквозную систему социализации, обучения и воспитания. Таким образом, у педагогов появляется больше возможностей отследить и особенности его развития, и его достижения, и своевременно внести коррективы в образовательную работу. Таким образом, можно будет отследить траекторию развития ребенка в течение всего процесса воспитания и обучения с момента прихода в детский сад и до окончания школы. Что действительно вызывает обеспокоенность, так это проблема сохранения специфики дошкольного детства. Не секрет, что и сейчас 5-6-летних детей начинают усиленно готовить к школе, забывая зачастую о физиологических, психологических особенностях возраста, который требует особого подхода к воспитанию, бережного отношения к ведущей деятельности ребенка-дошкольника - игре. Сохранить позиции, позволяющие осуществлять на практике учет особенностей дошкольного детства, - это одна из тех задач, с которыми столкнутся сейчас и руководители комплексов, и работники их дошкольных структурных подразделений.
Проблем в дошкольном образовании возникает много, но в меньшей степени они затрагивают воспитателей. Ситуация с ними аналогична сказанному ранее о родителях их воспитанников. Безусловно, есть переживания, волнение, поскольку появляется новый руководящий состав. Однако в большей степени и прежде всего реорганизация затрагивает заведующих, потому что они становятся руководителями только структурных подразделений и теряют полный контроль над ДОУ. Соответственно курирование и контроль чаще всего отдают одному из заместителей руководителя комплекса по учебно-воспитательной работе, чаще всего по начальной школе. Многое в работе дошкольного структурного подразделения будет зависеть от компетентности этих специалистов. На мой взгляд, это серьезная проблема, она не неразрешима, но требует особого внимания.
Одна из задач, которая стоит перед создаваемыми комплексами, - это выравнивание заработных плат между учителями школы и педагогами детского сада.
Мы размещаем на сайте Московской городской организации профсоюза много материалов, посвященных реорганизации образовательных учреждений и передаче отдельных функций в другие организации для членов профсоюза и руководителей образовательных учреждений.
В ходе любых перемен и преобразований, к сожалению, возникают различные трудности, зачастую из-за несогласованности или непродуманности действий. Одним из таких острых вопросов стал переход образовательных учреждений с нового года на комплексную услугу по организации питания и передача функций медицинского обслуживания в медицинские организации. Сейчас нужно пережить все эти организационные шероховатости, сложности, которые возникают при внедрении аутсорсинга. Необходимо пояснить, что аутсорсинг - это труд сотрудников привлеченных организаций, которые не находятся в штате детского сада или образовательного комплекса, но приходят в него для выполнения тех или иных функций. Сегодня совершенно очевидно, что в детских садах будет использован аутсорсинг в работе пищеблоков. В некоторой степени это облегчит деятельность руководителя, потому что с него будет снята нагрузка по организации питания, что, однако, не исключит ответственности перед родителями за качество питания, за жизнь и здоровье детей, потребуется ежедневный контроль, возникнет необходимость заключать соответствующие договоры, отслеживать их выполнение, что достаточно сложно, поскольку эта работа не знакома руководителям ДОУ.
Для деятельности пищеблоков планируется привлечь организации разных форм собственности, выигравшие конкурс. Они должны будут обеспечить как поставку продуктов, так и содержание штатных единиц пищеблока. Вот здесь и возникают сложности прежде всего для работников, которым предстоит переход в подобные организации. По отношению к ним должны соблюдаться определенные правовые нормы, что, как мы наблюдаем, далеко не всегда происходит на деле. Начинается расторжение трудовых договоров по различным основаниям, подчас заведующие пишут о каком-то неведомом, ничем не обусловленном «переходе» на работу в другую организацию, не имея подтверждения от этой организации, или уведомляют, что работнику будут сохранены все условия труда, имеющиеся сегодня. Но как можно обещать сохранение условий труда в другой организации, руководителем которой заведующая не является? К сожалению, люди, работающие на пищеблоках, оказались в достаточно трудной ситуации. Еще одна проблема состоит в том, что, видимо, в попытке сэкономить бюджетные средства руководители подчас забывают о нормах Трудового кодекса РФ, о проведении сокращения штата и полагающихся в этом случае выплатах высвобождаемым работникам. Наша позиция состоит в том, что не работники затевали происходящие изменения, не они стали инициаторами смены учреждения и вытекающих отсюда изменений в условиях и оплате труда, и они не должны быть заложниками складывающейся ситуации, в том числе и прежде всего в финансовом плане.
