В этом году школа-интернат №53 отметила свое 50-летие. Возглавляет это учреждение с 1999 года талантливый педагог, заслуженный учитель РФ Надежда Васильевна Медведева. Представьте себе успешную руководительницу преуспевающей московской школы, которая согласилась взвалить на себя нелегкую ношу. При знакомстве с заведением ее, элегантную, ухоженную женщину, все увиденное повергло в шок. Из каждого угла выглядывала бедность. (Это сегодня комфорт и уют прочно прижились в стенах теплого дома, а тогда нелегко далось решение, но душа не могла не откликнуться...)
Выходя из обшарпанного спортзала, где возле стен сиротливо жались воспитанники, Надежда Васильевна тихо произнесла: «Я согласна работать здесь». В своих первых шагах, как, наверное, любой на ее месте, она подняла высокую планку. Мечтала наладить быт, дать ребятам профессию в руки, влюбить их в царицу наук математику, как она это умела делать все предыдущие годы. Уже представляла, как просто и доходчиво объяснит темы, к примеру, одну из своих любимых - отрицательные числа. А начинать пришлось совсем с другого. Жизнь вносила коррективы на каждом шагу. Увидела, как много в столовой остается кусков хлеба, как порой едоки пинают его ногами. Проводить беседы, взывать к совести? «А давайте создадим музей хлеба», - предложила Надежда Васильевна педагогам. И те взялись за работу.
Открытость воспитанников, их желание показать незнакомому гостю поделки, рассказать о своей жизни очень трогают душу. За всем этим видишь огромную работу всего педагогического коллектива. Заместитель директора по воспитательной работе Ирина Викторовна Шульте на все мои охи и ахи только улыбается. Ну никак не ожидала я увидеть здесь такой необычный музей! С самых первых дней возглавляет его воспитатель Лариса Дмитриевна Дубинина.
Каждый экспонат музея «Хлеб - всему голова» хранит тепло чьих-то рук, недаром гостям, а они здесь не редкость, хочется потрогать, погладить, прижать к себе. Экспозиция музея состоит из шести блоков. Вот орудия труда земледельцев. Часть из них ребята изготовили сами. Раздел о быте земледельцев тоже создавался с их помощью. Впечатляют русская печь-кормилица, домашняя утварь. Не удержалась я от соблазна погладить большой ковер с красивыми узорами на полу из различных ленточек ткани. Такие вяжут деревенские бабушки с помощью деревянных крючков. Узнаю, что этот ковер дети плели просто руками, потому на нем такие большие петли, благодаря чему изделие получилось объемным, пышным. Во время занятий в музее воспитанники любят располагаться на ковре. Хорошо, уютно сидеть на нем и слушать интересные истории, связанные с хлебом. Филипповские булочки, караваи, куличи, калачи, баранки... Попробуем и сами замесить тесто, а чтобы работа спорилась, будем загадки разгадывать да пословицы проговаривать... «Зернышко души» - так называется программа, которая в увлекательной форме с использованием различных игр, тематических конкурсов, викторин, вечеров фольклора помогает формированию нравственной культуры воспитанников.
Желание дать детям как можно больше навыков и умений, которые помогут в дальнейшей жизни, отличает работников этого учреждения. Сначала любить, потом учить - это про них, педагогов и воспитателей школы-интерната. Валентина Леонидовна Ткаченко ведет предмет социально-бытовой ориентировки. О своих воспитанниках девятого класса рассказывает с большой любовью. Ученики старших классов обучаются в колледже архитектуры и менеджмента в строительстве №17 на маляров и столяров. Интересуюсь у бойкой девчушки Маши, что она умеет делать. Та гордо произносит: «Многое! И скворечники для птиц, и досочки для кухни, сейчас швабры учимся делать». За два года воспитанники приобретают определенные навыки работы с материалом, изготавливают несложные изделия, им выдают свидетельства о получении профессии столяра или маляра.
