​Дело или игра?

Что такое студенческое самоуправление? Настоящая власть в вузе или просто игра, в которую втянуты все, от первокурсника до ректора, который направляет эту игру в нужное русло? Но оказывается, вопрос можно поставить и несколько иначе. Учащиеся московских колледжей решили, что главная задача студенческого самоуправления - это не приход к власти, а преобразование собственными силами жизни студентов, причем в разных сферах.

Так, например, молодежный сетевой проект «Технология добра» колледжа гостиничного хозяйства №37 «Царицыно», направленный на организацию отдыха школьников и студентов в каникулярное время, уже вышел на всероссийский уровень. К этому стремятся и другие проекты. Например, «По Москве бесплатно» - ГБОУ «Строительный колледж №12» предложил студентам различных учебных заведений формировать группы и проводить свободное время с пользой - посещать достопримечательности и музеи столицы бесплатно или на льготных условиях.
ГАОУ «Колледж предпринимательства №11» предлагает вниманию ровесников «Студенческий Smart-центр», благодаря которому можно создавать свои проекты, предлагать собственные оригинальные инициативы, и предоставляет условия для этого: открытый доступ к новейшим мультимедиа- и интернет-ресурсам, студию звукозаписи и всю необходимую для самореализации и проведения идей в жизнь технику и оборудование.
«Это должен быть не студсовет, а именно центр, но центр такой, где молодежь сможет самостоятельно принимать решения, выдвигать творческие инициативы и воплощать их в жизнь с применением современных компьютерных технологий», - рассказывает В.Андреев, заместитель директора колледжа по УВР и молодежной политике.
Это не случайно, так как сегодня, по мнению многих учащихся, проблема студенческого самоуправления - отсутствие единого центра. И многие пытаются решить ее по-своему. Например, координаторы проекта «Ассоциация профессионального роста» Московского технико-экономического колледжа предложили объединить все профессионально-технические ресурсы в один глобальный.
«Это значит, что должен быть такой центр, который будет организовывать экскурсии, поездки, а также обмен местами практики между студентами технических колледжей. Таким образом мы надеемся повысить престиж технического образования», - утверждает координатор проекта Е.Кузнецова.
Разговоры о студенческом самоуправлении ведутся практически в любом учебном заведении, но благодаря усилиям Департамента образования правительства Москвы и программе «Столичное образование» они перестают быть просто разговорами. Именно департамент сам стал инициатором проведения слетов студенческого самоуправления, которые с каждым годом становятся все популярнее, потому что здесь не сотрясают воздух пустыми фразами, а делают конкретные дела, инициативы - получают поддержку и могут реализоваться в виде новых молодежных проектов.

Антонина АБАКШИНА

Воспитание у молодежи гражданской  позиции

Реализуемая в настоящее время государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» исходит из непреложного факта обладания городом уникальным статусом. Действительно, Москва отнюдь не рядовой российский город и субъект Федерации.