Похоже, ситуация с переменами в сфере медицинского обслуживания в детских садах выглядит более стабильной и обнадеживающей. В частности, заместитель начальника управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования Департамента образования Мария Цапенко пояснила: «Рабочее место медсестры по-прежнему будет в дошкольном образовательном учреждении, и она будет осуществлять свою деятельность в детском саду с сохранением должностных обязанностей». Эти преобразования должны позволить более качественно проводить работу по медицинскому обслуживанию детей, организовать систему повышения квалификации медицинского персонала, при необходимости дооснастить кабинет современным оборудованием. «Существенный плюс перехода то, что медицинские сестры, перейдя на работу в систему здравоохранения, будут пользоваться профессиональными социальными льготами: выслугой лет, удлиненным отпуском. В настоящее время также обсуждается вопрос о возможности получения родителями справки-разрешения на посещение ребенком детского сада после возвращения из отпуска, отсутствия по домашним или другим причинам не в поликлинике, а в детском саду, что существенно облегчит жизнь московских семей», - подчеркнула Мария Михайловна.
По проблемам медицинского обслуживания в ДОУ я могу полностью согласиться с Марией Михайловной. Необходимо отметить, что медицинские работники у нас всегда испытывали сложности, например с дополнительным отпуском, к сожалению, на практике они не всегда могли его получить. Существовали проблемы и с повышением их квалификации, и с аттестацией, которая не проводилась, поскольку эти вопросы находятся в ведении системы здравоохранения. Не осуществлялась оплата за выслугу лет, поскольку как сотрудники ДОУ они не считались работниками медучреждений. С этой точки зрения, конечно, медики выигрывают. Хотя в целом предполагаю, что у детских садов возникнут большие сложности с лицензированием медицинских кабинетов, потому что требования очень высокие. К сожалению, медкабинеты, имеющиеся в ДОУ на сегодняшний день, в большинстве своем им не соответствуют, не имеют они и необходимого оснащения. Решать эти проблемы придется системе образования. Нужно будет предоставить кабинет, полностью оборудованный, достаточно оснащенный для того, чтобы провести его лицензирование.
Вопросы по мере формирования образовательных комплексов будут неизбежно возникать. Многое будет зависеть от конкретных людей, от того, как они отнесутся к процессам реорганизации, как воспримут, насколько руководитель вновь образованного комплекса спокойно, не нарушая не только права, но и в целом без излишнего напряжения для сотрудников сможет ее провести.
Вопрос о повышении качества дошкольного образования в целом достаточно сложный. Проблематичен он и сейчас, потому что объективных показателей развития ребенка дошкольного возраста, которые можно было бы зафиксировать в форме каких-то измерений, практически не существует, все они весьма субъективны. Нет оценок, успеваемости, тестирования, механизмов измерения по освоенным программам. Конечно, результаты образовательной деятельности отслеживаются, специалисты Московского центра качества образования утверждают, что уже существуют методики оценки деятельности дошкольных работников. Все же основной критерий измерения качества дошкольного образования - развитие ребенка, то, как оно идет, каковы его особенности. Это значительно сложнее сделать, чем оценить знания обучающихся на уровне школы. Кроме того, на мой взгляд, самая большая проблема в создании образовательных комплексов - необходимость единой программы развития всего учреждения со всеми компонентами, входящими в него. Решать ее придется руководителю, которому предстоит подняться над интересами школы, учесть потребности ДОУ, составить прогноз и увидеть, как будет развиваться весь образовательный комплекс в течение первого-второго года, каким он станет через пять лет. Сделать это можно только проанализировав, поняв, сформировав свой коллектив, потому что если не возникнет единый коллектив, то никогда не удастся добиться выполнения и единой цели. Это относится и к учителям присоединяемых школ, но в гораздо большей степени к педагогам ДОУ. Слишком отличаются условия их работы от школьных, а соответственно и ментальность, психология. Руководителям с самого начала нужно стремиться учитывать все особенности входящих в комплекс учреждений и коллективов. Преобразования, которые происходят, затронут педагогов и школ, и детских садов. Скажем, учителя иностранного языка получат возможность вести занятия с детьми дошкольного возраста. Учителя музыки или музыкальные руководители смогут работать и в школе, и дошкольном подразделении. Следует помнить, что эти изменения отражаются не только на штатном расписании, но и на конкретных живых людях, имеющих свои интересы, чаяния и надежды.
Возникает некая совершенно иная система образования, модель, которой, вероятно, нет и никогда не было в мировой практике, объединяющая образовательный процесс от ДОУ вплоть до ступеней старшей школы. Вероятно, она более всего отвечает потребностям огромного и постоянно растущего мегаполиса. Это новая система, и должно пройти время, чтобы понять, как она действует и какие плюсы и минусы в себе несет, в частности, для ее работников.

Марина ИВАНОВА, первый заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования