Прежде чем огласить итоги проверок, заведующий отделом охраны труда и здоровья Центрального совета профсоюза Юрий Щемелев рассказал членам исполкома о непростой ситуации, которая сложилась на сегодняшний день с предоставлением компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда: «Как члену рабочей группы по охране труда и здоровья Российской трехсторонней комиссии, мне довелось в последнее время довольно часто принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с реформированием системы предоставления компенсаций для данной категории работников.
Должен сказать, что, несмотря на все усилия и противостояние профсоюзов, со стороны Правительства РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей идет жесткая установка на решительное сокращение и отмену причитающихся льгот и компенсаций «вредникам», а в последнее время муссируются откровенные предложения по снятию гарантий в части предоставления дополнительного отпуска педагогическим, медицинским и другим работникам, занятым на работах с особыми условиями труда.
Как известно, сегодня данные вопросы регулируются не только статьями 92, 94, 116, 117, 146, 147 и 219 Трудового кодекса РФ, действующим механизмом централизованного Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден Госкомтрудом СССР и ВЦСПС в октябре 1974 года) и отраслевыми перечнями, но и отдельными постановлениями Правительства РФ, в частности 870-м постановлением от 20 ноября 2008 года, по существу, они являются дополнительными условиями для предоставления компенсаций.
Правительство РФ и непосредственно Министерство труда предлагают перейти от списков и перечней к предоставлению компенсаций по фактическим условиям труда, исключительно по результатам аттестации рабочих мест (АРМ).
И сейчас в большинстве случаев работники образовательных учреждений, занятые во вредных условиях труда, лишаются дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня и повышенной оплаты труда. В конечном итоге это приводит к ухудшению здоровья работников и их материального положения.
Особо хочу остановиться на породившем много шума и кривотолков частном определении Верховного суда РФ от 4 апреля 2012 года, в котором оспаривается вышеупомянутый Список, предоставляющий право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, и Инструкция о порядке его применения. Получив данное определение, региональные органы исполнительной власти сразу же, не раздумывая, принялись активно рассылать на места указания о том, что Список и перечни не действуют, и тем самым проводить политику секвестирования компенсаций, особенно в тех случаях, когда АРМ по каким-либо причинам (в основном финансовым) не была проведена.
В связи с многочисленными обращениями по поводу данного определения Верховного суда, сначала ФНПР, а затем и Роструд дали разъяснения, в которых указывается, что дословно «мотивировка Верховного суда РФ не признает оспариваемый акт, то есть вышеупомянутый Список, не действующим, а лишь выносит в резолютивной части определение о прекращении производства по делу». Таким образом, суд не выносил решения о признании нормативного правового акта недействующим.
ЦС профсоюза незамедлительно отправил в региональные организации письма с разъяснением ФНПР по данному вопросу.
Вместе с тем ситуация с предоставлением льгот и компенсаций меняется каждый день и остается крайне напряженной.
В связи с этим хочу еще раз подтвердить принципиальную позицию профсоюзной стороны РТК по реформированию системы предоставления компенсаций, которая была озвучена на заседании рабочей группы в сентябре. Она заключается в следующем.
Необходимо сохранить механизм предоставления компенсаций на основе Списка и отраслевых перечней. Их предлагается применять как основную нормативную базу предоставления компенсаций с использованием результатов АРМ и заключений медико-биологического характера применительно к конкретным видам профессий и производств. При этом компенсации должны устанавливаться на определенный срок, необходимый для принятия организационных и технических мероприятий, обеспечивающих формирование благоприятных условий труда.
Внести изменения и дополнения в постановление Правительства РФ от 20.11.2008 года №870 для ускорения разработки Минтрудом России условий предоставления сокращенного рабочего дня, минимальной продолжительности дополнительного отпуска и минимального размера повышения оплаты труда исходя из отраслевой специфики».
Затем Юрий Щемелев представил членам исполкома итоги тематической проверки, в которой приняли участие 63 региональные (межрегиональные) организации профсоюза.
За два месяца, с апреля по май 2012 года, проверено 8006 образовательных учреждений. В том числе 3835 школ, 3141 учреждение дошкольного образования, 630 учреждений дополнительного образования, 112 учреждений НПО, 117 - СПО, 82 вуза, 89 других образовательных учреждений.
В общей сложности в проверенных учреждениях трудятся 508049 человек. 76792 из них заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, что составляет 15,1%.
Самыми «вредными» оказались школы (40,5%), за ними следуют детские сады (28,6%) и вузы (21,9%).
Из всех гарантий и компенсаций за вредные условия труда наиболее значительной и характерной для работников образовательных учреждений является оплата труда в повышенном размере. Ее получают 57,8 тысячи человек.
Вторым идет такой вид компенсации, как дополнительный отпуск. Он предоставляется каждому третьему работнику, занятому на работах с вредными и опасными условиями труда.
На третьем месте - сокращенный рабочий день, по нему работают 16,7 тысячи человек.
На установление своевременности и полноты назначения компенсаций работникам за вредные условия труда и была нацелена тематическая проверка.
Многочисленные факты нарушений требований законодательства, обнаруженные при проверках, свидетельствуют о том, что данные гарантии зачастую не соблюдаются работодателями (должностными лицами).
Выявлено 2411 случаев грубейших нарушений требований трудового законодательства в части предоставления компенсаций, а именно: работодатели без проведения аттестации рабочих мест не назначают или даже отменяют льготы, полагающиеся работникам, занятым во вредных условиях труда. Экстраполируя это значение на всех работающих в образовании, можно предположить о существовании 482 тыс. аналогичных нарушений.
При проведении предварительных и периодических осмотров работников образовательных учреждений также отмечается значительное количество нарушений. Основное из них - проведение медосмотров за счет работников - 10621 случай.
Не являются исключением и вопросы обеспечения работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Здесь также имеются случаи обеспечения спецодеждой за счет работников - выявлено 3286 случаев.
Количество работников, обеспеченных спецодеждой и СИЗ в соответствии с нормативами (90327 человек), значительно ниже, чем предусмотрено (105428 человек).
По итогам проверки инспекторами профсоюза выдано 1824 представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, 108 требований о привлечении к ответственности виновных лиц; 36 материалов направлены в Государственную инспекцию труда, 10 - в прокуратуру.
Рассмотрев итоги тематических проверок, исполнительный комитет постановил: «Межрегиональным, региональным организациям профсоюза, технической инспекции труда профсоюза:
- продолжить дальнейшую деятельность в реализации защитных функций по контролю за предоставлением гарантий и компенсаций работникам образовательных учреждений, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также реализации их права на предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);
- совершенствовать формы работы по взаимодействию с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, территориальными органами государственного надзора и контроля, прокуратурой по соблюдению требований законодательных и иных нормативных правовых актов в части предоставления льгот и компенсаций работникам образовательных учреждений, занятым на работах с неблагоприятными условиями труда;
- рассмотреть возможность материального и морального поощрения первичных профсоюзных организаций, технических, внештатных технических инспекторов труда профсоюза, уполномоченных по охране труда профкомов, активных членов профсоюза, отличившихся в работе по проведению тематических проверок в образовательных организациях».