В гимназию №1529 я пришла 7 лет назад, до этого работала в нескольких школах Москвы, была методистом, занимала руководящие посты, - рассказывает  куратор научно-методической работы, учитель русского языка и литературы Юлия КУЗНЕЦОВА. - Но могу твердо заявить, что именно здесь чувствую себя удивительно комфортно, поскольку тут потрясающая атмосфера спокойствия и комфорта, вместе с тем учителя, ученики и родители исключительно мотивированы и заинтересованы в результатах своего труда.
Сюда приходят дети не только из Центрального округа, но и со всей Москвы. Местные, само собой, пользуются преимуществом при поступлении, однако со всеми без исключения проводят собеседование, чтобы выяснить их уровень способностей. Это вполне объяснимо - уровень преподавания тут заведомо выше, чем в обычной школе. А поскольку гимназия многие десятилетия хранит традиции углубленного изучения иностранных языков (помимо английского  французский, немецкий и латынь) и дети уже в 5-м классе свободно изъясняются на одном из них, вряд ли кто-то потянет программу, если у него серьезные проблемы с этим предметом.
Но гимназия сильна не только языками. Здесь уже давно реализовано полноценное профильное образование, помимо чисто филологических открыты социально-гуманитарный, социально-экономический и естественно-научный классы. В результате выпускники поступают не только в МГИМО, но и в медвузы, а также на журналистские, экономические и прочие уважаемые факультеты ведущих университетов мира.
- Несколько лет назад, - вспоминает Юлия Константиновна, - один наш выпускник, который учился в МГУ, организовал здесь экономический кружок, который сам же и ведет до сих пор. Благодаря ему возникло очень интересное сообщество из 25-30 учеников, заинтересованных прикладной экономикой. Вместе с преподавателем они посетили множество интересных учреждений - Альфа-банк, Газпром, ММВБ, ВТБ-24, Ренессанс-групп, были на заводах Samsung и Volkswagen в Калужской области. Что это, если не профориентация в ее оптимальном исполнении?
Педагогический коллектив примерно на треть состоит из молодых (в системе образования так называют тех, кому еще не стукнуло 40) учителей. При этом три четверти имеют высшую квалификационную категорию, а остальные к этому стремятся. Именно благодаря инициативным преподавателям гимназия ежегодно выдвигает кандидатуры на творческие конкурсы - «Учитель года», «Самый классный классный» и многие другие. Здесь есть победители ПНПО, обладатели гранта правительства Москвы.
В гимназии создан управляющий совет, куда входят учителя, ученики и родители. Этот орган утверждает решения педсовета, участвует в распределении средств из надтарифного фонда. Благодаря ему родители всегда в курсе того, что происходит в школе и что планируется в перспективе.
Не каждое образовательное учреждение сегодня может похвастаться наличием общественных организаций, созданных по инициативе снизу. А здесь помимо управляющего совета, совета ветеранов и профсоюза есть еще и детская общественная организация - школьная республика «Исток». И возглавляет ее свой собственный президент - ученик, разумеется. Нынешнего действующего главу зовут Никита Горяинов, он учится в 9-м «А» классе.
- Изначально идея заключалась в том, чтобы создать некую альтернативу пионерской и комсомольской организациям, которая взяла бы от них все лучшее, но не была  политизирована, - говорит куратор по социальному проектированию, экспериментальной  и воспитательной работе Марина КОЧЕРГИНА. - В 2006 году мы вместе с детьми поехали в выездной зимний психологический лагерь по социальному проектированию. Там и возникла мысль организовать свою собственную школьную республику. Причем проект, начиная от атрибутики и заканчивая распределением функций государственных органов, придумали сами дети. А для написания конституции, кстати, был приглашен наш выпускник, который на тот момент оканчивал юридическую академию. Так что этот документ у нас проработан исключительно профессионально.
Президент избирается на
1 год, затем проходят выборы. Кандидаты вывешивают свои программы на всеобщее обозрение, затем в актовом зале защищают их на общем собрании, после чего избиратели - дети, учителя, администрация школы - опускают в специальную урну для голосования свои бюллетени. Счетная комиссия в отдельном помещении подсчитывает голоса. Словом, все происходит как у взрослых, за исключением разве что грязных технологий и подтасовок. Стать президентом может любой ученик нашей гимназии начиная с 8-го класса.
