Данная работа ведется в научном студенческом обществе. Среди уже разработанных тем: «История моего имени», «История профессий моей семьи», «История возникновения цифр», «История страны в истории моей семьи», «История наград нашей семьи». Все они представляют собой исследовательские проекты учеников начальных классов средней школы №10 города Славгорода и студентов Славгородского педагогического колледжа, которые могут быть рекомендованы для практического использования в работе классного руководителя с первого по шестой класс, для педагога дополнительного образования, школьного организатора воспитательной работы.
Почему нас заинтересовала именно эта тема? Развитие познавательного интереса, формирование мотивации к поиску дополнительной информации - одна из задач современного образования. А интерес в младшем школьном возрасте легче всего можно стимулировать, вызывая удивление и эмоции. Что может быть удивительнее неизвестной  и интересной информации о привычных вещах, родных людях, о своей семье?
Зачем мы храним старые вещи? Почему бережно укладываем на антресоли бабушкины скатерти, вышитые фиалками салфетки? Разве мы их постелем на праздничный стол? Непонятно устроена человеческая душа. Можно махнуть рукой на разбитую дорогую вазу, но получить инфаркт от трещины на нелепой безделушке, доставшейся от прабабушки.
В каждом доме есть свои бесценные реликвии, они имеют свою историю, свою жизнь, они согревают нас теплом наших предков.
Старые вещи для нас - это поддержка, защита. Они нас постоянно окружают, мы знаем их и доверяем им. Дети приносят в школу игрушки, взрослые в свои кабинеты - дорогие сердцу мелочи. Человек окружает себя вещами, которые дают ему уверенность, силу, энергию и защиту.
Найдите старым вещам достойное место, сделайте из уголка своей квартиры маленький музей, он будет приносить вам радость и согревать вас теплом.
Мы и вещи, окружающие нас, живущие в нашем мире, - единое целое. Мир вещей - это не только среда обитания, это еще и культурный слой. Вещи одухотворены. Не торопитесь расставаться со старыми вещами, ведь они проводники, которые поддерживают связь между прошлым, настоящим и будущим.

Разработка 1. Тема «Кладовая игрушек»
Цель - создать условия для:
- расширения кругозора детей относительно истории возникновения  игрушек, их роли и значимости  в  жизни человека;
- формирования познавательного интереса, любознательности, желания самостоятельно добывать знания;
- воспитания бережного отношения к игрушкам;
- формирования умений выступать перед классом, развития речи, творчества.

Оборудование:  презентация, тряпичная кукла, плакаты с изображением игрушек.

Ход занятия
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Перед тем как мы начнем классный час, отгадаем загадки.
Дети отгадывают загадки об игрушках.

Учитель: Ну что, вы догадались, про что мы сегодня поговорим? Сегодня мы с вами посетим кладовую игрушек. Я думаю, и у вас есть игрушки. Да? А вы знаете, что игрушки появились не в наше время и не во времена  ваших бабушек и дедушек? Двайте посмотрим, когда же все-таки  появилась первая игрушка и как она изменялась из года в год?           

