П​ри создании образовательных комплексов появляется больше возможности дать непрерывное и качественное образование своим детям, сохранить их здоровье. Родителям не нужно возить своих детей в другие районы и тем более в другие округа, в школы, которые, как они считают, соответствуют их требованиям. У них появляется возможность один раз зачислить ребенка в ясельную группу и до получения аттестата о среднем полном образовании не думать, а еще не ждать очереди в детский сад, не переживать, какой профиль выбрать для ребенка и в какой вуз он будет поступать. Все эти проблемы берут на себя люди, которые посвятили свою жизнь детям, - воспитатели и учителя, профессионалы своего дела, которые умеют мотивировать детей на тот или иной профиль, помогают раскрыть потенциал ребенка, выстроить дорогу в большое будущее.
В моем понятии образовательный комплекс - это мастерская, где «отточат», «отшлифуют» способности маленького человечка для дальнейшей взрослой жизни. Создание таких учреждений даст возможность проявить все таланты, способности и руководителям, и учителям. Также можно проанализировать образовательные и оздоровительно-восстановительные потребности социума. Это значит, что все услуги, в которых нуждается ребенок, он получит в том районе, где живет. Просветительская работа с родителями и населением района здесь, как никогда, очень кстати. Посещение всех собраний, которые организовывали для родителей в детских садах, приглашение на день открытых дверей, посещение собраний трудовых коллективов дали свои плоды. Родители, сотрудники школ и детских садов получили максимум информации, имеют представление о том, как они будут жить во вновь создаваемых образовательных комплексах, получили ответы на многие вопросы.
Главная и очень важная задача для руководителя - сделать родителей своими партнерами в деле воспитания и образования детей.
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитания» - так считал Антон Макаренко. В современных условиях школа остается институтом воспитания, ведь невоспитанный человек очень сложно поддается обучению. Время диктует новые подходы к воспитанию и обучению, а создание комплексов послужит этапом качественного непрерывного воспитания и обучения.
Как уже известно, малокомплектные школы не сочетаются с новой системой оплаты труда, так как основа этой системы - подушевое финансирование. Руководитель встает перед выбором маленькой зарплаты для учителей или объединения нескольких образовательных учреждений в один большой образовательный комплекс. В первом случае наступает риск потерять высокопрофессиональных учителей, во втором - весь педагогический коллектив. Задача руководителя школы - убедить весь коллектив в том, что, работая в разных зданиях созданного комплекса, мы будем выполнять общее дело учить и воспитывать детей. Это наше прямое предназначение, а другие люди, имеющие специальное образование, более эрудированные и современные, пусть занимаются финансовыми и экономическими механизмами. У руководителя появится больше времени и сил на развитие образовательных и инновационных процессов, на участие в творческих и профессиональных конкурсах, жизнь школы, а не на мысли о договорах, сметах и о многом другом, не относящемся к педагогике.

Наталья ПОЛЯНСКАЯ, директор школы №308, почетный работник образования РФ