Об успешности образовательного учреждения обычно судят по каким-то конкретным результатам, например  ЕГЭ, ГИА, олимпиадам и прочим достижениям. Как оказалось, гимназии и здесь есть чем гордиться.
- Максимальный первичный балл ЕГЭ у нас традиционно высокий по русскому и английскому языкам, биологии, химии, истории, обществознанию и некоторым другим предметам, - говорит Юлия Кузнецова. - Все это благодаря не только профильному образованию, но и грамотно выстроенной работе по подготовке к госэкзамену. Мы не занимаемся натаскиванием на тесты и не используем дополнительные уроки, чтобы еще раз прогнать задания ЕГЭ прошлых лет, как это принято во многих школах. Учителя просто на каждом занятии стараются акцентировать внимание на том материале, который будет на экзамене, однако не уделяют именно ему все время урока.  
По глубокому убеждению Юлии Константиновны, готовить к ЕГЭ надо уже с 5-го класса, чтобы дети сразу ориентировались на будущее и у них формировалась система подготовки к экзамену. Но очень важно, чтобы при этом у них еще что-то оставалось в голове помимо этой схемы, поскольку учатся они совсем не для того, чтобы сдать госэкзамен. И как бы ни ругали ЕГЭ, не стоит открещиваться от тех плюсов, которые в нем есть.
Ежегодно  округом и городом подводится рейтинг успешности образовательных учреждений по результатам госэкзамена.  В прошлом учебном году надо было набрать более 220 баллов по трем любым дисциплинам. Выяснилось, что гимназия №1529 вошла в пятерку лучших школ округа. И это притом что 4 других образовательных заведения - очень сильные профильные школы с большим количеством учащихся. А по результатам городского рейтинга  мы на 22-м месте. Это очень высокая оценка наших достижений.
В этом году в порядке эксперимента проверку немного модернизировали, взяв не три, а четыре любых предмета, по которым нужно было набрать не менее 275 баллов. Но и тут оказалось, что 1529-я заняла почетное 4-е место по округу, и здесь такие результаты у 77 учащихся  из 90 выпускников (напомним, что всего в школе на данный момент 625 ребят).
Тогда проверяющие придумали другую систему оценивания школ - по трем любым предметам плюс обязательная математика. Неудивительно, что позиции гимназии ничуть не поколебались.
- В 2011-2012 учебном году у нас было двенадцать стобалльников, - говорит Юлия Кузнецова. - 19 выпускников награждены золотыми и серебряным медалями. Несмотря на то что их статус сейчас далеко не тот, что раньше, наши ребята понимают: медаль все-таки очень важна. C одной стороны, это отличная оценка успешности обучения, а с другой - солидный вклад в портфель достижений, который учитывают многие вузы.
Кстати, портфолио здесь делают не только ученики, но и учителя. Взрослые и дети вносят туда результаты своей деятельности в многочисленных мероприятиях, специально отмеченных в большом настенном календаре, который есть у каждого школьника и педагога. Это и выборы президента школьной республики «Исток», и Грибоедовские чтения, и гимназическая ассамблея «Зажги свою звезду», и поездки, и экскурсии, и много-много других полезных и увлекательных дел.
Интересно, что в олимпиадах, особенно на школьном уровне, участвуют практически все дети, причем на окружной этап выходят более половины. Ребята регулярно занимают места в городских олимпиадах по праву, французскому, английскому, истории.
- К сожалению, вынуждена констатировать, что с каждым годом уровень вопросов по некоторым олимпиадам все дальше и дальше отдаляется от школьной программы, - сетует Юлия Константиновна. - И если раньше упор был на умение использовать знания в рамках школьной программы, на творчество и фантазию, то теперь требования сводятся к знанию конкретных сведений, которые можно получить только из дополнительных источников. К тому же при всех плюсах ЕГЭ успехи наших детей на олимпиадах происходят все-таки не благодаря, а вопреки ему. Олимпиады выигрывает тот, кто знает гораздо больше, чем нужно для сдачи на экзамене, а также тот, кто умеет мыслить иначе, чем требуется для его сдачи. Тем не менее не стоит сравнивать одно с другим. Все-таки экзамен - это очень технологичный процесс, и придуман он для массовой оценки уровня знаний, а олимпиада - это индивидуальный отбор лучших из лучших.
Так или иначе, но успехи гимназистов и их преподавателей более чем очевидны. И что-то мне подсказывает, что дело тут не только в удачном расположении 1529-й относительно местных святынь... Хотя, думаю, и в этом тоже.