Ход мероприятия
Учитель: Сегодня на нашем празднике мы будем говорить о семье. Семья - самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
А вы знаете, какой был уклад у семей в древние времена? Нет? Тогда слушайте.
Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни, там жили славяне, так назывались наши предки. Какие, как вы думаете, это были народы? Русский, украинский и белорусский. Это народы одних корней. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добыть пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках. Каждая семья - отец, мать, дети - жила в своей избе отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все - дети и внуки - жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи - его все почитали, советовались с ним.
Ваша семья - это вы сами, ваши родные братья и сестры, а главное - ваши родители. (На доску вывешивается табличка с этими словами.) Но ведь в семью можно включить еще много людей. Давайте вспомним о них.
Бабушки и дедушки. (Табличка.) Это родители наших мам и пап. Тети и дяди. (Табличка.) Это братья и сестры наших мам и пап. Прабабушки и прадедушки. (Табличка.) Это дедушки и бабушки наших мам и пап. Племянники и племянницы. (Табличка.) Это дети братьев и сестер наших родителей, наши двоюродные и троюродные сестры и братья. Посмотрите, какая большая схема нашей семьи.
А сейчас, когда мы поговорили о семье, задумались над тем, что значит для нас наша семья, я предлагаю вам стать авторами своих семейных гербов.
Звучит музыка, семьи рисуют гербы. По окончании рассказывают, что символизирует каждый герб.
Учитель: Что же такое семья? Слово, понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
Ребятам было предложено написать сочинение о своей семье. Послушаем, что у них получилось.
Чтение сочинений.

Фрагмент сказки «Птица счастья» (инсценировка)
Автор: Жила-была Ворона, она жила так давно, что уже и не помнила, сколько ей лет, сколько зим. Может, сто, а может, и все двести.
Ворона: Ах, какое было время! Березы были выше! Да! Гораздо выше. И жизнь в лесу не была такой скучной. Ах! Как было весело! Не то, что сейчас, - никакого тебе веселья, никакой тебе радости.
Вылетает бабочка. Поет.
Бабочка:
Ах, какой чудесный луг,
И цветы цветут вокруг,
Ах, кружится голова.
Радость жизни мне дана,
Счастьем я полна.
Тра-ля-ля.
Ворона: Она счастьем полна. Да знаешь ли, порхающее создание, что такое счастье?
Бабочка: Ой, простите. Я вас не заметила. Я думала, что я одна. Вы спросили о счастье? Да-да, я знаю, что такое счастье. У меня сегодня день рождения. И я могу летать. Это такое счастье!
Ворона: Так и у меня есть крылья. Ну и какое же это счастье? Это просто крылья, без них как без рук, ни туда ни сюда.
Бабочка: Да нет же, нет, это счастье - летать с цветка на цветок, видеть всю эту красоту. Ах! Я вижу солнце, я вижу небо, я вижу цветы!
Ворона: Ну и что, я тоже вижу это каждый день уже сто лет. Привыкла.
Бабочка: Ну что вы, Ворона! Разве можно привыкнуть? Вся эта красота наполняет меня радостью и счастьем. Мне хочется все время петь и танцевать.
Ворона: Ну не знаю, не знаю, как можно быть такой легкомысленной - только петь и танцевать.
Появляется Еж.
Еж: Здравствуйте! О чем это вы тут спорите?
Ворона: О счастье! Знаешь ли ты, Еж, что такое счастье?
Еж: Да я как-то не задумывался... Живу и живу. У меня всегда много работы. То домик починить надо, то ежата куда-нибудь заберутся, выручать надо. А вот счастье ли это, надо подумать. Что же это такое? Давайте еще у кого-нибудь спросим. Эй, Миша, иди сюда.
Появляется Медведь.
Медведь: Здравствуйте! Чего надо?
Ворона: Знаешь ли ты, что такое счастье?
Медведь: Ну, так сразу. Вот посижу, подумаю. Зиму перезимовал - хорошо. Малинки поел - хорошо. А счастье ли это? Не знаю.
Забегает Заяц.
Заяц: Я тут слушал вас и думал. Когда вы меня от лисы прятали, я был так счастлив, что у меня есть друзья.
Медведь: Вот и заяц о счастье сказал.
Ворона: Да какое там счастье! Разве кто его видел?
Бабочка: Счастье надо почувствовать. Это как луч солнца, как дуновение ветерка, как утренняя роса, как аромат цветка.
Медведь: Я начинаю понимать. Счастье - это как будто солнышко внутри тебя.
Заяц: Значит, счастье - это когда мне светло и радостно внутри?!
Бабочка: Да. Вы правильно думаете.
Заяц: А еще мне хорошо в лесу с вами, друзья мои. Значит, когда мы все вместе - это тоже счастье?
Медведь: Когда рядом друг - это большое счастье. Даже если это очень маленький друг, как бабочка.
Заяц: Оказывается, счастье внутри нас. Как интересно!
Ворона: И когда можно рассказать о чем-нибудь интересном всем-всем - это тоже счастье! И когда мы все вместе собрались - это тоже счастье!
Еж: А вы как думаете?
Исполнение песни «Если добрый ты».
Учитель: А в чем для вас заключается счастье? А для вашей семьи? Я расскажу вам притчу. В давние времена жила семья - сто человек, и в ней царили мир, покой, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель прочитал и удивился. На листе было начертано слово «понимание». Действительно, счастье в семье зависит от взаимного понимания.
Исполнение песни «Прекрасное далеко».
Учитель: Главой семейства считается отец, а хранительницей семейного очага - мать. Дом держится на маме. Это знают все. Вот что об этом говорит уважаемая статистика.
Наши мамы, ухаживающие за двумя детьми и мужем, в год вымывают 18000 ножей, вилок, ложек, 13000 тарелок. Общий вес посуды, которую наши мамы переносят из кухонного шкафа и обратно, достигает 5 тонн. В течение года наши мамы проходят за покупками 2000 км. А если наши мамы еще и работают, как же им тяжело! Мы им должны обязательно помогать. Вы все помогаете своим мамам? Проведем игру «Лучший помощник».
Игра «Лучший помощник»
(кто быстрее соберет разбросанный мусор, тот и выиграл)
Две ученицы читают стихотворение Елены Благининой «Солнышко».
Учитель: Наши мамы хотят видеть нас талантливыми, успешными, прилежными в учебе, старательными. И поэтому мы должны ответственно выполнять домашнее задание и помогать своим младшим сестренкам и братишкам, как это делают герои сценки «Ау».