Основная часть
Учитель: Первую игрушку сделал еще древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины - дочке куклу, чтобы та не плакала. И еще тот, кто, сделав себе большое копье, изготовил маленькое копье для сынишки и куклу из щепочки для дочки. А сын и дочь выросли и сделали такие же игрушки своим детям. И пошло...
Многие игрушки сначала были вовсе не для игры. Глиняные свистульки и деревянные дудочки делали, чтобы отгонять злых духов. Той же цели служили и погремушки. Узоры тоже рисовали не для красоты, это были магические знаки. Кукла была изображением богини, а образ коня связывался с солнцем. Но со временем грозные свистульки, гремящие шары, суровые богини превратились в веселые свистульки, утешительные погремушки и народных кукол, а магические знаки стали просто красивыми узорами. Такими они и дошли до наших дней.
А чтобы вы убедились в том, что игрушки не всегда были такими, какие сейчас продаются в магазинах, я расскажу про них.
Это что же за игрушка?
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может,  три, а может,  шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ... (матрешка)
Это знаменитая русская игрушка, которая родилась уже более ста лет назад. Ее придумал художник Сергей Малютин. Он увидел в Японии деревянную куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Кукла эта была японцем - сердитым на вид узкоглазым старичком Да-руму. Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передничек. Нарисовал ей круглые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей - старинным русским именем. Так звали добрую красавицу - девушку, которая работала в доме художника.
Куклы пришли к нам из глубины веков. Исключительная их жизнестойкость, естественно, обусловлена несколькими важными факторами. Начнем с того феномена, что кукла - это странное создание, которое находится на границе живого и неживого, одушевленного и неодушевленного. Люди верили, что эта человекоподобная фигурка обладает таинственными и мистическими возможностями.
По словам археологов, первыми куклами на земле стали фигурки, сделанные из золы. Для изготовления так называемых золовых кукол наши предки собирали золу из костровищ и перемешивали ее с водой. Из получившегося теста скатывали шарик, к которому затем прикрепляли тканевую юбку. Получалась фигурка, отдаленно напоминавшая женщину. Ее называли Бабой. Считалась она оберегом женщины, а также дома и всего рода. Разумеется, хозяева ее берегли как зеницу ока. А как иначе, разве можно потерять или испортить оберег и самому при этом остаться живым и здоровым? Показательно, что тысячелетия спустя Шарль Перро назовет одну из самых трогательных своих героинь Золушкой, от слова «зола».
Но не только золу использовали наши предки для изготовления кукол. Куколку-оберег делали женщины и из своих волос, то есть, остригая, не выбрасывали их, а скручивали в человекоподобную фигурку. Естественно, что таких обережных кукол в руки детям не давали, ведь они предназначались совсем не для игры.
Подобных неигровых кукол было множество у всех народов мира. Например, в некоторых азиатских странах специальных кукол использовали в исцеляющих обрядах. Если человек заболевал, то сначала при помощи особых ритуалов на куклу сбрасывали все хвори ее владельца, а затем эту куклу сжигали, сопровождая все действо таинственными обрядами. В Японии поступали по-другому. Куклу, на которую были сброшены болезни и невзгоды, не сжигали, а сажали в бумажный кораблик и отпускали плыть по реке. Считалось, что когда бумажный кораблик размокнет и вместе с куклой утонет, то вместе с ними уйдут на дно речное и все болезни человека. Похожая традиция существовала и у славян. Куколку Купавку опускали в воду, а к ее ручкам привязывали тесемки, ленточки, ниточки, каждая из них символизировала собой какое-либо человеческое недомогание. Купавка уплывала, и наши прабабушки и прадедушки верили, что болезни уплывают вместе с ней.
На Руси существовало много традиций, связанных с куклой. Тряпичную куклу обязательно клали в постель роженице для облегчения родов, а затем дарили ее новорожденному для защиты от потусторонних сил и различной нечисти. Когда девушка выходила замуж, ей опять же дарили куклу, чтобы уберечь ее от бесплодия. Затем, когда приходило время рожать, куклу снова клали женщине в кровать для облегчения родов, чтобы потом передать ребенку, - круг замыкался.