Помимо того что статус столицы накладывает особый отпечаток на организацию повседневной жизни города, он не может не обязывать и на особые подходы к образованию москвичей. А именно  к политическому образованию. Речь идет не просто о приобретении человеком знаний об окружающей действительности и определенных убеждений, о формировании у него гражданской позиции, но и о выработке практических навыков политического поведения.
Можно только приветствовать то, что в государственной программе развития образования города Москвы «Столичное образование», разработанной Департаментом образования г. Москвы, предусматривается организация работы образовательных учреждений таким образом, чтобы их деятельность способствовала развитию институтов гражданского общества.
Мероприятия программы реализуются прежде всего в отношении подрастающего поколения. Вполне естественно то, что молодые москвичи получают знания, так или иначе связанные с политикой, в ходе учебы в средних и высших учебных заведениях при изучении ряда предметов, а также в рамках дополнительного образования.
Постоянно усложняющийся политический мир требует рассматривать политическое образование шире, не ограничивать его традиционной сферой деятельности образовательных учреждений и сосредоточением исключительно на обучающихся. Иначе говоря, встает задача выхода за рамки системы профессионального образования в традиционном ее понимании.
Однако правомерен вопрос: каким образом у народных масс появится та самая мудрость? Отсюда ясно, что политическое образование граждан не должно проходить спонтанно, а должно появиться в результате системной и целенаправленной деятельности. Такое образование должно создавать возможности для личности и социума, которые были бы достаточны для приобретения знаний о политическом устройстве мира, для выработки определенных убеждений и ценностей, готовности их отстаивать, для формирования чувства ответственности за свою страну, навыков конструктивного поведения и взаимодействия с властью и с себе подобными.
Политическое образование должно порождать личность, понимающую, что демократия не просто декларация свободы, равенства и братства, прав человека и гражданина. Образование обеспечит понимание гражданами следующего: чтобы все названное стало возможным, нужно иметь гарантированные и работающие инструменты и способы воздействия на политическую элиту, участия в ее формировании, влияния на власть и на принимаемые ею решения. Нужны и действующие механизмы политического участия, политическая конкуренция, реальные альтернативные выборы, конструктивная оппозиция, ответственность и подотчетность органов власти, контроль общества над ними.
Вполне обоснованно задаться вопросом: как должно осуществляться политическое образование граждан и что нужно привнести в деятельность образовательных учреждений? Очевидно, что требуются эффективные современные методы, технологии и формы педагогической деятельности. По крайней мере, было бы противно здравому смыслу принудительно сажать взрослых людей за парты и заставлять их заучивать те или иные понятия.
Существуют и такие сферы, где уже сейчас могут применить себя педагогические коллективы образовательных учреждений города и где это будет чрезвычайно востребовано.
Так, в программе «Столичное образование» обоснованно констатировано, что сохраняющийся значительный приток мигрантов в город требует не только дополнительных мест в государственных образовательных учреждениях, но и создания механизмов и технологий, способных обеспечить их учебную успешность и интеграцию в культуру Москвы. Поэтому перспективы развития города ставят перед системой образования, в частности, следующие задачи:
- реализация программ образовательной и культурной интеграции мигрантов;
- расширение предложения образовательных услуг для иностранных специалистов, работающих в Москве;
- поддержка услуг обучения иностранным языкам;
- организация специальных программ социализации и формирования городской культурной идентичности молодежи (и в целом многокультурного населения) города Москвы.
С учетом названных задач в качестве ожидаемых результатов реализации программы определено предоставление иностранным гражданам и гражданам Российской Федерации из других регионов страны возможности обучения русскому языку как неродному, а также возможности освоения культуры и образа жизни города Москвы.
Нельзя не отметить, что культурный же и языковой компонент интеграции необходим, но недостаточен. Процесс интеграции мигрантов будет неполным, а следовательно, не обеспечит достижения установленного в программе результата, если будет упущен и проигнорирован политический компонент интеграции. Знание и принятие политических норм, правил, образцов поведения, традиций, в соответствии с которыми живут Россия и Москва, безусловно, необходимый элемент социализации и образования тех, кто приезжает в город. Для этой деятельности образовательные учреждения столицы располагают серьезными кадровыми, интеллектуальными и иными возможностями.
В любом случае очевидно следующее: образованный в политическом отношении человек трудно поддается манипуляции и приемам пропаганды. Но только такие люди и будут способны сохранить при необходимости взвешенную позицию, не приемля радикализма и экстремизма, отторгая все, что способно привести к хаосу и анархии, разрушению государства и сложившегося уклада жизни, обеспечивая тем самым устойчивость общества и его политической системы.

Василий БЕЛОЗЕРОВ, доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии Московского государственного лингвистического университета

Межэтнические отношения в мегаполисе


Образование - одна из сфер, наиболее чувствительно реагирующих на изменения социально-политической обстановки в стране. В то же время состояние и качество работы образовательной сферы значимы не только для непосредственных потребителей образовательных услуг - родителей, школьников, студентов, - но и для развития страны в целом.

