Комиссия по культуре и сохранению историко-культурного наследия пригласила к обсуждению педагогов школ и преподавателей вузов, деятелей культуры и искусства, представителей общественных организаций и всех, кто неравнодушен к тем тревожным тенденциям, что сопровождают сегодня преподавание литературы. Так, речь шла о недостаточном количестве часов, выделенных в школе на предмет, а также о бессмысленности его слияния с русским языком.
Во вступительном слове председателя комиссии Павла Пожигайло прозвучала основополагающая идея слушаний: если сегодня страна находится в поисках национальной идеи, стремится воспитать молодое поколение в духе настоящего, не агрессивного патриотизма, то основным инструментом этой работы должна стать русская литература.
- Сегодня литература весьма активно вытесняется из школы и из жизни, - отметил Павел Пожигайло. - Дети перестают понимать ее важность и предпочитают получить экономическое образование, выучить несколько языков. В итоге такие ребята, выучившись, уезжают из страны. А все потому, что их здесь ничего не держит, национальная литература не привязывает их к родной культуре и ценностям.
Продолжила тему и преподаватель словесности Наталья Московцева, отметив, что в нашей истории уже не одно поколение начинает «жить от себя», искать и создавать свои нравственные ценности, в то время как нужно восстанавливать преемственность поколений. Именно литература может положить начало этой преемственности.
- Если не установить связь с предшествующим поколением учителей литературы, это будет непростительной ошибкой. Надо собрать их, пока они еще хотят и могут поделиться с нами своим опытом воспитания в школьниках нравственного начала, - отметила Наталья Московцева.
Однако доброй воли педагога или целого их сообщества для усиления роли литературы мало. Директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург отметил, что согласно последним социологическим исследованиям сегодня подростки читают в среднем 4,5 книги в год. Современный ребенок, привыкший читать с экрана или смотреть картинки, которые он воспринимает уже лучше, чем тексты, неохотно берется за многостраничную классику.
Необходимость не перекладывать эту задачу всецело на плечи учителя подчеркнул и театральный критик Григорий Заславский. Он отметил, что популяризировать литературу должны и первые лица государства, появляясь на публике с книгой, встречаясь с писателями и тем самым показывая личный пример интереса к литературе.