Вспомните вступительное слово учителя: «Ребята, сейчас вы будете выполнять административную контрольную работу. Это очень важная работа, от которой зависит отметка за четверть и даже за год. Ее будут проверять завучи и директор школы. Старайтесь». Все. Ребенок психологически сломлен. Перед ним лишь один ориентир - понравиться администрации, отстоять честное имя учителя и класса.
 Для того чтобы изменить ситуацию, я предлагаю варианты контрольных работ, в основе которых - интеллектуально-творческие игры. Наблюдения и беседы с ребятами позволили мне сделать вывод, что если мы смотрим на образование через призму системно-деятельностного подхода, то серия взаимосвязанных контрольных работ будет наиболее эффективной. Например, во втором классе по программе «Школа-2100» на уроках литературного чтения дети читают сказки разных народов, изучают географические объекты и особенности тех или иных стран, их культуру по предмету «Окружающий мир», на уроках музыки знакомятся с фольклором народов мира. Интегрировать и систематизировать все эти знания помогают специально разработанные контрольные работы, главными героями которых являются эльфы и гномы.
 Учитель выступает как посредник между миром людей и миром сказочных героев, открывает дверцу в сказочную страну, где ребят ждут необыкновенные знакомства с жителями, их бытом, увлечениями, даже языком, приключения, путешествия. Ученики вовлекаются в процесс и, сами того не осознавая, решают задачи, примеры, подбирают проверочные слова, пишут сочинения и диктанты, знакомятся с пословицами и поговорками. Дети - живые участники контрольной работы. Словно они не контрольную пишут, а увлеченно играют в динамичную компьютерную игру, в которой нельзя терять ни минуты. А главным девизом становится вступительное слово учителя: «Учиться легко. Как летать во сне. Удачи вам! Работайте с удовольствием!»

Ф.И. ________________________2-й класс

Математика
1. Если решишь примеры и ответы запишешь в порядке возрастания, получится слово. Какое? Это есть у каждого жителя сказочного леса.
2. Гномы решили подсчитать свои желания. У Пика было 111 желаний, у Рики - на 39 желаний больше, а у малышки Лики - столько, сколько у Пика и Рики вместе. Сколько всего желаний насчитали гномы на троих?

3. Уравнения помогут тебе узнать два волшебных слова, которые переводятся как «спасибо» и «пожалуйста». Чтобы их разгадать, надо расставить буквы по алфавиту (1-А, 2-Б...) и прочитать в прямом и обратном порядке.

 х + 421 = 737;     350 - х = 204

4. Гномики построили детскую площадку треугольной формы со сторонами 8 см, 5 см и 3 см. Помоги, пожалуйста, вычислить периметр этой площадки, чтобы гномики могли сделать забор нужной длины.

Русский язык
1. Лика написала на снегу слова. Подул ветерок, и некоторые буквы исчезли. Попробуй восстановить слова.

Ч йка, ж знь, ч до, спат , ш шка, круж ть, доч ка, пол ка, счаст е,
об явление.

2. Маленькие жители сказочного леса приготовили для тебя вопросы. Попробуй ответить на них. Подчеркни правильные ответы.

- В каком слове ь разделительный? Кольца, мальчик, платье, строитель.
- В каком слове пишется о? К...р...ндаш, к...ртина, м...лина, яг...да.
- Сколько слогов в слове ОБВОРОЖИТЕЛЬНЫЙ? 3, 4, 5, 6.

3. Знаешь, чем любят заниматься жители сказочного леса? Им нравится подбирать слова с таким же значением, но с другим корнем и делить их для переноса. Попробуй и ты!
 друг - прия-тель
радостный - __________________
смелый - __________________
большой - __________________
скорый - __________________

4. Проверь свою внимательность. Спиши текст и проверь себя.

 Зимой в сказочном лесу тихо. Иногда слышны голоса гномов. Они играют с пушистыми снежинками. На (У, у)лице (П, п)олянковой сегодня веселье. У гномика (М, м)ика день рождения.

5. Давай напишем послание Мику - ему будет приятно. Начнем вместе, а допишешь сам, если захочешь.

Автор материалов, представленных на этой странице, - лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Лимма Сержанина, учитель начальных классов лицея №107 города Уфы Республики Башкортостан.