В системе образования на всех ее уровнях находят свое отражение основные проблемы, конфликты и противоречия российского общества. К ним могут быть отнесены и трудности, связанные с состоянием межэтнических отношений в современной России. Взаимосвязь образования и межэтнических отношений учтена на уровне государственной политики - в этом можно убедиться, взглянув на содержание государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». В рамках программы одной из центральных является идея о том, что система образования представляет собой эффективное средство адаптации детей из семей мигрантов в новых условиях, их социализации в городской среде, формирования городской культурной идентичности молодежи (и в целом многокультурного населения) города Москвы. Вклад системы образования в реализацию данных целей заключается, как следует не только из документов, но и неоднократных выступлений по этому поводу руководителей Департамента образования города Москвы, в предоставлении мигрантам возможностей обучения русскому языку как неродному, освоения культуры и образа жизни города Москвы.
В то же время увеличение иммиграционных потоков в Россию и сопутствующий приток детей из семей мигрантов в учебные учреждения оценивается и как потенциальный источник проблем. Как отмечают составители программы, «они [дети из семей мигрантов] концентрируются в определенных общеобразовательных учреждениях, что усугубляет дифференциацию. Подобное положение дел несет в себе риски для социальной стабильности и культурной идентичности города Москвы». К числу основных причин подобного территориального распределения могут быть отнесены доступность дешевого жилья поблизости от учебного учреждения, наличие в округе большого количества рабочих мест для мигрантов (например, рынки), а также сетевые отношения: вновь прибывшие мигранты предпочитают отправлять своих детей в школы, куда ходят дети их родственников или знакомых.
Исследование на базе Российского государственного гуманитарного университета, посвященное особенностям этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах, показало, что такие дети испытывают языковые и психологические трудности в процессе обучения и в общении со сверстниками, находятся в неблагоприятных бытовых условиях и демонстрируют достаточно высокий уровень тревоги. Для детей мигрантов характерны наличие языкового барьера, но при этом высокая мотивационная заинтересованность в изучении русского языка, терпимость по отношению к представителям других этнических групп и высокий уровень мотивационной готовности к межэтническому взаимодействию.
Москва представляет собой специфическую среду для развития межэтнических отношений. Для подобных активно развивающихся многокультурных мегаполисов характерны сильная динамика демографических, социально-экономических, культурных процессов, высокие социальные и информационные риски, кризис культурной, гражданской и личностной идентичности. Прямым его следствием является рост социальной дезадаптации, оторванности и обособленности от общества, девиантного и антиобщественного поведения, межэтнической напряженности, высокая степень конфликтности и агрессии, социального инфантилизма и зависимостей как у взрослых, так и у подрастающего поколения.
Все это требует от системы образования новых подходов к социализации и процессу формирования идентичности все более культурно диверсифицированного подрастающего поколения. Задачей образования становится формирование способностей к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию, формирование межкультурной коммуникативной компетентности и толерантности. Однако представление об образовании как средстве гармонизации отношений между этническими группами в мегаполисе должно учитывать не только специфику социально-культурной среды Москвы, но и состояние этих отношений. Можно ожидать, что в случае наличия серьезных проблем, трудностей и противоречий в данной сфере система образования, испытывая на себе последствия этих проблем, превращается из спасителя межэтнических отношений в их жертву.
Проводимые в Москве в течение последнего десятилетия социологические исследования фиксируют относительно высокий уровень социальной напряженности в столичном мегаполисе. Этому способствует как полиэтничный характер и высокий уровень мобильности населения, так и характер деятельности органов власти (недостатки в области реализации национальной политики). Отмечаются все новые очаги этнической напряженности, порой имеющие и этноконфессиональную окраску.
Более конкретное представление о состоянии межэтнических отношений в современной Москве позволяют получить результаты исследования отражения межэтнических взаимодействий в общественном мнении населения столичного мегаполиса, проведенного Московским государственным лингвистическим университетом. Исследование показало: около 49% москвичей считают, что межнациональные отношения в столице в последние годы стали напряженнее. Враждебность со стороны лиц иных национальностей ощущают 14,5% москвичей. Одновременно 9,5% этнических мигрантов в столице чувствуют враждебное отношение к себе москвичей. У 24,2% опрошенных москвичей в последние 5 лет были серьезные конфликты с представителями других национальностей. В то же время о конфликтах с москвичами или представителями других национальностей сообщили только не более 15% опрошенных этнических мигрантов. По отношению к приезжим других национальностей доминирующими чувствами москвичей можно назвать безразличие (отметили 38% опрошенных), неприязнь (32%) и раздражение (29%). А 14% испытывают страх по отношению к людям других национальностей.