Вот лишь некоторые из магических славянских кукол.
Берегиня сна - кукла с крыльями, которыми, по поверьям, она отгоняла злых духов.
Кукла «десятиручка» - это кукла со множеством рук. Считалось, что она помогает женщинам управляться по хозяйству. Ее дарили девушке на свадьбу, так как верили, что когда «десятиручка» находится в доме, то у хозяйки все будет ладиться и везде она будет успевать.
А для того чтобы в доме было сытно и богато, хозяйка дома делала куклу «зерновушку» («крупеничку»). Такую куклу делали сразу же после сбора урожая. В основе куклы «зерновушки» находился небольшой мешочек, наполненный зернами. Зерна в мешочек клали самые разные: и пшеницу, и рожь, и овес, и гречиху... Верили, что с такой куклой зерновых в хозяйстве будет в избытке, а значит, семья никогда не будет голодать. Считалось также, что «зерновушка» наделяет женщину чадородием и избавляет ее от бесплодия. Потому «зерновушку», как правило, дарили невесте, чтобы обеспечить молодую семью потомством.
На Руси одной из первых кукол, которые появлялись у ребенка, была кукла «стригушка». Ее делали из скошенной травы. Женщины во время летней страды работали в поле наравне с мужчинами, и оставлять малых детей дома было зачастую не с кем. Приходилось брать малютку с собой. Но ребенку в поле скучно - лежи себе да смотри в небо. Чтобы было чем заняться, с чем поиграть, мама и делала ему «стригушку» - куклу из полевой травы. Нередко женщины вплетали в нее лечебные травы.
Еще одна кукла, которую изготовляла мать для своего дитя, - это тряпичная кукла, которая  делалась без ножниц и иглы, для того чтобы жизнь ребенка была счастливая, а «не резаная и не колотая». Такую куклу делали еще до рождения ребенка и клали ее в колыбельку, чтобы куколка ее «согревала». После рождения малыша куклу подвешивали над колыбелью, чтобы она хранила кроху от недоброго глаза. А когда ребенок подрастал, то он с ней и играл. Кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куклу могла делать любая девочка. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
А вот лица у куклы, как правило, не было, лишь белая материя без глаз, носа и рта. Иногда, конечно, лицо вышивали или рисовали угольком, но все же предпочитали обходиться безликими куклами, так как они считались недоступными для вселения в них злых сил. По старинным поверьям, нечистая сила может проникнуть в человека (а также в животное или в куклу) через глаза, рот, нос или уши. И люди верили, что если нечисть проникнет в куклу, то та способна ожить и навредить ребенку. А безликая кукла  безвредна. Она может принести ребенку лишь радость.
С развитием науки вера в сверхъестественную силу кукол сходила в народе на нет. И куклы-обереги стали уходить из народного быта. С развитием промышленности начали вытесняться из обихода и самодельные куклы. Их место заняли куклы, изготовленные на фабриках. Они и стали незыблемым атрибутом детства и детской культуры. А взрослые перестали воспринимать кукол как сакральные предметы: теперь в их глазах это была только детская забава, развлечение для малышни.
А вы знаете, что в нашей стране жили великие мастера, которые изготавливали из глины, дерева и других материалов знаменитые и в наши времена игрушки? Можете назвать какие-нибудь из этих игрушек? (Дымковская игрушка, филимоновская игрушка.)
Вы, наверное, устали сидеть, давайте немного разомнемся.
Физминутка.

Учитель: Кроме этих игрушек есть и другие, например, абашевская игрушка-свистулька, льняные куклы, гжель, игрушки из соломы.
Ну а теперь, когда я рассказала вам об игрушках, наступило время домашнего задания. Вы приготовили рассказ о своих любимых игрушках. Расскажите нам о них.
1) Что у вас за игрушка?
2) Кто вам подарил игрушку?
3) Берете ли вы ее с собой в школу?
4) Как вы с ней играете?
Дети рассказывают о своих игрушках.

Учитель: Спасибо! Вы все молодцы!

Задания детям:
1. Вспомнить сказки и мультфильмы с участием игрушек.
2. Песни с упоминанием  игрушек.
3. Конкурс колыбельных для кукол.

Учитель: А теперь давайте выйдем в коридор и поиграем в игры, в которые играли еще ваши бабушки и дедушки, - «Ручеек», «Испорченный телефон».
Дети играют в игры.

Учитель: Нас приглашают в королевство игрушек, но там творится что-то неладное. Давайте разберемся, в чем же дело, поможем игрушкам, но для этого слушайте внимательно.

Стихотворение Марии Скребцовой «Королевство игрушек»

За окошком ночь и тишь,
Сладко в доме спит малыш.
Видит он волшебный сон.
Правит королевством он.

Королевство из игрушек:
Из машинок и зверюшек,
Кукол, кубиков, мячей
И из прочих мелочей.

В королевстве «Ахи», «Охи»,
Видно, что дела в нем плохи.
Почему? Тут прост ответ,
В королевстве счастья нет:

В нем машинки без колес,
У ежа оторван нос,
Куклы в грязных сарафанах,
Мяч футбольный в рваных
ранах.

В дырах барабан у мишки,
На полу горюют книжки,
Сломан хобот у слона.
Вся в развалинах страна.

Никудышный в ней правитель,
Он неряха и мучитель.
Он игрушки обижает,
За людей их не считает.

Солнце светит за окном,
Первый луч стучится в дом,
А малыш уже не спит,
За порядком он следит.

Королевская работа
Требует труда и пота.

Вопросы для анализа стихотворения:
1) Какая беда случилась в королевстве?
2) Кто виноват в этом?
3) Почему это произошло?
4) Как малыш исправил ситуацию в своем королевстве игрушек?

Заключительная часть
Учитель: О чем же вы сегодня узнали? Кто назовет, какие игрушки были с нами на доске? Вы будете играть в сегодняшние игры и дальше на переменах? На этом наша экскурсия в кладовую игрушек закончилась. До свидания!

