Обучаясь по программе, младшие школьники получают элементарное представление о взаимодействии искусства с жизнью, осваивают приемы работы с изобразительными средствами и основы изобразительной деятельности. В 5-7-х классах ребята закрепляют полученные навыки через изучение изобразительных (пластических) искусств стран Древнего мира, Средних веков, России. В 8-9-х классах ученики рисуют в процессе изучения жанров и основных стилевых направлений в изобразительном искусстве XVIII-XX вв. Курс «Изобразительное искусство и его история» в 5-9-х классах закладывает основы искусствознания и является связующим звеном между уроками изобразительного искусства в начальной школе и МХК в старших классах.
Для внедрения авторской программы проводятся курсы повышения квалификации, мастер-классы и семинары для учителей города Екатеринбурга и Свердловской области, создан авторский сайт (inka.duma.midural.ru), на котором представлены методические материалы.
Занятия, проводимые в рамках внеклассной работы по предмету, условно делятся на две группы: аудиторные и внеаудиторные.
На аудиторных занятиях предусматривается освоение различных видов художественной творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, подготовка творческих работ к выставкам, беседы, просмотры фильмов и слайдов об искусстве.
Внеаудиторная форма работы предполагает экскурсионную и проектно-поисковую деятельность. Экскурсии в свою очередь условно разделены на учебные и образовательные.
Как правило, учебная экскурсия - наглядная иллюстрация к учебному материалу по предмету, основанная на разнообразных объектах культурного наследия, не предусматривающая формирование школьниками собственной картины мироздания.
Образовательная экскурсия как педагогический метод позволяет преобразовать окружающую среду в среду развития личности ребенка (подростка). Такая форма обучения (метапредметная экскурсия - путешествие с элементами проектно-поисковой деятельности) может осуществляться как в реальном мире объектов культуры, так и носить виртуальный характер.

Этапы работы
1. Определение темы виртуального образовательного путешествия («Путешествие по средневековому замку») в контексте с материалом, изучаемым на уроках изобразительного искусства (авторская программа «Изобразительное искусство»; тема года 6-го класса «Изобразительное искусство и его история. V-XVII века»).
2. Выбор реальных объектов, создающих возможность для выявления многообразия связей, существующих в культурном пространстве. Определение очередности их исследования.
3. Формулирование проблемы, заданий и вопросов, определяющих направление и последовательность поиска информации.
4. Обзор рекомендуемых для работы источников информации в сети Интернет.
5. Составление маршрутного листа - алгоритма деятельности в виртуальном пространстве.
6. Разработка критериев оценивания выполненных работ.

Критерии оценивания
1. Соответствие требованиям к оформлению работы (объем, содержание, визуальный ряд).
2. Качество представленного материала.
3. Творческий подход к выполнению и оформлению работы.
4. Соблюдение сроков выполнения работы.
5. Защита проекта перед классом.
По каждому критерию учитель выставляет от 0 до 2 баллов. 0 баллов - отсутствие, 1 - наличие, 2 - яркое проявление.
Выполненные согласно требованиям проекты оцениваются в 10 баллов и являются своеобразным банком запасных баллов ученика. Баллы могут быть использованы «вкладчиком» для повышения своих текущих отметок (например, вместо троек или четверок в классный журнал можно выставить «пять»).
Деятельность учеников, направленная на непредусмотренные заданием действия (например, изготовление макетов), поощряется дополнительными баллами.

