- Нина Григорьевна, откройте тайну: какие планы есть у Департамента по созданию комплексов, чтобы в какой-то момент можно было отрапортовать: задание выполнено, все школы и детские сады Москвы «закомплексованы»?
- Ни планов у Департамента по этой части нет, ни намерений кому-то рапортовать об успешности выполнения таких планов. Есть логика работы, когда понятно: от количества детей в образовательном учреждении зависит его благополучие. Но в Москве, гордившейся своей системой образования, на самом деле школы разделялись на те статусные (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов), куда родители с окраин возили своих детей через весь город, и далеко не столичные, а стандартные, которые были расположены в микрорайонах и теряли учеников - в них оставалось по 150-200 детей. В результате стало ясно, что образование в шаговой доступности заканчивается. Но когда в марте 2011 года вышло постановление 86ПП, когда норматив для всех школ стал одинаковым, когда стало ясно, что родители будут ценить ОУ не по зданиям, а по тем программам, что те будут реализовывать, начался возврат детей в микрорайонные школы, но в основном в те, что становились образовательными комплексами, где возможно развитие дошкольного отделения, профильного и дополнительного образования. Те школы, которые объединялись в комплексы, тоже хорошо поняли, что должны «брать» образовательными программами, условиями, при которых родители не будут возить детей далеко от дома.
- Идея комплексов не нова, помню, лет десять назад вы возили журналистов и показывали уже тогда созданные объединенные ОУ?
- Да, это идея, уже опробованная на практике 15-20 лет назад, просто сегодня процесс их создания активизировался, увеличилось количество образовательных учреждений - детских садов, школ, учреждений дополнительного образования, которые активно объединяются или хотят объединиться. Причем этот процесс начинается только тогда, когда этого хотят само образовательное учреждение и его управляющий совет. Процесс объединения идет одинаково активно на территории всех десяти образовательных округов Москвы, объединяются дошкольные учреждения и школы, объединяются близстоящие школы, если рядом находится учреждение дополнительного образования, то и оно логично вписывается в состав комплекса.
- Не секрет, что критиков и противников этого процесса в столице хватает, достаточно выйти в Интернет. Как вы думаете, почему то, что логично и умно, подчас не находит поддержки в обществе?
- Конечно, к процессу объединения все - и чиновники, и родители, и педагоги, и журналисты - относятся по-разному. Поэтому сегодня очень важны вопросы на понимание: зачем и для чего нужно объединение в комплексы? Почему этот процесс вызывает такое отторжение, если он идет во многих случаях очень успешно? Я думаю, что на многие вопросы мы ответим. Сегодня в каждом округе Москвы будет выбран комплекс-пилот, который станет стажировочной площадкой для дальнейшей работы. Поскольку процесс создания комплексов, их становления не одного, не двух и не трех лет, трудоемкий и по содержанию, и по другим аспектам, то в каждом округе с начала нового 2013-2014 учебного года будет создан один пилотный проект, и мы постараемся сделать его уже таким, какой обещали нашим родителям, создав те самые условия, в которых будут обучать их детей. К началу нового учебного года мы постараемся сделать так, чтобы условия уже в этих десяти комплексах были максимально приближены к тому, за что сегодня ратует сама ситуация в Москве, связанная с объединением школ и детских садов, чтобы можно было воочию увидеть, каковы условия для обучения в зданиях, где размещены отдельные ступени. Сегодня мы находимся в стадии подбора таких комплексов в каждом округе. Затем мы проведем первый сбор руководителей этих комплексов, чтобы было возможно обсудить те самые условия, которые мы будем создавать, направляя деятельность руководителей этих комплексов. Сегодня все десять дирекций округов делают инвентаризацию комплексов, мы смотрим на комплексы для того, чтобы определить, где можно поддержать инициативу этих коллективов, помочь им немножечко уже окружными финансовыми силами так, чтобы там уже были и современные лаборатории на старшей ступени, и возможно недостающее, но необходимое оборудование на первой ступени. Это все необходимо, иначе мы будем до бесконечности говорить, что комплексы созданы, но, приезжая, видеть, что все как было, так и осталось, ничего не меняется, вот только школы работают под одним номером. Нужно уже сдвигаться с мертвой точки, для того чтобы двигаться вперед, тиражировать лучший опыт, 10 пилотных окружных площадок - стажировочных площадок - в будущем будут для других руководителей образовательных комплексов хорошей практической и методической базой.
- Чаще всего журналисты задают такой вопрос: а не проще ли было пойти другим путем - сначала создать пилоты-комплесы (стажировочные площадки), все опробовать на практике, а потом уже распространять опыт и создавать комплекс, что называется, по уму?
- Во-первых, идея создания комплексов созрела до такой степени, что промедление невозможно, поэтому первый шаг и был сделан уже сейчас. Во-вторых, на первом этапе нужно, чтобы коллективы каждого комплекса прошли своим путем, тогда будут найдены нестандартные решения, можно будет изучить и тиражировать лучшие. Во-вторых, сегодня после управленческого решения по объединению нужно решить много психологических проблем, осознать, как будет выстроена работа, например, нельзя сразу распределять людей по разным зданиям, ведь пока еще нет коллектива, не разработана программа развития. Когда это произойдет, можно будет говорить, что комплекс уже есть и может работать как комплекс.
- А что, до разделения по зданиям комплексы работают как бог на душу положит?
- Нет, программа переходного периода есть у каждого комплекса, эту программу коллективы разрабатывают до того, как объединились. Хорошо, когда здания комплекса стоят близко друг к другу, а если между ними есть значительное расстояние, к этому тоже нужно привыкнуть, разобраться с учительской нагрузкой, с кабинетами, с оборудованием, которое учителям необходимо для учебного процесса. Наконец, учителя должны быть готовы к различным новшествам морально. Все это процессы довольно непростые, но мы должны через них пройти.