Разработка 2. Тема «История письменности»
Цель - создать условия для:
- ознакомления учащихся с историей возникновения письменности и книг;
- развития познавательного интереса, любознательности,  творческого мышления;
- воспитания бережного отношения к книгам.
Оборудование:  презентация.

Ход занятия
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие во времени. Тема нашего занятия «История письменности». А как вы думаете, книга сразу выглядела так, как в настоящее время? Кто-нибудь знает, когда примерно появилась первая книга и как она выглядела?
Ответы детей.

Учитель: Как вы думаете, давно ли люди научились писать? Для чего нужна письменность?
Ответы детей.

Учитель: Ребята, а на чем мы можем добраться в страну Истории письменности? Вот машина времени, на которой мы отправимся в наше путешествие (см. слайд презентации). На что она похожа? Отправимся на ней в путешествие или нет? Впустят нас в страну Истории письменности?
Итак, объявляется посадка в машину времени. Сядьте удобнее на своих стульчиках и закройте глаза. Наша машина времени начинает телепортацию.

Основная часть
Первая станция -  «Рисуночное письмо».
Учитель: И первая остановка у нас - времена первобытных людей. Кто-нибудь знает, как первобытные люди передавали информацию другим поколениям?
Ответы детей.

Учитель: Они рисовали углем на стенах пещеры рисунки, которые называются наскальными. Посмотрите на доску. Что изображает этот наскальный рисунок? А почему на своих первых рисунках люди рисовали животных?
Ответы детей.

Учитель: Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Уже тогда человек сделал первый важный шаг к изобретению письма.
Я тоже попыталась представить рассказ в виде рисунков. Посмотрите, что у меня получилось.

Эти рисунки обозначают такой текст: человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, поплыл на лодке, охотился на моржа, заночевал. Некоторые виды пиктографии используются и в наше время. Это вывески мастерских по ремонту обуви, часов и т. д. Пиктография годится только для передачи конкретного, вещественного. Вот задание для вас. Представьте рассказ в виде рисунков: «Петя подарил Маше ромашку. Маша была рада подарку. Она позвала его на чай».

Следующая наша станция называется «Предметное письмо».
У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если одно племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копье или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку.
Удобен ли был такой способ письма? Почему?
Ответы детей.

Учитель: Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.
Вампумы - это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.
Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг - значит просит перемирия, человек весь в черном - траур по умершему.
Где можно еще встретить такое цветовое письмо?
Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев - шнуры с узелками, которые назывались  кипу (узел).
Вот как выглядело такое узелковое письмо (см. слайд презентации). Вы можете прочитать, что здесь написано?
Вывод: прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обращать внимание на толщину шнурков и на то, как завязан узел, какие узлы рядом.
Еще и ныне индейцы-пастухи в Южной Америке пользуются шнурами с завязанными на них узелками для подсчета стад. Есть индейское племя, которое пользуется веревочным календарем. Отправляясь в дальний путь, муж оставляет жене шнур, на котором столько узлов, сколько дней он предполагает пробыть в дороге. Дальним отголоском такого письма является и наша привычка завязывать для памяти узелок на носовом платке.

Третья  станция - «Иероглифы и буквы».
Учитель: Сейчас в нашем алфавите 33 буквы. Но так было не всегда. Первые письмена писали в незапамятные времена египтяне. Вместо букв они рисовали всякие знаки, и их письмена напоминали современный ребус. Здесь были изображения львов, сов, ястребов, гусей. Людей рисовали в разных позах. Среди изображений встречались квадраты, треугольники, кружки. Такие письмена назывались иероглифами. Отличались иероглифы от букв тем, что одни значки обозначали целые слова, другие - отдельные слоги. Писать таким письмом было очень трудно, понимать его сложно. Один человек понимал так, а другой иначе.
Другой народ, гиксы, завоевавший египтян, выбрал из множества иероглифов-картинок два десятка, по количеству звуков в языке. Каждый такой значок стал обозначать отдельный звук в слове. Это уже были первые буквы. Ведь буква обозначает звук. Финикийцы упростили алфавит гиксов. Они стали использовать похожие на прежние рисунки значки.
Греки приняли алфавит финикийцев и еще более упростили значки. Ученый греческий монах Кирилл придумал для славян особую азбуку - к греческим буквам он добавил новые,  те, которые встречаются в славянских языках: Ж, Щ, Ю, Ь, Ш и другие. Эта азбука с тех пор называется кириллицей в честь Кирилла, создавшего ее. Немного измененная, эта азбука дожила до наших дней. Азбуку Кирилла учат все первоклассники во всех школах России.
А вы знаете, что люди изобрели бумагу не сразу, как появились первые письмена? Путешествуя по странам и народам, буквы с камня перешли на глиняную табличку, папирус, пергамент, бумагу. О них нам расскажут ваши одноклассники, которые приготовили сообщения.
Сообщения учеников о глиняных табличках, папирусе, пергаменте.

