- Галина Ивановна, работа над законом вышла на финишную прямую, что сегодня предпринимается для того, чтобы предложения профсоюза были приняты?
- Прежде чем говорить о дне сегодняшнем, стоит напомнить, что профсоюз сразу же, с момента появления Концепции закона «Об образовании в Российской Федерации», включился в работу по подготовке этого очень важного не только для системы образования, но для общества в целом документа. Более того, в наших региональных и первичных организациях общественное обсуждение законопроекта началось задолго до его официального обсуждения в Интернете. Необходимость этого была очевидна. Во-первых, для не посвященных в юридические тонкости работников образования текст закона сложен для восприятия, то есть требовалось разъяснение статей проекта. Во-вторых, кому как не учителям, преподавателям вузов, студентам, тем, кого закон касается в первую очередь, принимать участие в его подготовке? И, в-третьих, нам необходимо было сформировать консолидированное мнение при подготовке пакета поправок к законопроекту. Уже в июне 2010 года мы подготовили более 60 поправок к 20 статьям законопроекта, касающихся приоритетных вопросов определения и законодательного закрепления государственных гарантий развития системы образования, основ правового и социального статуса педагогических работников и обучающихся, гарантий при реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Свои замечания мы направляли в Минобрнауки России, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации, Российский союз ректоров и другие заинтересованные структуры, размещали на сайте общественного обсуждения законопроекта. И это лишь верхушка айсберга. Более подробно о работе профсоюза над законопроектом можно узнать из информации, которая опубликована на нашем сайте.
- Ваши поправки в последующих версиях закона были учтены?
- Не в полной мере, конечно, но свыше 30% поправок профсоюза нашли отражение в новой редакции закона от 15 июля 2011 года («версия 3.0»). Учитывая это, мы посчитали возможным в целом поддержать проект, подготовленный Минобрнауки России. Понятно, что разногласия оставались, и на каждом этапе обсуждения законопроекта профсоюз системно выдвигал очередные серьезные, юридически выверенные предложения, касающиеся прежде всего социально-экономических прав работников образования и студенчества. Последние наши предложения сформулированы в Обращении к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации в связи с рассмотрением проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 23 сентября 2012 года. Надо отметить, что на парламентских слушаниях из уст руководителей Госдумы и многих выступающих звучала поддержка по каждой из позиций, которых мы добиваемся. А это значит, что наша работа не осталась без внимания, и надеемся, что поправки будут внесены в закон.
- Какие позиции, по вашему мнению, требуют обязательного закрепления?
- Все они обозначены и в Обращении, и в информационном плакате, которые опубликованы на нашем сайте, в газете и распространяются сегодня в педагогических коллективах. Обозначу лишь часть из них. Это закрепление в законопроекте положения о финансировании школ и детских садов путем выделения субъектами РФ целевых субвенций муниципалитетам, а не «иных межбюджетных трансфертов», как это предусмотрено сейчас в проекте закона. Также законодательного закрепления требует состав расходов, финансируемых за счет субвенций, а это в первую очередь расходы на оплату труда работников. Обязательно должно найти свое отражение в новом законе об образовании положение о минимальных государственных гарантиях, касающихся установления заработной платы педагогических работников всех образовательных организаций на уровне не ниже средней зарплаты по экономике соответствующего субъекта РФ. Законодательного закрепления требуют также сроки и порядок увеличения заработной платы всех категорий педагогических работников, как это предусмотрено майским указом Президента Российской Федерации. Непременно должны быть сохранены действующие социальные льготы и гарантии для педагогов, и в первую очередь право учителей на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности. Мы уверены, что нынешний уровень заработной платы пока не дает возможности отказываться от этих социальных льгот и гарантий. В серьезной доработке нуждается блок, касающийся социальных прав и гарантий для студенчества. Здесь в первую очередь нас волнует отсутствие в законопроекте необходимых гарантий по размерам государственной стипендии, как академической, так и социальной. Также мы считаем необходимым закрепить в законопроекте такие позиции, как компенсация за книгоиздательскую продукцию, сохранение досрочной пенсии педагогических работников, установление предельных размеров платы за проживание студентов в общежитиях и так далее. Как видите, наши требования реальны и необходимы. Отступать от них профсоюз не будет.
- А есть позиции, которыми вы готовы пожертвовать ради социального спокойствия?
- Зачем чем-то жертвовать? Все наши предложения, повторюсь, осмысленны, юридически и экономически выверены, подготовлены с учетом мнения членов профсоюза и поддерживаются ими. И, как показали последние слушания, также не вызывают отторжения у представителей думских фракций.
- Что если требования профсоюза не будут учтены при рассмотрении законопроекта?
- Я не думаю, что можно проигнорировать мнение свыше 1,2 миллиона человек, которые уже поставили свои подписи под нашим Обращением, отмахнуться от 38 тысяч телеграмм, уже направленных от первичных организаций профсоюза в адрес Госдумы, Правительства и даже Президента России. Последовательная системная работа всего профсоюза, всех его членов, дает нам полное моральное право настаивать на законодательном закреплении всех наших требований. И, если потребуется, профсоюз готов к дальнейшим решительным действиям.
- То есть возможны митинги, демонстрации, приостановка работы?
- Возможны. Исполнительный комитет профсоюза предусмотрел обсуждение вопроса о сроке и формах дальнейшего проведения всероссийской акции в поддержку наших требований. Но стоит ли игнорировать мнение профсоюза, представляющего 4,5 миллиона работников образования, и доводить ситуацию до таких мер? Наверное, для всех лучше договориться, что называется, «на берегу».