По мнению москвичей, основными причинами усиления межэтнической напряженности являются ошибки в национальной политике властей, различия в привычках, психологии, облике, поведении людей разных национальностей, а также появление в Москве большого количества мигрантов. В поведении мигрантов наибольшее неудовольствие вызывают действия, нарушающие общественные нормы, обычаи и традиции коренного населения (38,1%), грубость и агрессивность (31,1%), разговоры на чужом, непонятном языке в общественных местах (25,2%), национальное высокомерие, чванство (24,2%), неуважение к другим национальностям, их языку и культуре (23,9%), нетерпимость к чужой вере, религии (11,2%) и др.
В целом в своих оценках коренные москвичи славянских национальностей оказываются менее толерантными по отношению к трудовым мигрантам, приехавшим в Москву из национальных республик Российской Федерации и из стран ближнего зарубежья, нежели гастарбайтеры по отношению к столичным жителям. При этом различные группы населения рассматривают различные стратегии защиты своего национального и религиозного достоинства. Так, москвичи-славяне готовы активно отстаивать свои права с помощью обращений в судебные инстанции, личного применения силы, бойкота людей (организаций), ущемляющих национальное достоинство и религиозные чувства и др. Для представителей других национальностей, проживающих в Москве, характерны более пассивные формы: увольнение с работы, обращение в общественные организации, защищающие национальные интересы, и в средства массовой информации. Однако в случаях открытых оскорблений по национальному или конфессиональному признаку мигранты готовы применить физическую силу в два раза чаще москвичей.
Важно отметить, что именно молодежь демонстрирует большую решительность к протестным действиям для защиты интересов своей нации в самых крайних формах ее проявления (с использованием оружия - каждый пятый). Именно подрастающее поколение оказывается наиболее благоприятной средой для восприятия шовинистских и националистических лозунгов самого радикального толка. Молодежь, таким образом, должна стать объектом пристального внимания органов власти всех уровней - от федерального до муниципального в деле воспитания межэтнической и межконфессиональной толерантности (по результатам исследований, в подростковой среде толерантных людей 28%, интолерантных - 24%; остальные 48% - те, кого можно назвать неопределившимися).
Подобное состояние межэтнических отношений может иметь разнообразные негативные последствия для системы образования на ее различных уровнях. Так, например, могут возникать конфликты между учащимися школ и вузов различных национальностей, конфликты между учащимися и преподавателями, проблемы с организацией учебного процесса, связанные с недостаточным уровнем владения русским языком среди учащихся и, т. д.
Тем не менее позитивным фактором межэтнических отношений является то, что в восприятии жителей Москвы проблемы, связанные с межконфессиональной напряженностью, могут быть решены не только применением таких мер, как ограничение притока в Москву иногородних граждан, недопущение концентрированного проживания лиц одной национальности, запрет деятельности этноконфессиональных организаций экстремистского толка, но и с помощью улучшения условий жизни мигрантов и принятия мер по легализации и адаптации иностранцев. Этнические мигранты также отмечают, что средством разрешения существующих проблем могут быть меры по адаптации мигрантов в новую для них языковую, культурную и социальную среду. По мнению самих этнических мигрантов, они в основном занимаются в Москве самой грязной и непрестижной работой, получают меньшую оплату за одинаковый с коренными жителями труд, часто задерживаются милицией, имеют худшее медицинское обслуживание и доступ к образованию. Полное единство мнений москвичей с этническими мигрантами также отмечается в вопросе о наличии сильной дискриминации мигрантов при их трудоустройстве.
Представители органов государственной власти разделяют мнение о необходимости сочетания мер миграционной и социальной политики для успешного решения проблем в межэтнических отношениях. Так, по сообщению РИА «Новости», 18 октября 2012 года спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин отметил, что по объему миграционных потоков Россия находится в числе мировых лидеров, а на пространстве СНГ устойчиво занимает первое место, что может способствовать развитию российской экономики. При этом, однако, легальные мигранты не должны быть обречены на положение изгоев. В этой связи, подчеркнул Нарышкин, миграционная политика должна быть скоординирована с социальной политикой, и прежде всего с планами развития социальных учреждений - образования и здравоохранения.
Таким образом, в сознании представителей органов государственной власти, москвичей и мигрантов существует представление о необходимости ненасильственного разрешения проблем межэтнической напряженности посредством включения мигрантов в культурную и социальную среду Москвы. Ряд проблем, выступающих как источник напряженности, могут быть разрешены, в том числе средствами системы образования (незнание традиций и языка мигрантами и их детьми, дискриминация мигрантов при приеме на работу и т. д.). Так, например, эксперты отмечают, что обучение в русскоязычной школе является одним из наиболее эффективных способов изучения русского языка для детей мигрантов. Более того, обучение совместно с представителями других национальностей способствует развитию дружеских отношений и помогает избежать формирования негативных стереотипов относительно мигрантов. Система образования обладает значимым потенциалом как средство достижения данных целей, выступая одним из наиболее эффективных способов адаптации мигрантов в новой для них среде, усвоения ее культурных и социальных норм. В связи с этим реализация мер, включенных в государственную программу «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», действительно может стать одним из факторов гармонизации межэтнических отношений в Москве и снижения межэтнической напряженности.

Ольга ШАЕВА