Маршрутный лист
Дорогие шестиклассники! Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие по средневековым замкам Западной Европы. Пройдя по предложенному маршруту, вы сможете создать образ своего замка-крепости. Итогом работы станет выполненное в электронном виде или на бумажном носителе описание вашего замка с иллюстрациями. Конечный объем работы - 10 страниц. Текст можно набирать самостоятельно или использовать цитаты с сайтов. Выполняя проект, не стесняйтесь советоваться со старшими в семье! Если родители будут принимать активное участие, считайте себя руководителями проекта и держите все под контролем! До встречи!
«Средневековые замки, мощные крепости, неприступные бурги, прекрасные шато, грозные цитадели, величественные кремли - все это относится к тому богатому наследию, которое донесли до нас Средние века. Эти сооружения гения человеческой мысли до сих пор уносят нас в то время, когда воин мог рассчитывать только на силу своих рук и смелость. Некоторые из них дошли до нас практически в неизменном виде. И сегодня порой кажется, что слышишь лязг оружия, крики лучников на стенах и вдыхаешь дым костров неприятеля.
1. На титульном листе проекта необходимо представить следующую информацию: автор(ы) проекта; название проекта «Путешествие по средневековому замку... (придумайте ему имя)»; класс, школа, город, год. Желательно украсить титульный лист красивой фотографией замка реального или в стиле фэнтези. Для этого используйте поисковую систему yandex.ru или www.rambler.ru и ключевые слова «замок фэнтези картинки».
2. Место для замка обычно тщательно подбиралось. Зайдите на сайт www.allcastles.ru - Замки мира: история, архитектура, фото. По ссылке «Карта всех замков сайта на Google Maps» найдите замки Западной Европы и ознакомьтесь с информацией о них. Выберите вариант наиболее удачного месторасположения своей будущей крепости. Объясните, что определило ваш выбор. Какой замок-крепость сегодня расположен на этом месте? Скопируйте и вставьте в текст его фотографию; обязательно дополните необходимыми пояснениями.
3. Строя крепость, всегда большое значение придают безопасности его обитателей. Информацию о том, как сооружали крепостные стены в разные времена разные народы, вы найдете на сайте www.stroyka.ru/Materials/detail.php?ID=287853. Чьи варианты крепостных стен вам кажутся наиболее эффективными с точки зрения защиты и эксплуатации? Основываясь на понравившихся вам элементах, опишите стены, которыми вы хотите окружить свой замок. Дополните текст фотографиями, чертежами или своими зарисовками.
4. На сайте mir-zamkov.net - Мир замков - выберите наиболее удачный, на ваш взгляд, план крепости. Представьте его с необходимыми письменными пояснениями и списком построек. Дополнительную информацию посмотрите в разделе «Материалы», статья «Устройство замка».
5. Описывая быт обитателей своей крепости, используйте цитаты из текста на сайте mir-zamkov.net - Мир замков. Для этого необходимо пройти в раздел «Материалы» и прочитать статью «Жизнь в замке».
6. Как одевались люди Западной Европы в Средние века? Об этом вы узнаете на сайте www.costumehistory.ru - История костюма, раздел «Средневековье». Посмотрите иллюстрации на сайте gorod. crimea.edu/librari/ist_cost - История костюма в картинках, глава «Средневековая Европа». Выберите одежду для обитателей своего замка. Подбирая иллюстрации, не забудьте кратко описать женскую и мужскую моду этого периода.
7. Хозяева замка очень заботились об интерьерах помещений, в которых жили. Для создания уюта и сохранения тепла серые шершавые стены завешивали толстыми ткаными коврами-шпалерами. В разнообразных виртуальных музеях представлены коллекции шпалер. Зайдите на сайт shpalera.ru/index.aspx. С главной страницы перейдите в раздел «Панно», потом «Средневековье». Дайте краткую характеристику шпалерному искусству. Выберите ковер, которым украсите стену главного зала своего замка, и опишите его сюжет. Для получения дополнительной информации воспользуйтесь поисковыми системами (см. пункт 1) и ключевыми словами «шпалеры гобелены Средние века картинки». Можно создать свой эскиз шпалеры, описывающий жизнь и легенды Средневековья.
8. Замки хранят множество тайн. Каждый замок имеет свою уникальную, неповторимую, порой зловещую, но всегда захватывающую легенду о его строительстве, происшествиях, обитателях. Эти легенды зачастую полны мистики, вызывая интерес к удивительным архитектурным творениям! Вернитесь на сайт www.allcastles.ru. Если вы не боитесь привидений, холода и секретов потайных комнат, пройдите в раздел «Легенды». Прочитав тексты, сочините легенду о своем замке. Не забудьте об иллюстрации, выполненной самостоятельно или найденной в Интернете.
9. Путешествуя по маршрутному листу, вы, возможно, отклонялись от курса и уходили по другим ссылкам. Что интересного вы узнали о средневековых замках? Выберите наиболее удививший вас факт и расскажите нам о нем. Например, оказавшись на сайте www.surin.ru/?p=245, я узнала, что «винтовые лестницы в башнях средневековых замков строились таким образом, чтобы подъем по ним осуществлялся по часовой стрелке. Это делалось для того, чтобы в случае осады замка защитники башни имели преимущество во время рукопашной схватки, так как наиболее сильный удар правой рукой можно нанести только справа налево, что было недоступно атакующим. Существует только один замок с обратной закруткой - крепость графов Валленштейнов, так как большинство мужчин в этом роде были левшами». Не забудьте указать ссылку на источник информации! Хорошо бы дополнить текст поясняющей иллюстрацией.
10. Составьте словарь терминов, которые были использованы вами при описании созданной крепости. Для этого зайдите в раздел «Глоссарий» на сайте www.allcastles.ru - Замки мира: история, архитектура, фото. Текст желательно сопровождать иллюстрациями.

Приложения (примеры работ шестиклассников) опубликованы на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/542

​Ирина СЕРИКОВА, учитель изобразительного искусства, черчения и мировой художественной культуры средней школы №168 Екатеринбурга, победитель XIV Всероссийского конкурса «Сто друзей»