Сценка «Ау»
Старшая сестра учит младшую сестру читать. Светочка выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы вместе. В книге написано: «Ау».
- Что тут написано, Светочка?
- Не знаю.
- Это какая буква?
- А.
- Молодец. А эта?
- У.
- А вместе?
- Не знаю.
- Ну как же не знаешь? Это А, а это У. А если их сложить, что получится?
- Не знаю.
- А ты подумай.
- Я думаю.
- Ну вот что, - сказала старшая сестра. - Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?
Светочка подумала и говорит:
- Если я заблужусь в лесу, то я буду кричать «мама».
Ученики читают стихотворение Михаила Котляра «Наши мамы».
Учитель: Для каждой мамы ее ребенок единственный и неповторимый.
Конкурс «Узнай своего ребенка».
Учитель: С момента появления первого человека на земле люди объединялись в семьи (в общины). И это не случайно, так как только в семье человек способен получить настоящее счастье: счастье труда, заботы о ближнем, счастье человеческого общения и материнства. Недаром существует русская пословица: «Семья - награда, что дороже клада». Никакой клад не способен заменить ни родителей, ни братьев, ни сестер, ни детей. В народе говорят (пословицы вывешиваются на доску): «Семья - семь я», «Изба детьми весела», «За семейным столом еда вкуснее», «Семья воюет, а один горюет», «Лад и согласье - первое счастье», «Вся семья вместе - так и душа на месте». Крепкая дружная семья - результат человеческого труда, человеческих усилий. Семью закаляет труд, сплачивает праздник.
Представление проектов «Семейный альбом».
Награждение детей грамотами.
Учитель: На этом наш праздник заканчивается. Любите своих мам, пап, дедушек, бабушек, братьев, сестер, помогайте им; будьте терпимы, умейте прощать, берегите друг друга. Помните: пока рядом с вами ваша семья, пока рядом с вами ваши близкие люди, вам не страшны никакие неприятности. Счастья, любви и здоровья вашим семьям!
Исполнение песни «Птица счастья».

​Ольга ВИНТИЛОВА, учитель начальных классов Шатневской средней школы Владимирской области, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»