- Вы будете разделять комплекс на ступени, а какова судьба тех директоров, которые руководили до объединения школами, а теперь стали пока руководителями структурных подразделений комплекса? Не получится ли так, что директора при объединении согласились на работу в своих бывших ОУ, а потом лишатся работы, потому что их оттеснят?
- Не случайно мы устроили пресс-тур для журналистов в комплексе №2000, где есть три бывших директора и один заведующий ДОУ. Один из руководителей школ по образованию и специальности преподаватель начальной школы, поэтому уж точно возглавит начальную ступень. Остальные директора смогут возглавлять среднюю и старшую ступени. Кстати, удачное кадровое решение в комплексе №2000 привело к тому, что этот комплекс Южный округ определил как будущую стажировочную площадку.
- Руководитель детского сада при объединении будет заместителем директора комплекса по дошкольному отделению?
- Как только садики один за другим будут присоединяться и возникнет полноценное дошкольное отделение, появится и заместитель директора комплекса по дошкольному отделению. Сейчас в промежуточном варианте руководители детских садов и, кстати, школ, действительно работают как руководители структурных подразделений.
- На одном из городских родительских собраний руководитель управляющего совета одной из школ Северо-Западного округа сказал, что объединение ОУ в комплекс требует больших денег. Это так? На что комплексу нужны деньги: на оформление документов, на оформление оперативного управления зданиями? И откуда он их возьмет?
- Я не думаю, что объединение в комплекс для него затратное дело, оформляем ли мы документы для комплекса или для обычной школы, принципиальной разницы нет. Деньги платит само образовательное учреждение. А вот затратно ли образование комплекса? Да, когда закончится объединение ОУ на бумаге, нужно будет не просто расселять детей по зданиям, но и создавать среду для каждой ступени. А уж когда мы перейдем на ФГОС старшей ступени, то будут нужны современные цифровые лаборатории, помещения для индивидуальных занятий детей, для профильного образования, тогда и потребуются деньги, и немалые.
- Исчезнут ли в Москве после создания комплексов коррекционные школы, школы для детей с девиантным поведением?
- Они станут структурными подразделениями комплексов и будут работать по своим программам, как и работали.
- Новое дело всегда сопряжено с проблемами и рисками. Какие риски и трудности встречаются на пути создания комплексов?
- Проблемы, с которыми сталкиваются управленцы окружного и городского уровней, и разные, и сходные. Одна из сходных - сопротивление процессу объединения, которое оказывают и отдельные учителя (с мотивацией: «Не хочу расставаться со своей школой, со своим кабинетом, который создали родители моих учеников!»), и родители, которые вложили средства и силы в учебный кабинет, привыкли к учителю. Наверное, все дело в недостаточной информированности родителей и педагогов, им внятно не объясняют, что же это за процесс объединения, каково его будущее, каковы планы и их реализация, какие результаты прогнозируются. Невнятность в общении с родителями и педагогами, пожалуй, самая большая трудность. Я встречаюсь с многими представителями управляющих советов разных школ, и везде они предъявляют претензии к руководителям ОУ. Заведующих ДОУ, которые сегодня оказывают достаточно серьезное сопротивление процессу объединения, судьба застала в тот момент, когда они только-только стали юридическими лицами, только-только перешли на новую систему оплаты труда, уже могли бы выстраивать определенную политику в своем педагогическом коллективе, а тут детский сад перестает быть самостоятельным юридическим лицом и становится дошкольным отделением школы. Департамент с родителями и педагогами, управленцами работает, окружные управления тоже стараются давать информацию, а вот руководители ОУ продолжают молчать, что порождает массу слухов.
- Если школы для одаренных детей объединяют с обычными школами, будет ли одна программа для таких детей и детей из обычных школ?
- На территории Южного округа есть школа «Созвездие», все школы, которые находятся вокруг, с удовольствием присоединились к ней, комплекс по документам уже готов к объединению. И как была разработана программа для одаренных детей, так она и остается в подразделении внутри комплекса, сохранено все, что было в «Созвездии». У нас есть элитная гимназия №1527 с изучением европейских языков, а рядом была школа №839, которую называли отстойником: кто не попадал в 1527-ю, тот точно попадал в 839-ю.  Когда три года назад состоялось объединение двух школ, было огромное сопротивление родителей. Сейчас родители объединенного комплекса довольны, все дети могут учиться по всем программам.
- Комплексы разные, но может ли быть такой вариант: объединяются школа на территории Москвы и школа на территории Новой Москвы, дети из Москвы приезжают, скажем, на месяц учиться и оздоравливаться в сельскую школу в Новую Москву, а дети из Новой Москвы приезжают в Москву, чтобы учиться и приобщаться к культуре? Такой проект был когда-то у ЦО №1927, когда его директором был Вячеслав Кондрашов, но у них не получилось, потому что не разрешила прокуратура. Сейчас это реально?
- Спасибо за идею, это реально. Но нужно все продумывать и обсуждать.
- А могут ли входить в комплекс негосударственные школы и детские сады?
- Еще одна интересная идея, подумаем. Вообще может быть много самых разных идей и проектов. Например, мы избавляемся от непрофильных активов, вводим аутсорсинг, возможна организация маленьких платных детских садов и начальных школ, если в комплексе есть свободные площади. Но это уже дело на будущее, сейчас много других дел, которые нужно сделать, чтобы комплексы заработали на полную мощь.