Авторы законопроекта упорно настаивают на том, что он поможет всем детям получить качественное дошкольное образование. Об этом говорил, выступая перед депутатами, и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Дескать, в области дошкольного образования, которое становится одной из ступеней общей системы образования, все будет доступнее и демократичнее.
Но вот что считает Комитет по делам семьи, женщин и детей: «В сравнении с действующим законодательством в законопроекте утрачены отдельные положения, что существенным образом может сказаться на обеспечении доступности дошкольного образования и развитии его негосударственного сектора. В законопроекте не закреплено ныне действующее положение о том, что размер родительской платы не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат (статья 521 Закона Российской Федерации «Об образовании»)».
По мнению комитета, отсутствие этой нормы может привести к существенному удорожанию родительской платы. По худшему сценарию, когда федеральным законом не устанавливается доля (процент) родительской платы в общих затратах на услуги по присмотру и уходу за детьми и они стопроцентно покрываются за счет родительской платы, ее средний размер по экспертным оценкам может составить от 3,6 тыс. рублей, а по отдельным федеральным округам более 7 тыс. рублей в месяц. То есть с доступностью дела будут обстоять не лучшим образом: по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, расходы на присмотр и уход за ребенком (питание, услуги на содержание имущества, транспортные и коммунальные услуги, арендная плата за пользование имуществом) в 2012 году в среднем по Российской Федерации составляют 45,39 тыс. рублей в год, или около 4,5 тыс. рублей в месяц (от 35,8 тыс. рублей в год по Приволжскому федеральному округу до 89,5 тыс. рублей в год по Северо-Западному федеральному округу). Комитет считает необходимым сохранить действующую норму, согласно которой перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях дошкольного образования, устанавливается федеральным органом государственной власти в сфере образования.
Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций обращает серьезное внимание на патриотическое воспитание и духовное образование. Он считает целесообразным дополнить статью 2 законопроекта определениями кадетского образования, общеобразовательной организации кадетского образования, а также дополнить законопроект новой статьей, регулирующей кадетское образование. Комитет явно озадачен тем, что часть 2 статьи 22 «Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций» ограничивает иностранные религиозные организации в праве быть учредителем частной образовательной организации, так как это нарушает принцип равенства некоммерческих организаций и не имеет достаточных обоснований для введения такого исключения. При этом, считает комитет, необходимо исключить возможность учреждения иностранными религиозными организациями частных образовательных организаций, реализующих программы религиозного образования в нарушение Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
По мнению комитета, в законопроекте необходимо более определенно закрепить участие централизованных религиозных организаций в режиме партнерства с органами государственной власти в разработке и реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях российских религий. В заключении комитета также записано: «Считаем целесообразным внесение дополнений, направленных на гарантию равенства прав образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм, учредителей и ведомственной подчиненности, в том числе равное право на участие в государственных или муниципальных программах и проектах, получение государственного или муниципального финансирования».
Не секрет, наша страна многонациональная, и для каждой республики чрезвычайно важно сохранение национальной культуры и национального языка. В какой мере законопроект отвечает этим надеждам и чаяниям? По мнению Комитета по делам национальностей, в законопроекте необходима конкретизация положений в части обеспечения прав граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения с учетом правового статуса языков народов России, устанавливаемого Конституцией Российской Федерации (государственный язык Российской Федерации, родной язык из числа языков народов России). Члены комитета считают противоречивыми положения законопроекта о гарантии получения образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации (часть 6 статьи 6) и содержащиеся в части 4 статьи 14 требования к реализации образовательных программ, в соответствии с которым язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяется ее уставом и (или) разработанной и утвержденной ею образовательной программой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иными словами, законопроект предлагает установить выбор языка воспитания и обучения только как выбор родителями или законными представителями организации, осуществляющей образовательную деятельность, и это, мягко говоря, кажется депутатам странным.
Кроме того, комитет отмечает: «Из действующего законодательства об образовании законопроект исключил нормы, регулирующие вопросы изучения и преподавания языков Российской Федерации в соответствии с их статусом, установленным Конституцией Российской Федерации. Вместе с тем вопросы изучения и преподавания языков народов Российской Федерации - ключевые в реализации единой языковой политики на территории всей Российской Федерации».
Наиболее животрепещущее заключение дал Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. А как иначе, если, например, законопроект перераспределяет полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования? Раньше эти полномочия были у муниципального района или городского округа, субъекты РФ на реализацию этих полномочий давали из своих бюджетов местным бюджетам целевые трансферты. Сегодня из содержания законопроекта неясно, в каком объеме предполагается в недалеком будущем финансирование этих полномочий, каковы критерии определения необходимости и достаточности размеров таких межбюджетных трансфертов.
Второе важное замечание комитета связано с ликвидацией сельских школ. Раньше все решал сход сельских граждан. Теперь в соответствии с частью 5 статьи 22 законопроекта реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы и расположенных в сельской местности, допускается только с согласия представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация. То есть мнение народа больше никого не интересует.
Третье замечание комитета - о социальной поддержке сельских педагогов. В соответствии с частью 9 статьи 48 законопроекта Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов дополнительные гарантии и меры социальной поддержки педагогическим работникам, в том числе компенсировать расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, в случае если они проживали и проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти календарных лет. В соответствии со статьей 55 действующего Закона РФ «Об образовании» педагогические работники в настоящее время обладают правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. «Но, - сказано в заключении комитета, - с принятием законопроекта в представленной редакции педагоги могут быть лишены этого права, так как определение меры социальной поддержки в соответствии с положениями законопроекта становится прерогативой Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления». То есть могут и хотят - дают компенсацию, а не могут и не хотят - не дают.
Сегодня, отмечает в своем заключении комитет, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки, обеспечивают педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений за счет средств федерального бюджета; педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ - за счет бюджетов субъектов РФ. Вместе с тем в соответствии с законопроектом теперь меры социальной поддержки педагогическим работникам смогут устанавливать и органы местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, что будет новым расходным обязательством органов местного самоуправления. Иными словами, устанавливать меры поддержки педагогов муниципалитеты могут, вот только где им взять деньги на поддержку педагогов, если не обходятся без дотаций?
Чтобы реализовать все положения законопроекта, когда его примут, конечно, нужны деньги. Но вот что пишет в своем заключении Комитет по бюджету и налогам: «Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация потребует дополнительных расходов в 2013 году (в ценах 2011 года) из федерального бюджета в сумме 16,1 млрд рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации - в сумме 405,1 млрд рублей. Но дело в том, что проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» уже сформирован, а вступление в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено с 1 января 2013 года. В связи с этим нарушаются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающиеся бюджетного процесса, так как бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов сформированы и представлены в законодательные (представительные) органы. Бюджеты субъектов Российской Федерации на 2013 год сформированы без учета передачи полномочий по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с уровня местных бюджетов на уровень субъектов Российской Федерации и обеспечения бесплатным дошкольным образованием в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в бюджетах субъектов Российской Федерации уже определены дотации и нормативы отчислений от налогов на три года в местные бюджеты для обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных полномочий. В представленных с законопроектом материалах не содержатся расчеты и обоснования по финансовому обеспечению передаваемых на уровень субъектов Российской Федерации полномочий».
Просто детективная история: два года обсуждали новый законопроект, знали, что его примут, что он вступит в действие с 1 января 2013 года, что многие полномочия по образованию будут переданы на уровень субъектов РФ, а деньги в бюджете предусмотреть забыли!
Или не захотели?