Учитель: Вот так развивалась письменность до нашего времени.

Четвертая станция - «А  знаешь  ли  ты,  что?..».
Учитель: Знаете ли вы о самой большой библиотеке мира? Она находится в Москве, это Российская Государственная библиотека им. В.И.Ленина. В ней хранятся миллионы книг. В отделе «Редкие книги» собраны самые ценные. Особенно бережно хранятся самые первые печатные книги - инкунабулы - книги «колыбельного периода» книгопечатания (от лат. слова «кунэ», что означает «колыбель»).
Некоторые редкие книги - это громадные тома высотой больше полутора метров. Их в одиночку, пожалуй, и не поднимешь. Есть книги-малютки - некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку. Хранятся там и книги, напечатанные на коже, на тонких листах пробки, вытканные на шелке, книги-игрушки в виде консервной банки.
А знаете ли вы, что в книгах живут черви? Чем питаются книжные черви?
Ответы детей.

Учитель: Книжные черви - маленькие бескрылые насекомые. Они питаются отмирающими растениями, а значит, и старой бумагой. Раньше они причиняли большой ущерб библиотекам.
Из чего делают бумагу для книг?
Ответы детей.

Учитель: Исходным материалом является древесина. Чтобы изготовить из нее бумагу, древесные волокна надо измельчить и склеить друг с другом. Делают это вот так. Сначала стружки длиной 2 см смешивают с водой и химическими веществами до состояния кашицы. Эту кашицу варят, отбеливают и еще раз промывают. Потом ее мнут, чтобы измельчить оставшиеся в ней кусочки древесины. В бумагоделательной машине ее еще раз перемешивают и подсушивают.  Специальные валики выжимают оставшуюся воду и спрессовывают волокна. Наконец влажная бумага высушивается, скатывается в рулоны и разрезается.
А знаете ли вы самую ходовую книгу?
Ответы детей.

Учитель: Это Библия. Она читается многими и продается очень большим тиражом.
А знаете ли вы, что крупнейший книжный магазин в мире - «Барнс энд Ноубл Букстор» в Нью-Йорке? Он занимает площадь 14330 квадратных метров, общая длина книжных полок магазина равна 20,71 км. А самая большая газета - «Нью-Йорк Таймс», выпущенная в воскресенье 14 сентября 1987 года, она весила 5,4 кг и содержала 1612 страниц.
Самая дорогая книга - 8 июля 1998 года на аукционе «Кристи» (Лондон) экземпляр «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера был продан за 7394000 долларов. Эта книга была издана в 1477 году и считается первым крупнейшим литературным произведением.
Как хорошо, что на свете есть книги  разного содержания.
Дети читают стихи, посвященные ценности книг.

Учитель: А теперь проверим, как внимательно вы слушали меня и своих одноклассников.
1) Какая письменность была у первобытных людей?
2) Как называется материал из специально выделанной кожи?
3) Сколько букв в нашем алфавите?
4) Этот материал встречался в Египте, использовался для строительства лодок, употреблялся в пищу и в качестве письменного материала.
5) Где и когда придумали бумагу?
6) Какие правила обращения с книгами мы знаем?
Помните, что человечество не зря придумало буквы, слова и письменную речь. Все это для того, чтобы облегчить передачу полезной информации между людьми, чтобы способствовать общению и улучшению взаимоотношений. И обидно, когда люди используют речь для распространения зла и грубости, для написания скверных слов на заборах и в подъездах, для оскорбления близких людей. Пишите добрые письма друг другу.
Спасибо за внимание!

P.S. Третья разработка под названием «Веселые посиделки», презентация к ней, а также презентации к разработкам «Кладовая игрушек» и «История письменности» выложены на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/553

​Людмила ОКОЛОВИЧ, преподаватель педагогики Славгородского педагогического колледжа Алтайского края, Анастасия НЕПОМНЯЩАЯ, студентка 31-й группы, Елена ЯНЦЕН, студентка 31-й группы, победители VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»