Юбилей прошел с большим успехом. Томский педагогический широко известен своими научными школами и социально значимыми культурно-образовательными проектами. Коллектив чествовали коллеги, выпускники, губернатор, мэр, руководители областной и городской дум. С поздравлениями приезжали официальные делегации Хиросимского и Вроцлавского университетов, с которыми ТГПУ связывают долгие годы сотрудничества.
И вдруг... как гром среди ясного неба - согласно мониторингу Минобрнауки России ТГПУ в списке неэффективных! Как мог попасть в этот разряд вуз,  входящий в первую десятку университетов России по такому престижному показателю, как индекс Хирша, и в первую двадцатку по индексу цитируемости?
Томский государственный педагогический университет оказался не таким большим, как я ожидала: всего 9 учебных корпусов и около 7 тысяч студентов дневной и заочной форм обучения. Главный корпус ТГПУ - красивое, недавно отреставрированное здание, построенное в начале прошлого века специально для Томского учительского института. Рядом Учительский сквер, в центре которого бронзовая статуя первой учительницы, созданная, между прочим, уже в новом веке с помощью пожертвований томичей. Несколько корпусов, три общежития, профилакторий, издательство, спортивно-оздоровительный комплекс, стадион, агробиостанция располагаются в центральной части города, а в микрорайоне Каштак, тоже недалеко от центра, недавно появились два новых корпуса и бассейн. За двенадцать последних лет введены в эксплуатацию четыре новых учебных здания и столько же капитально отремонтированы. Сегодня идет реконструкция корпуса под студенческий бизнес-инкубатор, запланировано строительство студенческого общежития на 350 мест. В помещениях Томского педагогического уютно, чисто, светло. Интерьер одновременно академический и по-студенчески веселый. Студенты гордятся вузом, попадая в созданную для них атмосферу успешности. И мечтают быть учителями: с каким жаром девочка из таежной глубинки убеждала меня, как прекрасно преподавать право детям и просвещать взрослых! Как обиделись студенты, когда я спросила, не смущаются ли они учебой в «педе»: «Что значит «пед»? Мы учимся в Томском педагогическом университете, и это звучит гордо»!
Неэффективными было названо более 70 процентов педагогических вузов. Нам больше не нужно педагогическое образование? И какими параметрами можно измерить эффективность работы коллектива вуза, направленной на подготовку будущих учителей? Казалось бы, среди них должны быть уровень научной квалификации преподавателей, качество образования, трудоустройство выпускников, ориентированность на решение проблем общего и дополнительного образования в регионе...
В Томском педагогическом уверенно говорят о том, что будущих педагогов должны учить ученые. То есть люди, сами активно занимающиеся исследованиями и способные воспитать в студентах уважение к научным знаниям, как фундаментальным - в предметной области, так и прикладным - психолого-педагогическим. Уровень научной квалификации преподавателей ТГПУ соответствует самым высоким показателям - более 80 процентов из них имеют ученые степени кандидата и доктора наук. Здесь работают 3 члена-корреспондента и один действительный член государственных научных академий, 3 заслуженных деятеля науки РФ и 9 заслуженных работников высшей школы. Физик, профессор Сергей Одинцов является зарубежным членом Норвежской академии наук, в 2011 году, по данным журнала «Форбс», он вошел в десятку самых известных российских ученых. Две научные школы - по теоретической физике и по биологии - имеют статус ведущих, выигрывали гранты Президента России. А чтобы ТГПУ не отрывался от современной школы, чем грешат многие педвузы, для практических занятий в качестве «мастеров» приглашают известных учителей.
Второй показатель эффективности педагогического вуза, на мой взгляд, - качество знаний студентов. Сомневаюсь, что оно полностью коррелирует с результатами ЕГЭ абитуриентов. И так ли уж нужны высокие баллы ЕГЭ по математике будущему воспитателю детского сада? Важнее его реальная склонность к работе с детьми... Правда, последнее проверить невозможно. Никаких справок, помимо результатов ЕГЭ, запрашивать по закону нельзя. Можно только надеяться, что среди будущих педагогов не окажутся люди с нарушениями психики... А как вам понравится логопед, не выговаривающий половину алфавита? Кстати, по данным мониторинга, средний балл ЕГЭ у первокурсников ТГПУ составляет «всего» 59,99 - аж на 0,01 или на 17 тысячных процента ниже нормы в 60 баллов. Действительно неуловима грань между эффективностью и неэффективностью!
Невысокая заработная плата, отсутствие жилищных перспектив не зависят от педагогических вузов. Зато значительно усложняют им и ведение профориентационной работы, и возможность зарабатывать на оказании платных образовательных услуг. Именно поэтому многие педвузы сели в лужу по показателю «привлечение внебюджетных доходов»: трудно найти желающих платно получать педагогическое образование, чтобы потом жить на ставку учителя. Но, как мне с гордостью сказали в отделе содействия занятости и трудоустройства ТГПУ, из числа выпускников педагогических направлений более 80 процентов устраиваются на работу по специальности. В это число не попали призванные в ряды Вооруженных сил России и молодые мамы.
В педагогическом образовании проблем немало. ТГПУ пытается решать их, и чаще успешно. Он известен в стране своими научно-образовательными проектами. Среди них: полный комплект учебников по математике для средней школы, включенный в федеральный список школьных учебников; уникальный проект по созданию инновационного Центра дополнительного физико-математического образования; масштабный проект по сохранению языков и культуры аборигенных народов Севера и Сибири. Вуз также создал проект, суть которого состоит в переподготовке всей команды учителей малокомплектной школы, способной меньшими силами обеспечить полноценный учебный процесс с помощью современных технологий.
Вначале я сформулировала четыре элемента эффективности педагогического вуза. Побывав в ТГПУ, поняла, что есть еще один - пятый и самый главный показатель: в вузе должна существовать особая атмосфера, которая создается долгими десятилетиями и многими поколениями преподавателей. Она дает возможность воспитывать будущего учителя в уважении к науке, к профессии, поддерживать творческие инициативы и поощрять самоуправление. Должны быть люди, которые хотят и умеют готовить действительно хороших учителей. Вот только как измерить этот пятый элемент?