В районе, где расположен интернат, находится завод газотурбостроения «Салют». И представляете, здесь готовы возиться с воспитанниками школы. «Это наши добрые шефы, - рассказывает заместитель директора Шульте. - Воспитанники старших классов уже выполняют определенные работы, получают даже зарплату. Надо видеть, как заботливо относятся к детям мастера, рабочие. Приходят в гости к нам на праздники, помогают в организации досуга. Вообще работа здесь дарит встречи с замечательными, добрыми людьми. Молодые волонтеры становятся старшими братьями и сестрами для ребят». Под Новый год каждый воспитанник пишет письмо Деду Морозу. Есть в Москве одна фирма, где на елочку вешают эти бесхитростные послания. И каждый сотрудник становится добрым волшебником, исполняющим детские желания.
Подросток Толя, любитель футбола, охотно показывает мне два диска, которые купил на свою зарплату. Видно, что ему не терпится посмотреть матч любимой команды. Его друг Сергей достает из шкафа стопку ватманских листов, рассказывает: «Это братик Александр рисует. А сейчас он в больнице лечится». Рассматриваем карандашные наброски, пейзажи, портреты. «Нравятся?» - спрашивает кто-то из ребят. Я отвечаю утвердительно. В конце концов моя боязнь обидеть кого-либо неосторожным вопросом проходит, беседовать с ребятами легко. Трогает их доверчивость.
- А это наш Миша. Он справедливый, - поясняет Маша. - Сережа добрый. Его брат Саша - красивый.
- Да, Александр у нас и красивый, и талантливый, - добавляет Валентина Леонидовна.
«Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» - эти слова писателя Михаила Пришвина можно считать девизом работы всех педагогов, которые умеют поощрять любой, даже самый малый успех ребенка. Надо видеть, с какой нескрываемой гордостью демонстрировали мне работы и взрослые, и дети.
- Нравится мой медведь? - спрашивает симпатичный мальчуган. - Я его долго делал.
Действительно, непросто маленькому человечку с врожденной аномалией рук сотворить игрушку. На болванку из пенопласта маленькими иголочками прикрепляются пайетки разного цвета. Получается красиво. Увлекает ребят и процесс лепки. Любое занятие по программе «Души и рук творенья» (руководитель - воспитатель и педагог доп. образования Любовь Александровна Астанина) имеет главной целью социализацию и подготовку ребенка-сироты к самостоятельному жизнеустройству.
Здесь я не могу не затронуть одну очень больную тему. Готово ли наше общество с пониманием и милосердием принять потом выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната восьмого вида? В той гонке за материальными ценностями, которая стала неизбежной спутницей нашего выживания, можем ли мы найти время и душевные силы? Выйдя из стен теплого дома, где о них заботятся, прививают нужные навыки, выдержат ли эти ребята конкуренцию со своими сверстниками без помощи взрослых? Нет, они не оказываются сразу на улице. Государство обеспечивает их жильем. Директор школы Надежда Васильевна Медведева рассказывает, что их выпускникам дают прекрасные квартиры, но в других районах. Добрые шефы «Салюта» готовы бы принимать на работу своих подопечных. Но как они будут добираться самостоятельно через весь город? Ведь после выпуска потребность в сопровождении у юношей и девушек с различными отклонениями в развитии не исчезает. И если они не нужны родным, значит, не нужны никому?
- Наши выпускники получали жилье в Зеленограде, - рассказывает Надежда Васильевна. - Я проехала там все возможные точки, где бы они могли трудиться. И что же? В качестве дворников они не нужны, в парикмахерских и мастерских по ремонту обуви, пекарнях - тоже! Не возьмут нигде нашего выпускника. И что ему остается делать?
И чего удивляться, что воспитанники школ-интернатов становятся легкой добычей криминальных структур. Чтобы обезопасить их от мошенников, установлены ограничения по сделкам с квартирами в первые годы. Но для аферистов всегда есть обходные пути. А не проще ли было строить для таких сирот общежития семейного типа с вахтерами, воспитателями и в том же районе, где они учились и уже привыкли жить? А знаем ли мы их потребности? Учитываем ли их?
На прощание спросила директора об отрицательных числах. Удалось ли ознакомить с ними воспитанников? «Трудная тема для них. Только на примере градусника что-то поняли», - улыбнулась та в ответ.