Томск

Мнение

Чингис АКАТАЕВ, заместитель губернатора Томской области по социальной политике:

- Томская область в 2011 году возглавила рейтинг инновационно активных регионов России. Пояс организаций так называемой новой экономики формируется вокруг 6 томских университетов, каждый из которых занимает достойное место в системе профильных вузов России. Ежегодно в Томске получают высшее образование более 75 тысяч человек из 72 субъектов РФ и 28 зарубежных государств. Но особое внимание областная администрация обращает на подготовку квалифицированных кадров для потребностей самой Томской области.
Один из фундаментальных элементов качества жизни человека - качество образования.  Оно должно обеспечивать работу по полученной специальности и возможность карьерного и социального роста. Качество профессионального образования напрямую зависит от качества общего образования. В Томской области средний балл ЕГЭ составляет 56,47, что заметно выше общероссийских показателей (54,43), но нас это все равно не устраивает, поскольку не соответствует высокому статусу области в научно-образовательной сфере Российской Федерации. В этой связи основной задачей областной администрации является обеспечение школ высокопрофессиональным преподавательским составом.
В последние годы активно обсуждается вопрос о реформе педагогического образования. Одним из последствий обсуждений стало сокращение набора по педагогическим направлениям подготовки. Главным поставщиком педагогических кадров для системы общего образования области является Томский государственный педагогический университет. Число бюджетных мест в нем уже сократилось более чем в полтора раза, а  ведь его выпускники востребованы не только в Томской области, но и в соседних регионах, а также за рубежом. Кадровый кризис уже на пороге.
Не менее важна качественная сторона дела. Педагогические вузы отвечают за подготовку будущих учителей, в то время как учительский корпус в основном сформирован. Поэтому качество учебного процесса в школе зависит от уровня профессионализма действующих учителей. Повлиять на него можно разными путями, но главным образом через  систему повышения квалификации. Сейчас она сконцентрирована главным образом в региональных институтах повышения квалификации и, по-видимому, далека от совершенства. Но если регион располагает таким сильным педагогическим вузом, как Томский государственный педагогический университет, возможно, реформирование педагогического образования  стоит осуществить через объединение всех структур педагогического образования под эгидой сильных педагогических университетов.
Даже самый общий анализ результатов ЕГЭ в целом по России и в частности в Томской области позволяет сделать вывод о весьма средних качественных показателях знаний выпускников школ по математике, физике, химии, биологии... Это свидетельствует о неоправданном и весьма неблагоприятном по последствиям для России падении престижа физико-математического и естественно-научного образования.  В Томском государственном педагогическом университете для студентов физико-математического и биолого-химического факультетов решением ученого совета с этого года даже введены повышенные стипендии.
Особо хочу отметить следующее: совместно с ТГПУ мы реализовали очень успешный проект создания на базе университета Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования. На основе передовых образовательных технологий идет повышение квалификации учителей, работа с одаренными детьми, разработка современной учебно-методической и лабораторной базы. Привлечены известные российские специалисты. Работа центра уже дала ощутимые результаты: впервые за долгие годы Томская область получила несколько победителей и призеров школьных олимпиад по математике и физике российского и международного уровней.
И еще одно важное направление. Для развития сибирской школы необходимо сохранение сельских малокомплектных школ как центров культуры малонаселенных территорий. Особо значимо для нас то, что на протяжении многих лет в Томском государственном педагогическом университете реализуется программа поддержки малокомплектных школ: повышение квалификации и переподготовка педагогов, методическое обеспечение профильного обучения в сельских школах, в том числе создание соответствующих образовательных программ, введение дистанционных технологий обучения.